Судья Футей: "Не думаю, что Украина движется в сторону чрезвычайного состояния"
Судья Федерального суда претензий США Богдан Футей – один из строителей демократической правовой системы в Украине. Когда в Украине взрывается очередной политико-правовой кризис, его мысль является особенно ценной, ведь он опытный американский юрист, этнический украинец, который болеет за Украину.
- Господин судья, насколько легитимным с правовой точки зрения является указ президента о роспуске Верховной Рады?
- Если мы внимательно посмотрим в Конституцию Украины, то во втором разделе статьи 102 прочитаем, что "президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан".
Президент считает, что все перечисленное сейчас находиться под угрозой, а потому утвердил решение распустить парламент и назначить досрочные выборы. Как гарант Конституции, Ющенко угрозу конституционному порядку в Украине, прежде всего, видит в индивидуальном переходе депутатов из оппозиционных фракций в так называемую антикризисную коалицию с целью получения 300 голосов, чтобы изменить Конституцию.
Необходимо знать, что президент имеет не только обязанность, а и право прибегать к действиям, которые препятствуют антиконституционным стараниям, чем он и воспользовался.
Оппоненты президента ссылаются на статью 90 Конституции, где речь идет об основаниях для досрочного роспуска Верховной Рады. Эта статья касается бездеятельности Верховной Рады, но есть еще статья 106, которая указывает на право президента распускать Верховную Раду в других случаях. То есть статья 90 не ограничивает президента.
И еще одна коллизия, связанная со сроками прекращения деятельности ВРУ в соответствии с указом. Думаю, что она (эта деятельность) прекращается с момента оповещения президентского указа, а не длится до первого заседания нового состава Рады, как кое-кто утверждает.
- Думаете, что распустить Верховную Раду является единственно правильным и безальтернативным решением?
- Президент выбрал вариант решения проблемы, при котором народ, который является единственным источником власти и в руках которого должна быть сосредоточена вся ее полнота, сделает свое волеизъявление и своими голосами скажет, кому он эту власть делегирует.
Думаю, что это правильный выбор. Если нельзя решить противоречие политически, надо идти на перевыборы. А попыток решить проблему другими способами, со стороны президента, было немало – вспомните долгодействующие и представительные "круглые столы", подписание Универсала национального единства, договоренность относительно изменений к Конституции.
Но получалось так, что вечером договаривались, а на утро о всех этих договоренностях забывали. Президент старался использовать и еще один путь решения проблем – через Конституционный Суд.
Но последние 10 месяцев бездействовал, потому что не было кворума – процесс блокировала Верховная Рада, которая не хотела утверждать судий. Когда же, в конце концов, появился кворум, парламент утвердил беспрецедентное решение, которым Конституционному Суду запрещалось пересматривать политреформу.
В данный момент КСУ буквально завален разнообразными судебными исками, но за последние 7-8 месяцев ни по одному из них он так и не утвердил никакого решения. Итак в такой ситуации решение президента распустить Верховную Раду и назначить перевыборы является логичным.
- Но если Конституционный Суд утвердит решение о неконституционности указа президента, будет ли это означать, что Виктор Ющенко может подчиниться такому вердикту?
- Судьи КСУ могут решить, что это - политический вопрос, и не будут его толковать. В 1998 году такое уже было.
Тогда, рассматривая закон о выборах народных депутатов Украины, суд решил, что установление 3%-го барьера для прохождения партии или избирательного блока в Верховную Раду – этот сугубо политический вопрос, который он не может рассматривать.
В сегодняшней ситуации может быть исключено любое давление на Конституционный Суд. Но, к сожалению, есть основания для опасений, что на него такое давление осуществляется.
Чего стоит одно лишь сообщение из уст премьер-министра Виктора Януковича, что будто бы председатель Конституционного Суда подал в отставку, которое опровергла пресс-служба КС?!
