На руинах "Карфагена"
В разгаре конституционного кризиса вернув президенту Кучме отобраные у него правительством Тимошенко пенсионные льготы, правительство Януковича выдал ему своего рода премию.
Дополнением к ней в виде обеспечения доходов семьи господина Кучмы стало возобновление Верховным судом рассмотрения дела о приватизации НЗФ в Хозяйственном суде. Это уже что-то на манер извинений перед Кучмой госпожи Тимошенко – поскольку об измене бывшего соратника господина Онопенко БЮТ еще не сообщал.
За что премия и извинения? А за успех операции по разрушению украинского "Карфагена" – украинского парламентаризма.
Ни Янукович, ни Тимошенко не являются сторонниками этого понятия в его традиционных, хотя бы по принципам Совета Европы, основах. Итак, благодарность Кучме от них естественна.
А заслуга Кучмы очевидна: инициированная им и проведенная с помощью Мороза "конституционная реформа" доконала украинский парламент так, как не смог этого сделать ни сам второй президент путем так и не осуществленного роспуска ВР, ни Медведчук путем "бархатной революции" в Украинском доме, ни, тем более, президент Ющенко своим указом о разгоне ВР уже теперь.
С помощью реформы Кучма передал парламенту власть, которая, как биологическое оружие, на глазах очарованных зрителей буквально сгноила "представителей народа".
Пересказывать эту трагикомическую историю упадка парламентаризма в лице Верховной Рады пятого созыва нет смысла. Об этом сказано и написано почти все.
Наконец, достаточно обратить внимание на то, что этот процесс вызвал такое беспокойство Страсбурга, что он согласился не просто консультировать наших конституционалистов, а чуть ли не писать за них новую Конституцию.
А что еще осталось делать ПАСЕ с "европейским" государством, если пришлось в последней резолюции относительно него признать неэффективность всех предыдущих рекомендаций?
Но, судя по всему, и настоящая резолюция ПАСЕ останется на бумаге и разве что позволит самой структуре пополнить бюджет Венецианской комиссии для выполнения "конституционного заказа" для Украины.
Вместе с тем ждать настоящего лечения украинского парламента, а затем – и всей Конституции, не следует.
Так называемая "перезагрузка" государственного устройства Украины, а с ним и парламента как института, - очередная виртуальная технология, которую "элиты" осуществят с большим удовольствием, ничего не меняя по сути.
По крайней мере в случае, если окончательно не будет доказан хотя бы один коррупционный скандал, в данном случае – вокруг судьи КС, и обязательно относительно тех, кто будто бы "покупал" судью.
А также если не будет придумана попытка замещать на их должностях чиновников всех рангов во время болезни, которая блокирует деятельность самих государственных органов и фактически создает "административную катастрофу" всего государственного аппарата.
Ведь согласитесь: если бездеятельность КС торпедирует соблюдение Конституции всеми ветвями власти, а болезнь членов ЦИК не разрешает проводить выборы, - это предпосылка к чрезвычайной ситуации, а не расцвет парламентской системы правления...
Пока же указанные сферы находятся в "колаптоидном состоянии", не удивительно, что участники политического конфликта продолжают свои соревнования по добиванию парламентской ветви власти.
Оппозиция экспериментирует с продуктом конституционной реформы, вытягивая из закона 2222 все имеющиеся там загвоздки и демонстрируя родителям этого документа следствия их бывшего вдохновения.
Эксперимент дошел до ликвидации легитимности ВР путем складывания депутатами их мандатов.
Коалиция со своей стороны старается этот демарш "оппонентов" дезавоевать. Одни говорят – блеф, другие – благодарят за упрощение дальнейшей работы, третьи грозят лишить "самоубийц" депутатской пенсии... А еще – ссылаются на отсутствие закона, который бы разрешил оппозиции свой демарш осуществить.
И этот последний аргумент – лучшее подтверждение смерти парламентаризма. Поскольку сами законодатели спасают свой статус депутатов ссылкой на собственный законотворческий саботаж. Нет закона – нет проблемы.
Случайно или нет, но одной из таких ключевых проблем, которых "нет" из-за отсутствия механизма выполнения, стал и указ президента. Потому что, мол, закон о выборах несовершенный по части проведения досрочной кампании...
Абсолютно дикий аргумент для овеянной мечтой парламентско-президентской модели власти, которая в любом случае предусматривает досрочные выборы. То же самое касается и бюджета.
