Страсбургер глубокой заМОРОЗки
Три страницы бумаги, на которых поместился текст резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, не станут пактом о примирении в Украине. Как и прогнозировалось, каждый из участников боевых действий, и сторона Ющенко, и сторона Януковича, заявили, что документ их полностью устраивает и укладывается в их дальнейшие планы.
В четверг в Страсбурге, в рамках ежеквартальной сессии ПАСЕ, состоялись срочные дебаты на тему политического кризиса в Украине. Интриги этой ситуации добавили внутренняя ревность внутри антикризисной коалиции. За право быть отцом будущей победы развернули конкуренцию премьер Виктор Янукович и спикер Александр Мороз.
Янукович, который удачно придержал свое прошлогоднее приглашение до нужного момента, посетил Совет Европы за два дня до этого. О плановости визита свидетельствует то, что Совет Европы выпустил по случаю приезда украинского премьера почтовый конверт, как обычно это делается в честь гостей сессии, которые являются высшими должностными лицами.
Вместе с тем появление Александра Мороза во Дворце Европы можно объяснить разве что попыткой показать и свою важную роль в процессах в Европе. Ведь в момент его приезда все поправки уже были зарегистрированы, его встреча с президентом ПАСЕ состоялась впритык к началу заседания и ни на что не влияла, а с генсеком Совета Европы он вообще виделся после окончания слушаний.
Приезд Мороза готовился в почти экстренном порядке. Так, в руки "Украинской правды" случайно попало что-то похожее на рабочий медиа-план украинского спикера. И одним из пунктов повестки дня на четверг предполагалось интервью какому-то из западных журналистов. При чем возле этого стояло примечание – "издание нужно найти".
Еще один момент – Александру Морозу выдали бейдж, хотя это не делается во время визитов приглашенных. На табличке, которую председатель Верховной Рады прикрепил к карману пиджака, было написано приятное спикерскому глазу: "президент парламента".
С бейджиками вообще сложилась интересная история – когда сюда приехал Янукович, то заместителю министра иностранных дел Хандогию, который его сопровождал, выдали карточку с надписью "Арсений Яценюк". Так он с ней и ходил, прикрывая руками, когда фотожурналисты старались сделать раритетный кадр.
Впрочем, вопреки регулярным напоминаниям, что Мороз не будет выступать на сессии, что-то святое у представителей Совета Европы еще осталось. Ему разрешили сделать запись в книгу почетных гостей – на следующую страницу после той, куда Янукович со шпаргалки переписал свои приветствия. К чести спикера, он никакими вспомогательными подсказками не пользовался.
После этого состоялось 20-минутное общение Мороза с президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом, по окончанию которого они вышли к прессе.
Здесь Мороз впервые применил интересное словосочетание, говоря о ситуации на родине: "Конфликт, который возник в Украине, мы локализуем сами".
Не "решим", не "найдем компромисс", а именно "локализуем". Таким образом, спикер украинского парламента создал большой риск, что его неправильно – или, может, правильно? – поймут. Увидев стремление не решить проблему, а свести противостояние к какой-то ограниченной территории. Например, нескольких улиц на Печерске.
Закончив брифинг, спикер перешел к сессионному залу, где должно было начаться слушание украинской проблемы.
- Сегодняшний кризис вызывает у всех нас тревогу – нас, которые поддержали оранжевую революцию, - начала свое выступление докладчик по Украине Ханне Северинсен.
Но почти сразу она успокоила и призвала не слишком драматизировать ситуацию:
- То, что происходит сегодня в Киеве – это не демократия, которая переживает кризис, а кризис в рамках демократии, и нам не нужно подливать масло в огонь.
Почти сразу Северинсен произнесла ключевой тезис, который антикризисная коалиция запишет себе в актив:
- У нас есть несколько предложений, среди которых – все должны согласиться с решением Конституционного Суда.
В то же время докладчица признала кризис вокруг самого Конституционного Суда:
- Судьи не являются независимыми, а Конституционный Суд не смог выполнить свои обязательства. Политическая культура и мораль на низком уровне в этой стране.
Другая докладчица Рената Вольвенд заявила, что "досрочные выборы не урегулируют кризис в Украине", поэтому надо переписывать Конституцию для сбалансирования полномочий президента.
- Но также очевидно, что нынешний состав парламента не отображает волю избирателей, высказанную в 2006 году, - добавила Вольвенд.
После чего начались выступления от депутатских групп. Представитель Латвии Цилевич, которому предоставили право выступить от наибольшей фракции ПАСЕ – социалистов – призывал "все стороны конфликта в Украине признать решение Конституционного Суда".
