"Могу взять". Подпись: Сюзанна Станик
Бронепоезд досрочных выборов, который тронулся двадцать дней назад по свистку Виктора Ющенко, должен был привезти его в страну возвращенной власти. Но обшивка не выдержала ударов антикризисной коалиции, и вместо овеянной мечтой точки следования, он оказался в депо. Ситуация после роспуска парламента зашла в тупик...
...выход из которого Виктор Ющенко и Виктор Янукович ищут во время регулярных встреч. Впрочем, происходят они в непривычном формате.
По рассказам источников "Украинской правды", несколько раз переговоры первых лиц государства происходили в присутствии двух человек – послов США Вильяма Тейлора и Германии Рейнгарда Шеферса. Дипломаты выступают своеобразными гарантами между украинскими президентом и премьер-министром, которые достигли высокого мастерства в практике взаимных "кидков" и банально не доверяют друг другу.
О содержании предложений Ющенко, которые он высказал премьеру, рассказал заместитель лидера фракции Партии регионов Василий Хара. Перечень требований, по словам депутата, пересказала Раиса Богатырева после встречи с Януковичем:
"Первый пункт – признать указ президента о роспуске Верховной Рады конституционным.
Пункт второй – признать нелегитимными решения парламента.
Пункт третий – Ющенко предлагает заблокировать работу Конституционного суда и приостановить действие указа, чтобы мы могли внести изменения в закон о выборах и в закон о бюджете по части финансирования выборов.
Пункт четвертый – Ющенко требует постановить новую редакцию закона о Кабинете министров и постановить закон о президенте с расширением его полномочий.
Пункт пятый – сделать Универсал национального единства законом. И так далее...".
Из того, что известно Украинской правде, среди требований Ющенко есть также гарантирование прав оппозиции и запрет на присоединение депутатов от оппозиции к коалиции.
По словам Хары, Партия регионов отказалась от этого плана. "Причину этого вы видите в первом пункте. Все предложения Ющенко начинаются с одного – требование к депутатам сделать самим себе харакири. А разве мы похожи на сумасшедших?"
С каждым днем приближения к 27 мая, когда, по указу Ющенко, предусмотрено проведение выборов, становится понятно, что президент вынужден будет приостановить его действие. В антикризисной коалиции понимают, что время работает на них, и потому не горят желанием идти на уступки.
Один из лидеров Партии регионов озвучил в разговоре с "Украинской правдой" границу их готовности к переговорам:
"Не может быть компромиссом, когда одна сторона в костюме, а другую раздели до трусов и майки! Если надо, мы готовы внести изменения в закон о Кабинете министров. Подумать о механизме, который бы не позволил увеличивать коалицию. Вернуться на исходные позиции, когда в коалиции 239 голосов, в оппозиции – 211. Но новые выборы – это не компромисс! Если хотите их проводить – то ждите решение Конституционного суда".
Ситуация в самом суде неопределенная. В последние дни судей развлекает представитель правительства Нимченко – в прошлом судья-докладчик по делу, которое разрешило Леониду Кучме баллотироваться на третий срок. Тогда у этого судьи были сомнения в арифметике – теперь в том, что под указом о роспуске парламента стоит подпись именно Ющенко. Поэтому он предлагает провести экспертизу. По некоторой информации, на самом деле, там может быть президентское факсимиле.
Атмосфера в Конституционном суде усложняется взаимной враждебностью и слабо скрытой ненавистью между частью судей. Источники "Украинской правды" описывают состояние членов КС как неготовность брать на себя ответственность.
Во-первых, на судей давит фактор разрешения Кучме баллотироваться на третий срок. И нынешнее решение, каким бы оно не было, не удовлетворит одну или другую сторону, что еще больше подорвет авторитет суда на Восточной или, наоборот, Западной Украине.
Во-вторых, судьи взволнованы, что им приходится определять конституционность указа Ющенко, который распустил парламент из-за переходов депутатов в коалицию на индивидуальной основе. При том, что нет толкования самого КС относительно императивного мандата.
В-третьих, судьи вынуждены будут устанавливать факты – например, об узурпации власти со стороны коалиции, как это выписал Ющенко в своем указе – что не является их компетенцией, которая состоит только в трактовании норм Конституции.
Поэтому, говорят осведомленные люди, судьи не хотят спешить с вынесением вердикта. И его может не быть на текущей неделе. Потом настанут четыре дня выходных, потом еще несколько рабочих, и снова отдых.
По сути, много кто считает, что лучшим выходом для членов КС было бы дождаться, пока договорятся политики, и по результатам этого выписать решение суда.
А потому вместе с вариантом признания указа Ющенко антиконституционным или, наоборот, юридически безупречным, существует и третий путь – просто закрытие судопроизводства по делу.
На судей также чрезвычайно давит фактор Сюзанны Станик – как ее персоны, так и того, как она стала докладчиком по делу.
Вопреки заверениям Генпрокуратуры, что в действиях Станик нет оснований для возбуждения уголовного дела, история с подозрениями относительно взяток продолжается.
Об этом свидетельствует, например, свежий запрос с подписью начальника спецподразделению СБУ, который получила "Украинская правда". Спецслужба требует строительную компанию выдать ей документы относительно легендарных двух квартир мамы Сюзанны Станик в Нестеровском переулке, который возле Львовской площади.