Так что коалиция, опираясь на такие "аргументы", фактически отказывается от преданности упомянутой модели правления.
Может, это и является наиболее сокрушительным ударом по украинскому парламентаризму.
Различие же между коалицией и оппозицией в отношении к определенному законодательному вакууму то, что коалиция только ссылается на недостаток правовой базы, а оппозиция еще и препятствует ее созданию путем делегитимизации работы ВР.
О том, что таким способом оппозиция блокирует прежде всего предложения президента об усовершенствовании избирательного законодательства, а также законодательное обеспечение его "ультиматума" коалиции, - уже сказано и написано.
Но в чем цель, славная политическая целесообразность?
Все просто. Речь идет о срыве возможных договоренностей президента с премьером, чтобы требования Ющенко, в том числе и относительно закона об Основах внешней и внутренней политики и об официальном начале разработки новой Конституции, не были воплощены в законы до преждевременных выборов. Нынешняя оппозиция оставляет решения этих вопросов до момента, пока овладеет всей властью в следующем парламенте.
А дальше... Дату выборов можно изменить, в случае потребности, и указом президента. Тогда как сами выборы – через неизменность законодательства и дальнейший отказ партий коалиции принимать участие в таких выборах, - можно провести с результатом, который удовлетворит только БЮТ, "Нашу Украину", возможно - "Десницу" и блок Луценко.
Сохраненный трехпроцентный барьер в настоящих условиях и при отсутствии конкуренции со стороны ПР и КПУ может стать достижимым для двух последних субъектов кампании, но непреодолимым для большинства нынешних аутсайдеров.
Вместе с тем, "форс-мажор", в котором выборы планируется провести, станет оправданием для избирателей относительно состава списков упомянутых сил.
Что же относительно легитимности избранного таким способом нового парламента...
От вердикта КС, которым бы указ президента о преждевременных выборах был отменен, оппозиция уже подстраховалась решением относительно складывания своих мандатов.
Как только оппозиция переведет это решение в практическую плоскость (возможно, сразу, как выйдут с больничного члены ЦИК, а когда-то ведь они очухаются), - президент может внести это обстоятельство в дополнение к своему указу.
Это будет дополнительное обстоятельство и для Конституционного суда, которое по меньшей мере в очередной раз затянет вынесение им приговора, а по сути – не оставит ему ничего другого, кроме как согласиться с нелегитимностью ВР пятого созыва. Уже независимо от того, насколько конституционно с самого начала выдан сам президентский указ.
Таким способом досрочные выборы, особенно если они состоятся уже в новые сроки, то есть в случае определенной уступки президента, не воспринятой Партией регионов и КПУ с СПУ, - будут выглядеть гораздо более легитимно, чем сейчас.
И вот тогда начнется самое интересное. В ВР придут 450 новоизбранных депутатов от настоящей оппозиции, чтобы попросить уступить место 240 или даже 260 депутатов настоящей коалиции и "внефракционных"...
Именно в этот момент возникнет настоящая вероятность силового сценария. Если вдруг министр внутренних дел отважится бросить подвластные ему силы в защиту ВР пятого созыва и лично спикера Мороза от новоприбывших избранников и попробует помешать им проникнуть в помещение на Грушевского,5, чтобы составить присягу.
Хотя это со стороны министра будет совсем неуместно, поскольку в любом случае 450 депутатов будут выглядеть более легитимно, чем 260...
В этом случае все настоящие разговоры о "двух парламентах" и тем более расколе страны окажутся напрасными. Речь будет идти только о том, что Партия регионов и КПУ своим бойкотом выборов просто отказались защищать интересы своих избирателей и уступили место другой монопольной власти.
И, наверное, это вынужден будет учесть даже ПАСЕ, если ему в очередной раз придется возвращаться к вопросу об украинском кризисе. Никаких аргументов не смогут предложить "регионалам", коммунистам и социалистам и их друзья из России, особенно после предвыборных силовых событий в собственной стране.
Приблизительно такую картину, очевидно, предлагается рассмотреть премьеру Януковичу, когда он решает, соглашаться ли на намного более мягкие условия, которые выставляет перед ним президент, предлагая повторить или и приумножить электоральный успех Партии регионов и коммунистов на преждевременных выборах.
Похоже, картина эта создает впечатление на господина Януковича. В другом случае вряд ли спикер Мороз стал бы публично напоминать ему о соглашении относительно неучастия в выборах, которое спикер заранее заставил подписать премьера.