Мадам Енкер из Голландии, которая представляла вторую по численности фракцию – Европейской народной партии – начала с воспоминаний:
- Все мы помним, как президент Ющенко в январе 2005 года выступал у нас на Ассамблее... Он вызвал надежду относительно реформ в Украине, и никто не думал, что через два года мы будем обсуждать этот кризис. Нам жаль, что приходится это делать!
Жаль должно быть и Ющенко, поскольку в европейской политике он себя отождествляет именно с этой силой – народной партией/христианскими демократами.
Впрочем, конкретного предложения украинскому президенту мадам Енкер так и не сделала, призвав найти компромисс.
- Ситуация, когда глава государства - одной политической окраски, а премьер – другой, это не аргумент для того, чтобы нарушать Конституцию, - закончила она.
Далее в дебаты включились делегаты, которые выступали уже без партийного мандата. Посчастливилось Ивану Попеску из Партии регионов – он получил слово в этой очереди первым, и еще не уставшие присутствующие слушали его внимательно.
- Если ситуация в Украине заострится, она может привести к гражданской войне! - описал печальные перспективы Попеску, который выступал на французском языке. Он, как и все представители коалиции, повторил главное, на чем они делали ударение – готовности подчиниться любому решению Конституционного Суда.
Кардинально иначе звучало выступление британца Майкла Хенкока. Он уже много лет отличается тем, что занимает противоположную позицию к Сергею Головатому.
- Единственный способ урегулировать кризис – это дать возможность украинцам проголосовать, - призывал Хенкок к досрочным выборам. - Как мы можем призывать подчиниться решению Конституционного Суда, и сразу же вспоминать, что он является недееспособным?!
Хенкок тоже углубился в воспоминания:
- Когда к нам приезжал президент Ющенко, то мы все здесь были от него в восторге. Возможно, мы были слишком оптимистичны, возможно, и президент переоценил себя.
Закончил он тем, с чего и начал:
- Конституционный Суд не сможет поддержать решение, которое удовлетворит народ Украины. Он утвердит решение, которое удовлетворит только одну из сторон.
Эстафету от него поддержал Григорий Немиря из фракции блока Тимошенко:
- Я хочу напомнить, что Конституционный Суд дал разрешение Леониду Кучме баллотироваться на третий срок президента. Кто за это проголосовал? Госпожа Станик! В Конституционном Суде до сих пор заседают люди, которые постановили это решение!
Немиря продолжил наступление:
- У нас есть возможность оправдать доверие народа Украины, которое он высказал во время оранжевой революции. Народ чувствует, что его предали! Кто? Спикер Александр Мороз.
К сожалению, лицо украинского гостя, который сидел в первом ряду, увидеть в этот момент было невозможно. А депутат предложил три элемента компромисса.
- Первое: досрочные выборы. Без них не будет компромисса. Второе: все стороны в Украине должны договориться о внесении изменений в Конституцию. Третье: избежание насилия на улице.
Еще одним докладчиком, который гнул линию Ющенко, стала Оксана Билозир. В отличие от Немири, который говорил по-английски, она говорила на украинском языке. Тем самым поставив переводчиков в неудобное положение – все постсоветские делегаты, если не знают западного языка, говорят на русском, который признали официальным в ПАСЕ и подготовили соответствующих транслэйтеров.
Поэтому не факт, что слова Билозир вообще смогли перевести. Впрочем, ничего неожиданного она не заявила:
- Только президент Украины является защитником демократического выбора в Украине и неотвратимости преобразований.
Россиянин Косачев покончил с этим митингом оппозиции.
- Указ Ющенко противоречит и нарушает Конституцию, он отменяет результаты демократических выборов 2006 года. Украина для нас – братский народ, и мы проходили подобный кризис 14 лет назад, - намекнул Косачев на расстрел Ельциным парламента.
- Я хочу предупредить представителя соседней страны, чтобы он здесь нам не грозил пальчиком, - возмутилась депутат от БЮТ Елена Бондаренко.
Она также рассказала делегатам историю о Станик:
- По данным СБУ, близкий родственник судьи-докладчика получил подарок в 12 миллионов долларов.
В какой-то момент оператор трансляции, которая велась в пресс-центре, выхватил Александра Мороза. Спикер прилег на кресле и со стороны в сторону раскачивался на нем. В эту секунду Бондаренко осудила переходы депутатов из оппозиции в коалицию, потому что "в итоге результаты выборов были полностью искажены". Мороз начал улыбаться уголками рта...
Во время дебатов слово дошло и до Николая Янковского из Партии регионов, который и в украинском парламенте почти никогда не выступает.
