Судные дни судебной власти
Хотел того Конституционный Суд или нет, но от него сейчас зависит судьба всей системы судебной власти в стране. Сегодня, завтра и послезавтра.
От него зависит, будет ли при слове "юрист" средний гражданин браться от хохота за живот, а увидев живого носителя правовых истин – за камень.
А еще зависит не только уважение к судьям, адвокатам, прокурорам, преподавателям права, а и их благосостояние, с зарплатами, пенсиями и даже (свят-свят) взятками.
О чем идет речь? О той элементарной вещи, что обновленный Конституционной Суд, сколько он не оттягивал время своего вмешательства в борьбу между президентской властью и правительственной коалицией, вынужден сделать это – время настало.
До этого можно как-то было получать грубые деньги за бездеятельность (сколько там накопилось дел с момента переформирования КС, кто может подсчитать?).
Но... И президент, и недораспущенная Верховная Рада, и дважды несудимый премьер в один голос требуют вердиктов, прежде всего – относительно легитимности указа Виктора Ющенко о досрочном прекращении полномочий парламента.
Но при этом требуют по-разному.
Дело даже не в том, что глава правительства уже не скрывает желания заставить Суд работать, когда в интервью польским СМИ говорит:
"Когда будет решение Конституционного Суда? Кое-кто говорит, что суд будет заседать полгода. Будем ждать полгода. Подождем. Год? Подождем год.
Если мы убедимся, что Конституционный Суд не способен принимать решения и он находится под влиянием той или другой политической силы, мы должны принять тогда решение распустить этот Конституционный Суд".
Такое желание понять можно. Недееспособный суд – это в конечном итоге то же самое, что продажный суд. В обоих случаях он не выполняет свою миссию, а в стране властвует беззаконие.
И потому судебную власть, а, тем более, такую, вердиктам которой подлежат именно акты высших учреждений власти, надо или заставить работать, и при этом работать соответственно правовым нормам, или гнать прочь. Или делать с ней еще что-то, не менее радикальное.
Дело в том, что Виктор Янукович, похоже, уже не сомневается в том, что именно "мы" (кто такие?) можем в любой момент переписать Конституцию и разогнать КС. Как и любой другой властный орган.
Тогда как президент Ющенко этого сделать не может ("мы" ему не разрешаем, и все!).
И это отображает вполне реальную тенденцию, которая может закрепиться и стать доминирующей на украинском политическом поле: безраздельное, ничем не ограниченное и бесконтрольное господство одной группы (партии, клана, стаи – подставьте, что хотите).
А поскольку власть и бизнес у нас так и остались неразделенными, то это доминирование будет и экономическим. И, понятное дело, информационным.
Со всеми последствиями, которые отсюда закономерно вытекают.
А теперь – внимание! – вопрос: а какое значение будет иметь судебная ветвь власти при такой системе?
Ответ: а никакого.
И это будет, как раньше говорили, объективная реальность, которую дают нам ощущения.
Если сейчас суды клянут, обвиняют в непрофессиональности и коррумпированности, но все таки обращаются к ним.
И средний гражданин все же имеет шанс выиграть дело против "крутелика", и государственные интересы, при определенных обстоятельствах, там отстоять можно, и с почти всемогущим ЖЕКом посоревноваться, и к услугам хорошего адвоката есть резон обратиться...
И в случае недееспособности или определенного решения Конституционного Суда все это сойдет на нет.
А это означает, что украинские суды вернутся к тому состоянию, которое было при СССР, когда такое-сякое соревнование и шанс что-то сделать по закону можно было только в гражданских делах определенного сорта.
И то тогда, когда кто-то из разведенного супружества, которое делило имущество, не имел "мохнатой лапы" в райкоме или горисполкоме.
Все же другое решалось просто и понятно: по указаниям из "директивных инстанций".
Временами, правда, эти решения были в пользу рядовых трудящихся – когда требовалось продемонстрировать всему миру "преимущества первого в мире государства рабочих и крестьян".
Теперь не будет шансов даже на это: новая Украина имени правящей коалиции не претендует на какую-то всемирно-историческую миссию. А решение Европейского суда по правам человека можно, по примеру соседней России, просто не учитывать.
Ведь никто против тебя танки и бомбардировщики не пошлет, европейцы – они добрые и наивные, им просто непонятно, как это можно не выполнять те решения, которые твое государство добровольно обязалось выполнять...
Ну, а дальше пойдет цепная реакция: десятки тысяч юристов из уважаемых лиц, которым не только платят зарплату, а и дают взятки, вдруг превратятся в слепые орудия нового варианта "телефонного права" (только телефоны теперь мобильные): дали соответствующее указание, и попробуй не выполнить!
Другие десятки тысяч, теперь уже студентов-юристов, мгновенно превратятся в парий, в людей с ненужной специальностью, которые учатся на факультетах ненужных вещей. Как при СССР.
Кто старше, помните название юрфаков в студенческой среде? Правильно, "дурфаки". Потому что и контингент туда шел соответствующий (что, кстати, по сей день икается), и учили "надлежащим" образом, и работа была "престижной".
Ведь настоящую цену юридической специальности можно измерять только при условиях демократии.
А когда действующая исполнительная власть умеет работать только в условиях монопольного диктата, и иначе действовать не приучена и приучиться не собирается, где здесь взяться демократии, вопреки самым громким словам о ней?
Так вот для судебной власти вообще и Конституционного Суда в частности, который оказался в действующей ситуации ее олицетворением, настали, в самом деле, судные дни.
Собственно, ответ требуется не на конкретный вопрос о конкретном указе Ющенко, а относительно того, вообще подотчетна ли и подконтрольна кому-то в стране законодательная власть, затем – и исполнительная, которая после известной политреформы получила возможность подгребать все под себя.
Если подконтрольна – то и в дальнейшем будет действовать принцип распределения властей, если нет – то одна из этих властей имеет право делать все, что ей захочется. Точка!
Конкретные фамилии и названия партий отходят на задний план, главное – что под аккомпанемент слов о народном благе можно будет выбросить народ из политического и правового поля.
...Вот ведь будет у Конституционного Суда робота – не бей лежачего, когда в стране, которая молча будет благоденствовать, просто некому станет отправлять ему представления на несоответствие Основному Закону тех или иных актов власти!..
Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Асоциации украинских писателей, для УП