Поддержку заказывали?

Николай Кравченко, для УП — Понедельник, 23 апреля 2007, 17:47

Нынешний политический кризис в Украине, по свидетельствам очевидцев, по ряду признаков отличается от событий конца 2004 года. Однако есть в этом политическом противостоянии и много общего.

Кроме участников, риторики и механизмов борьбы, субъекты отечественного политического процесса так же вдохновенно стараются привлечь на свою сторону по возможности большее количество внешних представителей. И это у них успешно получается.

Госдума РФ, ПАСЕ, Европарламент оказались тем или другим способом быть вовлеченными в процесс урегулирования украинского политического кризиса. Не остались в стороне и послы иностранных государств в Украине.

Их всех стремились видеть в своих союзниках и президент, и парламентско-правительственный тандем. Каждый из них стремился не только донести свою позицию к международному сообществу, но и убедить в своей правоте.

На данный момент, за некоторыми исключениями, в плоскости внешней легитимации действий политических оппонентов установлен паритет. Международное сообщество призывает и президента, и парламент с правительством сесть за стол переговоров и достичь компромисса относительно дальнейшего развития Украины.

Однако такой диалог упрямо не происходит. Этому есть несколько объяснений. И первое из них – незыблемость собственных позиций оппонирующих сторон. Не вдаваясь в углубленный анализ указанных позиций, заметим, что вопреки всем сетованиям, позиция президента на сегодня является объективно более сильной.

Даже без рассмотрения причин, которые мотивировали три десятка народных избранников на протяжении недели переметнуться из оппозиционного лагеря в провластный, ясно, что Верховной Раде, в которой сегодня насчитывается меньше 270 депутатов и которая принимает откровенно неправовые постановления, тяжело представлять избирательный корпус Украины и нести ответственность за сформированное ею правительство.

Понимая это, представители Партии регионов прибегают ко всем возможным мерам, чтобы изменить общественные стереотипы о себе, в особенности на Западе. Активность, с которой Янукович и его соратники аппелируюют к международным организациям и безоговорочным западным авторитетам, уже заставила ряд европейских изданий розглядеть в Януковиче главного украинского демократа.

За последние недели президент и коалиция с правительством успели уже несколько раз обвинить друг друга в использовании иностранной помощи. И если о способе получения американской помощи стороной президента можно только догадываться из сумбурных высказываний коммунистов и регионалов второго эшелона, то русское влияние на стороне коалициантов заметно невооруженным глазом.

Это даже заставило председателя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Виталия Шевченко заявить о возможности запрета трансляции русских каналов на протяжении внеочередной избирательной кампании в Украине из-за нескрываемого вмешательства во внутренние дела Украины.

Больше того, у многих посвященных в тонкости украинской политики вызвала глубокое удивление показная согласованность действий и заявлений русских депутатов с позицией представителей коалиции и работой пресс-службы премьера с европейскими СМИ.

Группа Пола Манафорта, которая руководит фактически всей тактической деятельностью Регионов, усилилась мощной аналитической группой в Москве. В прессе неоднократно поднимался вопрос о функционировании в Кремле при Администрации президента РФ антикризисного центра по урегулированию ситуации в Украине.

Его участниками называют первого вице-премьера правительства РФ Медведева, заместителя председателя Администрации президента РФ Суркова украинского вице-премьера Табачника и экс-главу Администрации президента Медведчука.

А в конце прошлой недели СМИ опубликовали фрагменты из аналитической записки относительно ситуации в Украине и рекомендациями для ... украинского правительства, авторство которой приписывают именно Суркову. Ее содержание вызывает особое беспокойство, учитывая персоналию заместителя руководителя путинской канцелярии.

Именно ему приписывают авторство нынешней "чеченской политики" Кремля (в русской политтусовке считается, что Сурков по отцу сам – наполовину чеченец). Будто под его кураторством Кремль входил в соглашение c одним из кланов в Чечне. Подавление врагов клана – в обмен на имитацию "мира и порядка" в условиях, когда независимая утечка информации из республики практически прекращена.

Другая спецоперация, которая приписывается Суркову – агрессивная реакция на нарушение определенными представителями карело-финских элит вопросов о более тесных связях с Финляндией. Соответственно рекомендациям Суркова, наиболее упрямые карело-финны сменили климат проживания на еще более строгий, а остальные зареклись даже думать о каких-то дополнительных правах.

Сурков проявил себя как циничный политтехнолог и неплохой организатор. Такие сочетания ценились в имперских администрациях во все времена. Итак, если Сурков комментирует события в Украине, это, наверное, является свидетельством того, что Кремль планирует устанавливать "русский вариант демократии", который так рекламировал Путин в Мюнхене, не только в России, но и в странах-соседях.

В конце концов, почему Европе можно пропагандировать какие-то там свои "ценности", а России свои нельзя? А вдруг неразумные соседи потянутся к порядку, при котором оппозицию можно держать в заключении за участие в митинге, а институты власти формируются по принципу престолонаследования?

Впрочем, пока что в работе с подопечными в Украине сурковы должны выдержать конкуренцию – друг африканских диктаторов Манафорт не собирается сразу же сдавать позиции. По крайней мере, это его влиянию приписывают "интеллектуализацию" десанта депутатов Государственной думы, да и вообще ограничение вмешательства русских депутатов во внутренние дела Украины.

Однако, если соединить все детали – сходство заявлений членов коалиции и их русских коллег, сходство аргументов на сессии ПАСЕ, взвешенность оценок относительно политической ситуации в Украине и необходимость дождаться решения Конституционного Суда – становится понятно, что влияние Манафорта маргинализируется.

Вместе с тем россияне чувствуют себя все более уверенно. Вплоть до того, что могут заставить дословно следовать рекомендациям: потому что главы партии одного региона не привыкли к аккуратности и предпочитают прямолинейные фронтальные атаки. А здесь такой странный и продолжительный унисон с северо-восточными братьями...

Учитывая это, положения цитированной СМИ "записки Суркова" должны вызвать беспокойство: весьма буквально они выполняются. После прочтения данных рекомендаций становится понятно, откуда растут ноги большинства инициатив коалиции, проведенных за прошлую неделю.

В частности, сотрудники Администрации Владимира Путина рассказывают, что антикризисная группа предлагает донести правительству Украины необходимость увеличения количества участников массовых акций в Киеве, обеспечить деятельность Конституционного суда (чтобы это значило?), заслушать руководителей силовых структур в Верховной Раде и на заседании Кабинета Министров и требовать от них действовать в рамках закона и не выполнять "преступные приказы" Секретариата президента.

Ничего не напоминает из последних новостей?

В докладной Суркова также отмечается, что Администрация президента РФ настойчиво рекомендует украинским политикам не акцентировать внимание на наличии поддержки со стороны РФ, а ссылаться на необходимость стабилизации ситуации и соблюдения решения КСУ и рекомендаций международных организаций.

Здесь, очевидно, речь идет о ПАСЕ, ведь на проведенных 19 апреля на сессии ПАСЕ слушаниях относительно внутренней ситуации в Украине русские делегаты озвучивали заявления, которые до боли похожи на слова Януковича.

А дальше в списке Суркова – нейтрализовать активность украинских спецслужб путем возбуждения уголовных дел относительно руководства, устранить руководителей правоохранительных структур (МВД, Генпрокуратура, внутренние войска) от выполнения ими своих служебных полномочий с одновременной передачей полномочий исполнителям обязанностей, которые "способны восстановить порядок в государстве". Как чувствуете себя на новой должности, господин Пшонка?

А если украинские силовики останутся верными присяге и Верховному главнокомандующему, россияне рекомендуют задействовать механизмы ограниченного финансирования силовых органов, мотивируя это "ухудшением экономической ситуации в государстве."

В августе прошлого года Азаров будто старался играть в такие игры с Конституционным и высшими судами, а зимой Кабмин уже демонстративно перекрывал кислород МИД.

Имея поддержку на уровне руководства РФ, правительству легче смотреть вперед в противостоянии с президентом. Вместе с тем сразу возникает вопрос: а чем планирует рассчитываться руководство коалиции за такие "бесценные" советы руководства соседнего государства?

Если подобные рекомендации использовались и в прошлом, то одной ГТС уже не хватит... Хотя есть еще Черноморский флот, статус Крыма и ряд других вопросов, которые смогут с излишком покрыть задолженность коалиции перед друзьями в Кремле за предоставленную консультативную помощь.

Поэтому позиция руководства правительства и Партии регионов откровенно удивляет. Ведь далеко не все там могут только ждать московских подачек. Как утверждают знатоки специфической истории Донбасса, там были эпизоды недопущения русских зайд к контролю над бизнесом.

Однако одно дело – "тереть" с представителями криминалитета, другое – торговаться с уполномоченными русской государственной машины. Цена может оказаться весьма высокой.

И руки у друзей длинные – кинуть не получится, потому что могут сделать очень больно. На индивидуальной основе.

Николай Кравченко, для УП