- Коалиционное большинство в Верховной Раде обвиняет президента Ющенко в неконституционном указе относительно роспуска парламента, но само прибегает к антиконституционным решениям. Прежде всего, речь идет о попытках восстановить кучмовский состав ЦИК…
- Решение Верховной Рады восстановить старый состав ЦИК нелегитимно и неконституционно по определению. Но когда это утвердил Печерский суд города Киева, то сразу же нависла угроза увольнения судий, которые это решение постановили.
Это грубое давление на судебную власть, которая в демократическом государстве является самостоятельной и независимой ветвью власти.
Когда судий, которые постановили не такое, как хотелось бы парламентскому большинству, решение, стараются уволить с работы, то о какой демократии и каком верховенстве права может идти речь?! В демократическом государстве такое недопустимо.
- Не дают ли попытки большинства в Верховной Раде восстановить старый состав ЦИК во главе с Киваловым Виктору Ющенко право вообще отказаться от пакетных договоренностей 2004 года, включая конституционную реформу?
- Тугой узел правовых и политических проблем, которые сегодня пробуют решить в Украине, возник из-за этой самой конституционной реформы, о которой вы вспоминаете. Она привела к правовому хаосу в Украине, обусловила все те правовые и конституционные конфликты, свидетелями которых мы теперь являемся.
Авторы этой реформы проталкивали ее без предыдущего изучения всех возможных следствий и, главное, без всенародного референдума. А изменять Конституцию, когда речь идет об изменении политической системы, без референдума нельзя.
Я удивляюсь, что президент после решения Конституционного Суда от 5 октября 2005 года, согласно которому все изменения к Конституции, которые устанавливают парламентскую форму правления в Украине вместо президентской, должны приниматься только через всенародный референдум, не сказал тогда, что политреформа является нелегитимной.
Это была точка отсчета нынешнего политического кризиса в Украине. И после этого Верховная Рада осуществила целый ряд противоречивых шагов. Постановила, например, закон о Кабинете министров, в котором содержится много антиконституционных положений.
Если добавим к этому переход депутатов не на фракционной, а на индивидуальной основе, то получим настоящий правовой хаос, с которым надо что-то делать.
И развязка мне видится в том, чтобы свое слово сказал народ – главный арбитр, когда речь идет о вопросе власти. И не надо бояться выборов. В Америке члены Палаты представителей и треть сенаторов конгресса переизбираются каждые два года.
- Как вы оцениваете критику президентского Указа о роспуске Верховной Рады со стороны некоторых известных юристов, в частности, Сергея Головатого?
- Сергей Головатый – мой хороший приятель, но, возможно, его видение проблемы, базирующееся на определенных положениях Венецианской комиссии, не учитывает всех нюансов того правового и политического процесса, который происходит сейчас в Украине.
Надо смотреть на нынешние проблемы с украинской колокольни, а не европейской. Европа в свое время также пережила переходный период, который сейчас переживает Украина.
И здесь, прежде всего, надо учитывать, что нынешняя избирательная система в Украине базируется на партийной основе. Когда люди голосуют за какую-то определенную партию или избирательный блок, то они отдают ей или ему свои голоса, потому что поддерживают определенную программу, платформу, идеологию и задачу.
И когда представители этой партии или блока переходят в другой лагерь, то они пренебрегают волеизъявлением народа и теряют мандат народного доверия.
- Насколько реальным, на ваш взгляд, является введение в Украине прямого президентского правления или чрезвычайного состояния?
- Я не думаю, что Украина движется в сторону чрезвычайного состояния. В новейшей истории Украины до сих пор государственным мужам хватало воли и мудрости найти путь к решению проблем за столом переговоров.
Убежден, что лучший способ преодоления нынешнего кризиса – это всенародные, свободные выборы. К величайшему сожалению, Украина должна начинать все сначала.
Когда-то, еще до ее независимости, мы, украинцы диаспоры, всегда говорили: "Воскрес Христос – воскреснет и Украина!" Вот уже почти 16 лет, как Украина независимая, но почему-то ее Голгофа и до сих пор продолжается.
Валентин Лабунский, "Мост", для УП