Сны политиков накануне пожара
Весеннее потепление не повлияло на климат в отношениях между ветвями власти, а запоздавший в этом году зимний холод не отрезвил политические силы в их амбициях преумножать социальное напряжение.
Парламентские фракции и государственные мужи, словно во сне, не замечают (или же удачно притворяются, что не замечают) ни тотальной общественной усталости, ни спровоцированных ней острых вызовов государственному суверенитету и национальному единству.
Конституционное перераспределение полномочий хотя и произошло де-факто, но психологически не осознано ни политиками, ни гражданами – обществу тяжело привыкнуть к мысли, что в стране нет одного Главного, а есть триумвират президент-парламент-правительство.
И хотя война "всех против всех" уже сейчас маргинализирует наше государство на международной арене и создает колоссальные внутренние проблемы, большинство политических лидеров предпочитают совсем не замечать Украину в хаосе противостояния.
Должностные лица, как подростки, балуются в игровые стратегии, воруют друг у друга технологические сценарии узурпации власти и меньше всего думают о национальном примирении, экономические реформы и "улучшение жизни уже сегодня" – конечно, когда речь идет о жизни народа, а не узкого круга приближенных.
Очевидно, что развитие сегодняшней ситуации может привести к крайне отрицательным последствиям не только у нас, но и для наших детей и внуков.
Противостояние изнуряет и приводит к системному кризису. Это – аксиома.
В подтверждение – небольшой анализ нашего недавнего прошлого.
Состояние украинского общества на начало 2004 года характеризовалось социальным пессимизмом – менее 20% граждан доверяли учреждениям власти, больше 60% считали, что процессы в государстве идут в неправильном направлении.
После победы оранжевой революции произошел всплеск оптимизма – в начале 2005 года более 60% доверяли Ющенко и более 50% считали, что события развиваются в правильном направлении.
Ошибки новой власти (а, по правде говоря – всех нас, украинских политиков) этот оптимизм уничтожили. Капитал доверия был, к сожалению, потерян.
Как следствие – сегодня социальное настроение украинцев такое же пессимистическое, как и в начале 2004 года.
Общество устало, оно инертно – новый общественный протест высокого уровня гражданской ответственности образца 2004 года сейчас невозможен.
Динамика разочарования продолжает набирать обороты: ее обостряет политика реванша, увеличение нестабильности, нарастание популизма.
Эти факторы существенно углубляют раскол в обществе. Ключевые политические игроки, вместо того, чтобы противодействовать этим тенденциям, строят иллюзии.
Таких иллюзий – две.
Первая. "До тех пор, пока мы можем кивать на предшественника и уклоняться от ответственности за собственную деятельность, стоит любым способом завладеть неограниченной, монопольной властью, а потом всех ней подавлять".
Это – сон Виктора Януковича.
Иллюзия вторая – "возвращение к личной власти возможно; ради этого необходимо не просто состоять в оппозиции, но и последовательно нагнетать политическое противостояние".
Это – сон Юлии Тимошенко.
Иными словами, Украина все больше становится жертвой слепого азарта двух эгоистических команд. Этот азарт игнорирует все – и национальный интерес, и мораль, и Конституцию.
Какой же логикой, какой же "заботой" о стране нужно было руководиться Блоку Юлии Тимошенко, чтобы сначала неконституционным способом ослабить президента голосованием за закон о Кабинете Министров – для того, чтобы уже потом поддержать сознательно ослабленного главу государства, толкая его впереди себя на войну с премьером?
Мы осуждаем политический кульбит Александра Мороза, но не является ли поведение Юлии Владимировны аналогичным в следовании такой установке: цель оправдывает средства?
А где же, спросите Вы, "Наша Украина"?
К сожалению, мне грустно об этом говорить, но блок "Наша Украина" никак не может прийти в себя после краха бывших иллюзий, обусловленного собственными ошибками. Именно из-за этого он не способен продемонстрировать свою позицию.
Задача "Нашей Украины" – через внутреннюю перестройку стать самостоятельным политическим игроком, чтобы отстаивать те демократические ценности и идеалы, защитником которых сегодня объективно может быть только этот блок. Но задача эта еще не достигнута.
Чем может реально закончиться расшатывания политической стабильности?
Виктор Янукович, понимая, что его рейтинг непосредственно зависит от социально-экономической ситуации – а она с сегодняшними методами управления экономикой не будет становиться лучше, наконец-то обратится к народу и заявит: президент, опираясь на деструктивную оппозицию, мешает ему наводить порядок в стране.
И потому Янукович пойдет на досрочные выборы, о которых так мечтает Юлия Тимошенко, и выиграет их.
Инициатива Василия Киселева о проведении уже в сентябре текущего года досрочных парламентских и президентских (!) выборов является ярким подтверждением наличия именно таких планов.
Почему Партия регионов выиграет досрочные выборы (если они состоятся еще в этом году)?
Во-первых, у "регионалов" уровень доверия сегодня еще объективно выше, чем у Блока Тимошенко – по разным социологическим исследованиям "регионалы" опережают БЮТ на 6-9%.
Во-вторых, за счет "подогревания" политического противостояния в стране Янукович мобилизует на Востоке и Юге даже тех избирателей, которые относятся скептически к нему лично, но откровенно враждебно настроены к оранжевым силам.
В-третьих, за счет административного ресурса Партия регионов получает возможность "откорректировать" результаты выборов.
В-четвертых – за счет финансового ресурса, который на порядок больше, чем у других игроков, действующий премьер сможет провести более масштабную кампанию.
В-пятых, Россия с удовольствием предоставит Януковичу и финансовую, и организационную, и медиа поддержку – накануне 2008 года Путину очень нужен крах демократии в Украине. Конечно, такая помощь будет предоставлена только под конкретные обязательства Януковича.
И, в конце концов, шестое. Демократический Запад на все избирательные фальсификации адекватно реагировать не сможет, потому что энергоносители – проблема для Европейского Союза более важная, чем Янукович или Тимошенко.
Именно поэтому европейцы ради будущего оправдания своей пассивности уже сегодня выказывают этим политикам одинаковую симпатию.
Теоретически можно предположить, что Блок Юлии Тимошенко все таки догонит электоральное отставание от Партии регионов, а "Наша Украина" наберет свои 9-10%, что возможно только при условии объединения в этом блоке и национал-демократов, и патриотичных либералов.
Но и тогда получение "оранжевыми" 226 мандатов не является гарантированным – вероятно, в парламент пройдут коммунисты (рейтинг которых растет); а социалистов за парламентскими трибунами могут заменить "витренковцы".
Как следствие – возможна новая "антикризисная" коалиция, но уже с намного более одиозными участниками. И у нас уже будет не сомнительно проукраинское правительство, а откровенно пророссийское.
А разворачивание конфронтационного сценария – с непризнанием результатов таких выборов, акциями протеста, диаметрально противоположными решениями местных советов, прямым вмешательством России и Запада – вполне может привести к появлению на политической карте мира двух Украин.
Почему же, хорошо понимая невозможность формирования единой демократической коалиции в случае проведения досрочных парламентских выборов, Блок Тимошенко всячески – и небезуспешно – провоцирует регионалов на избирательную кампанию уже в текущем году?
Причина – проста. Юлия Владимировна хочет создать себе досрочными выборами благоприятную основу для президентской кампании 2009-го, хотя ее проведение в 2009 году при условии тотального поражения демократии остается под большим вопросительным знаком.
Расчет "бютовцев", очевидно, такой: во-первых, парламентские выборы позволят Юлии Тимошенко поддерживать себя в "политическом тонусе", а во-вторых, бездарное управление страной Януковичем до 2009 года якобы вызовет разочарование в нем большого количества избирателей, которые готовы будут отдать свои голоса "воинам света".
Но этот расчет, по моему мнению, тоже иллюзия. Потому что на президентских выборах победит тот, кто станет премьером после досрочных парламентских. Досрочные выборы только пролонгируют Виктору Януковичу кредит социального доверия.
Впрочем, даже фамилия следующего президента является вопросом второстепенным по сравнению с тем, какую цену заплатит Украина за амбициозные игры двух людей, для которых личная власть намного важнее, чем национальный интерес.
Ведь то, что кажется правильным на уровне пиар-стратегии, неизбежно потянет за собой опасное усиление социального напряжения и углубление ментального раскола Украины.
Есть ли альтернатива реализации описанного выше сценария? Есть. Но для этого необходимо, чтобы объединение НСНУ и БЮТ было усилено широким движением демократических сил и состоялось во имя национальных интересов, а не во имя амбициозного самоутверждения.
Подчеркиваю: альтернативы общей оппозиционной деятельности "Нашей Украины" и БЮТ сегодня нет.
Только вместе эти две политических силы смогут донести до общества правду о деятельности правительства – о гиперцентрализации, администрировании, "ручном управлении" экономикой, делении предпринимателей на "своих" и "чужих", усилении коррупции, непрозрачности принятия решений и т.п.
Если "Наша Украина" и БЮТ смогут эффективно играть роль оппозиции, избиратели наконец-то поменяют электоральные симпатии.
Уверен: если информацию о деятельности правительства доносить до нынешних избирателей Партии регионов правдиво и сдержанно, миф о неизменности бело-голубых симпатий на Юге и Востоке может быть развенчан уже в течение одного-полтора лет.
Кроме этого, крайне важно, чтобы оппозиционное объединение четко заявило, что оно будет делать после победы, одной из причин кризиса оранжевой команды стало то, что в течение кампании 2004-го очень мало кто реально задумывался: а как оно будет действовать уже не в оппозиции, а при власти?
А уже сегодня объединение должно усилить свою контрольную функцию, стимулировать правительство работать на Украину, не допускать измены национальным интересам.
И, в конце концов, положить на Кабинет Министров всю ответственность за социально-экономическое состояние в стране.
Президента Украины вместе с тем необходимо вывести за рамки противостояния политических сил.
Виктор Ющенко должен быть арбитром нации, а не играть навязанную ему БЮТ роль "ледокола" против политики "региналов".
Необходимо заставить премьера сесть за стол переговоров с главой государства, поддержать Виктора Ющенко в выполнении его функций гаранта Конституции, прав и свобод граждан, безопасности каждого человека.
Если в этой ситуации правительство Януковича будет работать эффективно – ему нужно аплодировать.
Но, скорее всего, эффективная работа кабинета Януковича – это тоже еще один сон, сказка самого Виктора Федоровича.
Такая коалиция, сформированная из идеологических антагонистов, и такое правительство никогда не будут эффективными, и сами себя в конце концов, дискредитируют.
Нужно готовиться к развалу неэффективной коалиции и кабинета, и к приходу к власти нового правительства реформаторов.
Не исключаю, что после развала нынешней коалиции в следующем году все-таки будут объявлены досрочные выборы. Но это будут уже выборы в совсем других координатах, и с совсем другим результатом.
Это, по моему мнению, и есть альтернатива во имя Украины, во имя европейской перспективы и демократических ценностей, во имя соборности и благосостояния, которых должны добиваться по-настоящему ответственные политики.
Анатолий Матвиенко, глава Украинской республиканской партии "Собор", народный депутат Украины