Кстати, сам факт такого соглашения дополнительно компрометирует Партию регионов и коммунистов.
Во-первых, оно оправдывает поход оппозиции на выборы без конкурентов из-за их добровольного бойкота кампании.
Во-вторых, свидетельствует не так о принципиальности коалиции относительно законности выборов (здесь любые соглашения не нужны), как о шантаже ПР и КПУ со стороны единственной незаинтересованной силы – социалистов.
А затем – вызовет вопрос, чем Мороз мог шантажировать Януковича и Симоненко. Кроме пленок Мельниченко, конечно. Инсайдерской информацией о деятельности правительства, которую социалисты в случае нарушения настоящего соглашения ПР выбросят как предвыборный компромат против своих партнеров по коалиции?
Если так, то Януковичу действительно непросто выбирать между Сциллой и Харибдой. Но что он понимает, так это потребность определяться как можно быстрее. Поскольку с течением времени принятие им решения будет только усложняться.
Отсюда и согласие договариваться c Ющенко еще до вердикта Конституционного суда.
О чем они договорятся – пока неизвестно.
Но никакие их договоренности не восстановят разрушенный "Карфаген". После всего, что уже произошло, парламент даже при участии оппозиции всего лишь оформит эти кулуарные соглашения.
Он не выполнит свою функцию представительного органа и собственно парламента, потому что оставит основное содержание договоренностей вне обсуждения. А общество только со временем будет узнавать в некоторых событиях пункты настоящих договоренностей.
Между прочим, льготы для Кучмы и просмотр дела о НЗФ, - разве уже не продукт первых таких вот соглашений?
Ведь, если без шуток, именно Кучму есть смысл подкупать настоящим вельможам, чтобы он как популярный сейчас писатель не раскрыл собственный "сундук Пандоры", дополнительно усилив хаос, созданный "кризисом элит"...
Кстати, постановление о восстановлении гарантий Кучме одобрено на заседании правительства, в котором принял участие и спикер Мороз. Так это значит, что дело Гонгадзе вообще закрыто, или как? А что же тогда с исполнителями-милиционерами, о суде над которыми вообще давно ничего не слышно?
Впрочем, сегодня уже есть "более актуальные" темы, в частности, чем и как будут откупаться от Мороза участники переговоров относительно новых выборов. И будут откупаться ли вообще от его осведомленности во всех своих теневых оборудках.
Ведь сейчас потенциальные изобличения спикера и его команды очень девальвировали. И из-за длинного утаивания правды, мотивированной участием СПУ в правящей коалиции, и из-за недоверия к социалистам, рожденного событиями июля-августа 2006 года...
Поэтому даже с этой стороны обществу нечего ждать в смысле провозглашенного "очищения". Даже учитывая то, что в Верховной Раде продолжают активно готовиться к импичменту президента, предлагая изменения в закон о КС с установлением срока до 2 месяцев для рассмотрения им соответствующего дела.
Просто Мороз в очередной раз попробует обменять свою должность на "защиту" Ющенко, обещанную им в Страсбурге, то есть на возможность не дать ход начатому процессу...
Теоретически Ющенко, если он имеет весомые аргументы относительно своей собственной чистоты, должен был бы принять вызов и, отбросив торги с Морозом, никаким образом не блокировать любые действия в ВР пятого созыва относительно импичмента. В особенности исходя из того, что он не признает легитимности ВР, а также доверяет БЮТу.
Только в таком случае он бы положил начало задекларированному "очищению", в частности, возможно, и списков ныне оппозиционных сил для выборов в следующий парламент.
Тогда можно было бы планировать и дальнейшие существенные превращения в стране. Не говоря уже о личной победе президента со всеми последствиями, в частности, его условиями относительно обновления Конституции.
Но если президент не готов к этому сложному и рискованному шагу, - это все пойдет по плану коалиции: сначала к "нулевому варианту", а потом и к устранению главы государства от реальной власти тем или другим способом.
Правда, этот сценарий только ускорит и уничтожение парламентаризма в Украине.
Но если при этом Янукович обеспечит хорошую подготовку к "Евро-2012" и не очень будет сопротивляться американской ПРО в Польше и Чехии, - то ближайшие пять лет мир будет мириться даже с его откровенной диктатурой.
Да и украинцы удовлетворятся футболом?
Ирина Погорелова, специально для УП