Судные дни судебной власти

Понедельник, 16 апреля 2007, 11:11

Хотел того Конституционный Суд или нет, но от него сейчас зависит судьба всей системы судебной власти в стране. Сегодня, завтра и послезавтра.

От него зависит, будет ли при слове "юрист" средний гражданин браться от хохота за живот, а увидев живого носителя правовых истин – за камень.

А еще зависит не только уважение к судьям, адвокатам, прокурорам, преподавателям права, а и их благосостояние, с зарплатами, пенсиями и даже (свят-свят) взятками.

О чем идет речь? О той элементарной вещи, что обновленный Конституционной Суд, сколько он не оттягивал время своего вмешательства в борьбу между президентской властью и правительственной коалицией, вынужден сделать это – время настало.

До этого можно как-то было получать грубые деньги за бездеятельность (сколько там накопилось дел с момента переформирования КС, кто может подсчитать?).

Но... И президент, и недораспущенная Верховная Рада, и дважды несудимый премьер в один голос требуют вердиктов, прежде всего – относительно легитимности указа Виктора Ющенко о досрочном прекращении полномочий парламента.

Но при этом требуют по-разному.

Дело даже не в том, что глава правительства уже не скрывает желания заставить Суд работать, когда в интервью польским СМИ говорит:

"Когда будет решение Конституционного Суда? Кое-кто говорит, что суд будет заседать полгода. Будем ждать полгода. Подождем. Год? Подождем год.

Если мы убедимся, что Конституционный Суд не способен принимать решения и он находится под влиянием той или другой политической силы, мы должны принять тогда решение распустить этот Конституционный Суд".

Такое желание понять можно. Недееспособный суд – это в конечном итоге то же самое, что продажный суд. В обоих случаях он не выполняет свою миссию, а в стране властвует беззаконие.

И потому судебную власть, а, тем более, такую, вердиктам которой подлежат именно акты высших учреждений власти, надо или заставить работать, и при этом работать соответственно правовым нормам, или гнать прочь. Или делать с ней еще что-то, не менее радикальное.

Дело в том, что Виктор Янукович, похоже, уже не сомневается в том, что именно "мы" (кто такие?) можем в любой момент переписать Конституцию и разогнать КС. Как и любой другой властный орган.

Тогда как президент Ющенко этого сделать не может ("мы" ему не разрешаем, и все!).

И это отображает вполне реальную тенденцию, которая может закрепиться и стать доминирующей на украинском политическом поле: безраздельное, ничем не ограниченное и бесконтрольное господство одной группы (партии, клана, стаи – подставьте, что хотите).

А поскольку власть и бизнес у нас так и остались неразделенными, то это доминирование будет и экономическим. И, понятное дело, информационным.

Со всеми последствиями, которые отсюда закономерно вытекают.

А теперь – внимание! – вопрос: а какое значение будет иметь судебная ветвь власти при такой системе?

Ответ: а никакого.

И это будет, как раньше говорили, объективная реальность, которую дают нам ощущения.

Если сейчас суды клянут, обвиняют в непрофессиональности и коррумпированности, но все таки обращаются к ним.

И средний гражданин все же имеет шанс выиграть дело против "крутелика", и государственные интересы, при определенных обстоятельствах, там отстоять можно, и с почти всемогущим ЖЕКом посоревноваться, и к услугам хорошего адвоката есть резон обратиться...

И в случае недееспособности или определенного решения Конституционного Суда все это сойдет на нет.

А это означает, что украинские суды вернутся к тому состоянию, которое было при СССР, когда такое-сякое соревнование и шанс что-то сделать по закону можно было только в гражданских делах определенного сорта.

И то тогда, когда кто-то из разведенного супружества, которое делило имущество, не имел "мохнатой лапы" в райкоме или горисполкоме.

Все же другое решалось просто и понятно: по указаниям из "директивных инстанций".

Временами, правда, эти решения были в пользу рядовых трудящихся – когда требовалось  продемонстрировать всему миру "преимущества первого в мире государства рабочих и крестьян".

Теперь не будет шансов даже на это: новая Украина имени правящей коалиции не претендует на какую-то всемирно-историческую миссию. А решение Европейского суда по правам человека можно, по примеру соседней России, просто не учитывать.

Ведь никто против тебя танки и бомбардировщики не пошлет, европейцы – они добрые и наивные, им просто непонятно, как это можно не выполнять те решения, которые твое государство добровольно обязалось выполнять...

Ну, а дальше пойдет цепная реакция: десятки тысяч юристов из уважаемых лиц, которым не только платят зарплату, а и дают взятки, вдруг превратятся в слепые орудия нового  варианта "телефонного права" (только телефоны теперь мобильные): дали соответствующее указание, и попробуй не выполнить!

Другие десятки тысяч, теперь уже студентов-юристов, мгновенно превратятся  в парий, в людей с ненужной специальностью, которые учатся на факультетах ненужных вещей. Как при СССР.

Кто старше, помните название юрфаков в студенческой среде? Правильно, "дурфаки". Потому что и контингент туда шел соответствующий (что, кстати, по сей день икается), и учили "надлежащим" образом, и работа была "престижной".

Ведь настоящую цену юридической специальности можно измерять только при условиях демократии.

А когда действующая исполнительная власть умеет работать только в условиях монопольного диктата, и иначе действовать не приучена и приучиться не собирается, где здесь взяться демократии, вопреки самым громким словам о ней?

Так вот для судебной власти вообще и Конституционного Суда в частности, который оказался в действующей ситуации ее олицетворением, настали, в самом деле, судные дни.

Собственно, ответ требуется не на конкретный вопрос о конкретном указе Ющенко, а относительно того, вообще подотчетна ли и подконтрольна кому-то в стране законодательная власть, затем – и исполнительная, которая после известной политреформы получила возможность подгребать все под себя.

Если подконтрольна – то и в дальнейшем будет действовать принцип распределения властей, если нет – то одна из этих властей имеет право делать все, что ей захочется. Точка!

Конкретные фамилии и названия партий отходят на задний план, главное – что под аккомпанемент слов о народном благе можно будет выбросить народ из политического и правового поля.

...Вот ведь будет у Конституционного Суда робота – не бей лежачего, когда в стране, которая молча будет благоденствовать, просто некому станет отправлять ему представления на несоответствие Основному Закону тех или иных актов власти!..

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Асоциации украинских писателей, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде