Ответ на кризис в Украине должен быть жестким

Среда, 4 апреля 2007, 13:42

Ключевой обязанностью института президента является обеспечение соблюдения конституции и гарантирование соблюдения всеми политическими силами ее политических принципов.

Это всегда было моим главным приоритетом, поскольку от этого зависит восприятие Украины как нормальной европейской демократии. Также это необходимое условие реализации наших национальных приоритетов.

Наша молодая демократия стала перед новым и опасным вызовом, который требует четкого и немедленного ответа. Этот вызов идет со стороны правящей коалиции, которая превысила свои полномочия и стремится монополизировать политическую власть, даже путем нарушения конституции и игнорирования четкого демократического волеизъявления народа Украины.

Со времени формирования нового правительства в прошлом году я неоднократно призывал премьер-министра действовать в духе единства и согласия. Вместе с тем правящая коалиция начала последовательную кампанию, направленную на смену конституционного баланса между ветвями власти и искажение результатов последних парламентских выборов.

Такая ситуация не могла продолжаться дальше. Мы не можем построить успешное демократическое общество, если ключевые участники политического процесса не хотят уважать правила демократической системы власти и отказываются исполнять волю народа.

Именно поэтому у меня не осталось другого выбора, чем принять решение о роспуске парламента и назначении внеочередных парламентских выборов на 27 мая 2007 года.

Это является крайним шагом, но я убежден, что национальные интересы Украины требуют этого.

В демократических странах народ - основной и окончательный арбитр в системе власти. Только он дает полномочия на правление.

Именно поэтому мы должны обратиться к нему для решения этого политического кризиса. Только доверяя мудрости народа Украины, мы можем найти выход из этого политического пата и получить национальный консенсус, необходимый для продвижения Украины вперед.

Я не жалею, что старался найти широкое политическое согласие при сложных условиях, вызванных прошлыми парламентскими выборами.

Я как президент в своих действиях руководствовался долгосрочными интересами Украины, а не личными преимуществами или скрытой выгодой.

Я считаю, что это было важным тестом нашей политической зрелости и возможности завершить процесс демократической нормализации.

Для опытных демократических обществ является нормой, когда результаты обязывают политических оппонентов работать на партнерской основе.

Германией сегодня руководит "большая коалиция" левых и правых. Франция также имеет примеры "сосуществования".

Конституция США даже поощряет такую ситуацию, поскольку места в Белом доме и Конгрессе, как правило, распределены между разными политическими партиями.

Несмотря на это, такие общества остаются стабильными, процветающими и не имеют проблем с управлением. Причина простая. В каждом случае политические элиты понимают, что есть нечто важнее, чем стремление к политической власти.

Уважая желание своих избирателей, они стремятся к распределению власти в национальных интересах.

Конечно, идеи и программы являются предметом для дискуссии и обсуждения, иногда даже в грубых формах. Но все стороны должны придерживаться границ, чтобы политическая конкуренция не навредила созданию демократического устройства.

Когда существует вероятность риска, стороны избирают компромисс, а не конфронтацию.

Прежде всего, они уважают свои собственные конституции и придерживаются принципа сдерживаний и противовесов, который жизненно необходимым для предотвращения монополистического злоупотребления властью.

И руководствуясь именно такими подходами, в прошлом году я подал кандидатуру Януковича, после того, как стало очевидно, что оранжевые партии не способны сформировать большинство.

После всего, что произошло, ни у кого не может быть никаких сомнений в том, что это было решение, которое далось мне очень тяжело. Но я был убежден в том, что оно было на благо и в интересах Украины.

Частью этого процесса стали мои переговоры относительно заключения Универсала национального единства с целью объединения Президента и Правительства на основе единой платформы, которую определяли согласованные и реальные цели, соответствующие желаниям и стремлениям украинского народа.

Он базировался на историческом компромиссе, на основе которого я надеялся объединить демократические изменения в Украине и заложить основы для новой эры стабильности и прогресса.

Мне очень жаль, что дух примирения и компромисса, которые так необходимы для достижения успеха, не был поддержан правящей коалицией. Вместе с тем они последовательно проводили недобросовестную политику, которая все больше вредила политическому развитию Украины.

Вместо того, чтобы поддержать соглашение о распределении полномочий, они направили свои действия на его подрыв и захват полномочий для себя при любой возможности и любым способом.

Вместо того, чтобы уважать выбор украинского народа, свободно выявленный во время выборов, они обратились к махинациям, направленным на смену баланса сил в парламенте самым недемократическим способом.

Вместо того, чтобы поддерживать политическую конкуренцию в законодательных рамках, они пренебрегли Конституцией, спеша устранить своих оппонентов и монополизировать власть.

Эти действия недостойны ответственных демократов. Они отображают отношение и поведение, которое украинский народ по праву может считать отошедшим в наше прошлое.

Я считаю, что это является вопросом наибольшего национального веса. Если Украина хочет, чтобы ее признали составной частью сообщества европейских демократий, то крайне необходимо решить данный кризис в соответствии с нашими конституционными принципами.

Если мы не можем уважать принцип верховенства права внутри страны, то как можно верить в то, что мы будем уважать принципы международного права?

Я надеюсь, что Янукович поймет, что новые выборы - это единственный способ решить данный кризис.

Настоящие демократы никогда не должны бояться вердикта народа. Только те, кто упрямо продолжает предпочитать старые подходы, могут хотеть, чтобы наше политическое будущее решалось путем интриг и закулисных договоренностей. Украина может продемонстрировать, что все это осталось позади.

Кроме Financial Times статья Ющенко опубликована в среду в изданиях Le Figaro, Rzeczpospolita и Corriere della Sera.