Во вторник первая заместительница министра Кабинета министров Елена Лукаш триумфально обнародовала ответ исполняющего обязанности главы СБУ Наливайченко о том, что ее телефоны не прослушивались спецслужбой, делая из этого вывод, что фальшивой является расшифровка разговора, где она со Станик будто бы обсуждают давание взятки.
Однако, по данным людей с Банковой, радость эта преждевременна, поскольку информация могла быть снята не с телефонных переговоров, а с живого разговора между Лукаш и Станик.
Другая проблема Конституционного суда – это статус самой Сюзанны Станик.
Началось все издалека. Легитимность Станик как судьи Конституционного суда вызывает сомнения в секретариате президента.
Она принесла присягу на заседании Верховной Рады 22 апреля 2004 года. Это был горячий день, когда рассматривался вопрос фальсификации выборов в Мукачево, и присяга Станик прошла незамеченной.
Как вытекает из стенограммы того пленарного дня, в зале отсутствовал Леонид Кучма – тогда как закон о Конституционном суде содержит прямое требование, что судья вступает в полномочия только когда "составляет присягу на заседании Верховной Рады Украины, которое проводится с участием президента Украины, а также премьер-министра Украины, главы Верховного суда Украины...".
За годы работы в Конституционном суде Станик ни разу не стала докладчиком в деле, а подготовила только три постановления с отказом в открытии судопроизводства. Возможно, она старалась не привлекать к себе внимание, помня о своем сомнительном вступлении на должность. Но звездный час Станик настал после обнародования указа Ющенко от 2 апреля 2007 года.
Как известно, почти сразу были собраны 53 подписи депутатов антикризисной коалиции под представлением в КС о признании указа неконституционным.
Далее события разворачивались по противоречивому сценарию. Члены команды Ющенко утверждают, что Станик получила это дело в свое ведение с нарушением всех норм регламента.
Интрига построена вокруг того, когда было расписано дело – 3 апреля или 5 апреля?
Существует версия, что третьего числа председатель Конституционного суда Иван Домбровский, который сочувствует Ющенко, все еще находился на работе. Но дело, неизвестно каким образом, попало в руки заместителя председателя Валерия Пшеничного, который вместо Домбровского распорядился и этим документом.
Это является грубым нарушением регламента, ведь Пшеничный не имел права расписывать дело в то время, когда председатель суда оставался на месте.
В подтверждение, что все состоялось именно 3 апреля, существует фотокопия поручения Пшеничного на имя судьи Стрижака, который возглавляет третью коллегию судий Конституционного суда.
"Прошу срочно рассмотреть на упомянутой коллегии. В.Пшеничный. 3.04.07" – написано в обращении, которое попало в распоряжение "Украинской правды".
По некоторой информации, Пшеничный на самом деле надеялся, что все пазлы этой мозаики станут на свои места – что 4 апреля будет удовлетворено заявление Домбровского об отставке, и тогда эти нюансы с датами не будут играть роли. Однако увольнение Домбровского с должности главы КС завершилось провалом...
По сути, это заявление Домбровского в начале апреля было спровоцировано его конфликтом с Пшеничным и Станик, которые поставили требование, чтобы он пошел навстречу Януковичу и Морозу и как можно быстрее начал рассмотрение представления от 53 депутатов, которые просили КС в неотложном порядке заняться вопросом роспуска парламента.
Вместе с тем сам Пшеничный утверждает, что расписал дело 5 апреля, и он имел на это право, так как в этот день Домбровский ушел в краткосрочный отпуск. А на подтверждение этих слов будто бы существует другое поручение, датированное 9:40 утра в этот день.
Выяснению этих возможных злоупотреблений было посвящено служебное расследование, и именно поэтому начало дела об указе Ющенко перенесли с 11 на 17 апреля. Однако проверка, по сути, не состоялась.
Второй интересный момент – это назначение Пшеничным 5 апреля прямо на этот же день заседания Конституционного суда. Там было решено рассматривать вопрос указа Ющенко открыто и в срочном порядке.
Хотя, по регламенту, заседание должно было быть назначено в течение пятидневного срока – это время отводится на то, чтобы судьи получили повестку дня будущего собрания. Очевидно, стояла цель провести собрание именно 5 апреля – не просто как можно быстрее, а именно в отсутствие Домбровского.
Третье нарушение – на заседание 5 апреля Станик пришла уже в качестве докладчика по делу указа Ющенко. Хотя, утверждают источники, голосования за ее утверждение на эту роль на заседании Конституционного суда не было – а это является требованием регламента КС.
Как видно из размещенной выше фотокопии, Станик сама вызвалась быть докладчиком, собственноручно написав "могу взять".
Учитывая все это, трое судей Конституционного суда написали заявление на имя Домбровского с требованием рассмотреть накопленные нарушения.
Кроме того, начинает свою новую интригу и Ющенко. Во вторник он обратился к председателю Конституционного суда с письмом предоставить некоторые материалы, которые должны доказать нарушение процедуры в КС.
Все это никаким образом не ускорит рассмотрение конституционности указа Ющенко и станет очередным аргументом для сомнений относительно честности будущего решения КС. Если оно, конечно, будет...