- Опасно, что общество, измученное кризисом, может захотеть сильной руки, которая отбросит нас в развитии.
Ситуация натолкнула его на поэтическую строку.
- Демократия – это как путь к горизонту. Двигаясь к ней, она отодвигается от нас.
Янковский читал и читал свое выступление, не поднимая голову и потеряв ощущение регламента. Председательствующий несколько раз нажимал на звонок с требованием завершить выступление, но украинский оратор, увлекшись, игнорировал сигнал.
- Я понимаю, что у вас подготовлены речи, но я просил бы все-таки останавливаться, - обратился к нему ван дер Линден, когда совладелец "Стирола" в конце концов закончил неформатные для себя размышления.
Но превзошла его гостья из Финляндии – госпожа по фамилии Хурскайнен, которая вообще взяла слово не по теме. Ее, как настоящую гражданку этой феминизированной страны, очень обеспокоило, что "число женщин в органах власти Украины остается небольшим, а их зарплата меньше, чем у мужнин".
После этого началось голосование за поправки к резолюции. Когда первые результаты высветились на табло, стало понятно, что в зале присутствуют около 120 делегатов ПАСЕ из более 400. Это считается неплохо, потому что обычно голосуют 60-70 человек.
Впрочем, из нескольких поправок, внесенных представителями оппозиции в ПАСЕ, была проголосована "за" только техническая замена одного слова от Григория Немири. Другие не получили согласия мониторингового комитета, на который ориентируются делегаты и в который входят докладчицы Северинсен и Вольвенд, а также Сергей Головатый.
В частности, не прошел общий труд Бондаренко, Немири (оба БЮТ), Герасимьюк ("Наша Украина") и грузинских делегатов, которые захотели дописать в резолюцию, что расширение коалиции за счет оппозиции является нарушением Конституции.
Не нашла нужных голосов другая поправка, представленная большинством из этой группы депутатов – о том, что в ожидании решения Конституционного Суда все равно надо подчиняться воле Ющенко о досрочных выборах. Впрочем, это положение, только не акцентируя на нем внимание, записали в 11 пункте:
"Ассамблея сожалеет, что правительство Украины не выполнило формально действующий указ (действующий до тех пор, пока не установлен другой) и не выделило необходимое финансирование для этих выборов".
В остаточном же тексте резолюции нашли отображения идеи как Ющенко:
"Досрочные выборы являются нормальной практикой во всех демократических государствах и как таковые могут быть приемлемой основой для политического компромисса..."
так и Януковича:
"В случае принятия, это решение (Конституционного Суда) должно быть признано как обязательное всеми сторонами...".
Всю суть своей осторожной позиции ПАСЕ изложила в пятом пункте – президент, парламент и правительство должны решить кризис "или путем легитимных досрочных выборов, которые происходят от решения Конституционного Суда, или путем достижения компромисса по ходу переговоров".
За окончательную редакцию резолюции проголосовали почти все присутствующие на тот момент в зале – 107 с 117 делегатов.
Закончились слушания конфузом, когда президент ПАСЕ пригласил Мороза кратко приветствовать Ассамблею. Депутат Немиря увидел в этом несправедливость, так как оппозиция не получила равных условий на фоне выступлений премьера и спикера.
Ван дер Линден разрешил сказать Морозу "только одно предложение". Однако эти двое вкладывали в это понятие что-то очень разное.
Так, сначала председатель Верховной Рады поблагодарил за приглашение и пообещал придерживаться решения ПАСЕ. Потом начал давать характеристику, вторично применив знаковое слово.
- Хочу сказать, что конфликт в Украине мы локализуем сами, в том числе защищая президента от ошибок, которые он сделал. Потому что это – наш президент, - заявил Мороз. - В основу мы будем брать Конституцию Украины, решение Конституционного Суда, общие принципы демокра...
Но в этот момент уже не выдержал ван дер Линден.
- Извините! Извините! Я согласился на одно предложение, такая была договоренность. И это будет то предложение, которое мы с вами согласовали, - прервал украинского спикера спикер Парламентского ассамблеи.
Однако Мороз сделал удивленное лицо.
- Так я вам об этом и говорю! Я вам признателен за эту работу, - складывалось впечатление, что вдруг все оказались на вручении грамот и отличий Верховной Рады. – И, пользуясь возможностью, я приглашаю вас на Чемпионат Европы по футболу 2012 года, если у нас все будет благополучно и если демократия будет утверждаться и дальше...
Все же чувствовалось, что Александр Мороз очень хотел, чтобы последнее слово на этой сессии было за ним.