Время прямой демократии
Основой демократии в Украине является представительная демократия, то есть процесс отображения интересов общества в соответствии с его социальной структурой в органах власти и отстаивания этих интересов в принятии тех или иных властных решений.
В процессе принятия тех или иных решений представители разных общественных интересов во власти обязаны достигать компромиссов.
Представительная демократия перестает работать в двух случаях: 1) когда нет адекватного отображения структуры общества в структурах власти.
2) Когда представительные органы власти отстаивают личные, корпоративные или партийные интересы, а не интересы тех структур общества, которые они будто бы представляют, и, соответственно, не могут достичь компромиссов.
Основой представительной демократии в нашей стране являются партии — то есть именно партии должны быть инструментом представления интересов общества. С точки зрения избирательной системы и организации власти, достигнута полная и неограниченная партийность власти.
В Украине партийный президент, партийный парламент, партийный Кабмин, партийные суды, партийные местные органы власти. Но отображают ли партии сегодня структуру общества в органах власти?
Как так произошло, что сегодня больше половины депутатов парламента являются миллионерами, притом, что в стране вообще больше половины население не являются миллионерами?
Как так произошло, что партии представляют по большей части бизнес, а не ученых, врачей, учителей, студентов, инженеров, рабочих, крестьян и так далее?
Это произошло благодаря системе формирования партийных списков. В партийный список на парламентские выборы можно попасть тремя способами.
Или быть родственником партийных лидеров или других влиятельных лиц, с которыми заключены партийные соглашения об услугах. Либо быть известным человеком, наличие которого в партийном списке поднимает рейтинг партии на выборах. И, в конце концов, купить место в партийном списке за большие деньги.
Никак иначе в партийные списки попасть невозможно. Общественность по Конституции и закону не может влиять на формирование партийных списков.
Как так произошло, что в Кабинете Министров высочайшие должности занимают люди, которые имеют бизнес и/или отстаивают бизнес-интересы только части партийно-корпоративных групп.
Это произошло благодаря тому, что, не смотрясь на обещания, бизнес так и не был отделен от власти. И в исполнительной власти до сих пор находятся люди, которые прямо и непосредственно продолжают фактически заниматься бизнесом.
Как произошло, что президент представляет интересы исключительно одной части партий, а не всех партий?
Это произошло из-за отсутствия политической культуры у президента и его окружения. На такое поведение президента общественность не может повлиять: раз избрав его на выборах, она не может ни провести импичмент, ни как-то иначе заставить его к представлению интересов всего общества.
ТОП-5 "ЕКОНОМІЧНОЇ ПРАВДИ" |
Ризики купівлі квартири-2. Фонди фінансування будівництва Приховані вигоди пластикових карток Shell вступила в союз з "українськими нафтовими чеченцями" |
Как так произошло, что суды являются партийными, и отстаивая те или иные интересы разных партийно-корпоративных групп, поддерживают рейдерские атаки, а во время любых политических конфликтов, принимают позицию той или другой партии?
Это произошло благодаря тому, что нам не удалось создать судебную власть независимой от других ветвей власти, и партий.
Ведь имеем органы представительной демократии, которые не отображают структуру интересов общества, представляют исключительно интересы бизнес-кланов, а потому не могут достигать компромиссов во время принятия тех или иных властных решений в интересах всего общества.
Причем именно партии не выполняют функцию отображения и отстаивания общественных интересов во власти. Партийная власть, которая не представляет общество, постоянно переносит конфликты между бизнес-группами за коррупционное перераспределение собственности и выгодных источников доходов в политику. В эти конфликты втягивается все общество.
Влиятельность партий на разных уровнях власти усиливается, а их связь с обществом слабеет. То есть в стране начат и довольно интенсивно развивается партийный тоталитаризм.
Общественность по Конституции и законам не имеет возможности повлиять ни на структуру представительной партийной власти, ни на способы принятия ею решений.
Способны ли партии сегодня сами сменить такую ситуацию? То есть способны ли партии изменить Конституцию и избирательные законы, которые бы ставили партийную деятельность под контроль общественности?
Законы, которые бы позволяли общественности формировать партийные избирательные списки, которые бы позволяли общественности принимать непосредственное участие в принятии решений исполнительной властью?
Партии на это не способны, так как существующая ситуация их устраивает. В таком случае общественность страны должна обратиться к временному ограничению функционирования представительной демократии и перейти к прямой демократии.
Конституанта
Есть несколько форм прямой демократии: референдум, выборы, давление на власть путем публичного массового волеизъявления (демонстрации, митинги, забастовки) и конституционное собрание. В Украине имели место все формы прямой демократии, кроме конституционного собрания.
Конституанта — это французский термин, который означает учредительное конституционное собрание, которое основывает или переосновывает государство.
К прямой демократии, в виде общенационального конституционного собрания, общество прибегает тогда, когда политические элиты по той или другой причине не представляют общественных интересов и/или не могут прийти к компромиссу в ситуации, которая угрожает территориальной целостности и безопасности граждан.
Конституционное собрание могут созывать по требованию большинства территориальных общин страны. Территориальные общины — это общины, которые имеют свой местный бюджет, компактно проживают на той или иной территории и имеют опыт принятия решений относительно этой территории.
Членом конституционного собрания не может быть чиновник или член партии, который соответственно не уволился с должности или не вышел из партии.
Членом конституционного собрания может быть представитель местной общины, который поддерживается этой общиной как гражданин, во-первых, представляющий интересы этой местной общины, а во-вторых, являющийся достаточно компетентным, чтобы разрабатывать новую Конституцию.
Конституционное собрание начинает действовать с момента формирования его состава большинством территориальных общин страны. На период деятельности Конституционного собрания ограничивается деятельность всех представительных органов власти — они должны обеспечивать функционирование государства, но не могут принимать стратегических решений.
То есть таких решений, которые изменяют основные экономические или политические нормы. Распределение или продажа земельных участков по всей территории страны приостанавливается, смена собственников предприятий, вокруг которых есть конфликт, не допускается путем ареста имущества в судебном порядке.
Конституционное собрание разрабатывает Конституцию путем консенсуса и выносит ее на всенародный референдум.
В заключительных положениях новой Конституции содержится описание формирования представительной власти на новых принципах отображения и отстаивания общественных интересов. После голосования Конституции происходят парламентские, местные и президентские выборы.
Члены Конституционного Собрания не могут занимать государственные или выборные должности в течение следующих 5 лет после окончания своей деятельности. На период работы Конституционного собрания их участники получают оплату из соответствующих местных бюджетов или из государственного бюджета, или из специально созданного фонда в размере половины зарплаты депутата Украины.
Сергей Дацюк, для УП