"Преступление и наказание", или сага о дострочных выборах

Пятница, 30 марта 2007, 11:09

Неужели произошло?

Действительно ли ситуация в политикуме заострилась до последней граници и может привести к досрочным парламентским выборам уже сейчас?

Симптомы есть, но опять какие-то ненастоящие. Как и раньше, нет полной искренности в самой форме противостояния.

Столько разговоров о тотальной коррупции, которая пронизала парламент и движет правительством и коалицией. Именно коррупцией объяснятся так называемый "проект 300", который будто бы привел к намерению президента наказать это зло одним решением о досрочных выборах...

Но ни одного нового коррупционного скандала, пример которых в свое время подали господа Зинченко и Бродский, нет.

Слушаем все те же "бородатые" истории о ЕЕСУ и "Криворожсталь"... Даже о "Лугансктепловозе" упоминается исключительно после того, как тему широко осветила пресса.

А вот, скажем, о подноготной того же НЗФ, с которого, между прочим, в свое время начался кризис правительства Тимошенко, - так до сих пор никто из политиков и не расскажет подробно...

Легенда о "любых друзях" без какого-либо объяснения продолжает отыгрывать чуть ли не мистическую роль в судьбе президентской партии. Как и загадка Веры Ивановны, которая не известно чем лучше для Ющенко, чем господин Жовтяк, - в контактах между президентом и олигархами – содержателями правящей коалиции.

"РосУкрЭнерго" как "переходный флаг" передается из рук в руки властных персонажей. Превращаясь в неподтвержденный "компромат" против оппонента, как только к этому же оппоненту попадет в распоряжение.

Нет поименного списка настоящих собственников теплосетей и водогонов, которые уже нажились на тарифной войне. Только советы гражданам посмотреть в платежки...

Даже вопрос о цене перехода в коалицию членов оппозиции "обиженные" обсуждают в самых общих формах. Избегая подать хотя бы один доказанный факт подкупа. Который, в отличие от анонимного "слива" слухов в СМИ, послужил бы наилучшим аргументом относительно противозаконности существующей методы "формирования широкой коалиции".

А вот свеженький пример. Принимала коалиция из-за отсутствия в зале ВР оппозиции закон о льготах для химических предприятий. Так коммунисты криком кричали, что это они "жирных котов" кормят, никакой выгоды для крестьян от этих льгот для производителей удобрений не будет, только экспортеров. Но льготы таки поддержали.

И что – оппозиция ухватилась за эту откровенную коррупцию? Опубликовала хотя бы стенограммы этого заседания?

Я уже не говорю о полном отсутствии реакции оппозиции на абсолютно антиконституционное заявление спикера Мороза о наличии у Украины определенной группы лиц – промышленников и предпринимателей, которые всегда должны быть при власти. Это откровенное отрицание выборов как таковых, утверждение, как когда-то говорил сам Мороз о Кучме, "неродовитой монархии", - осталось без внимания.

Так разве не этим принципом руководствуются перебежчики из оппозиции, а также их лидеры, которые перманентно берут профессиональных предателей "на перевоспитание", а потом благодарят их новых хозяев за свое "очищение"? И так держат упомянутую "аристократию" при власти?

Все как всегда: ворон ворону глаз не выклюет... Так какое же здесь обострение и какие досрочные выборы в наказание за нарушение Конституции?

Господа при власти и дальше держат друг друга на крючках скрытого шантажа, выбрасывая для публики "дохлых кошек" старых и уже неоднократно отработанных дел. И оппозиция здесь ничем не лучше коалиции.

Для чего это все?

Понятно – для тайных переговоров.

Ярчайшим примером именно такого применения компромата, в данном конкретном случае – против президента Ющенко, - обмолвились на "сборах народных депутатов" некоторые члены коалиции, обсуждая способы остановки возможного указа Ющенко относительно роспуска ВР.

Так и было сказано: когда соберутся президент, премьер и спикер – гаранту надо будет напомнить об ответственности простого гражданина Ющенко. А также использовать его личные черты характера...

О чем напомнят президенту во время очередных "консультаций", даже если бы они происходили и по поводу роспуска парламента?

О семейном бизнесе? О до сих пор не расследованных уголовных делах? Тот же "джентльменский набор", которым его заставили подать кандидатуру Януковича под соусом расширения коалиции еще в прошлом году?

Так почему все это не сказано до сих пор – публично, с надлежащими правовыми выводами?

Потому, что личные черты характера Ющенко позволяют легко пугать его каждый раз, когда он стоит перед судьбоносным выбором?

Ющенко и сам, со своей стороны, продолжает только пугать намеками на какой-то публичный скандал участников непрозрачных энергетических переговоров с Россией, вместо немедленного прекращения этих тайных оборудок... Будто напрашивается на обвинение в содействии их реализации.

Именно поэтому не надо прислушиваться даже к удивительно "железным" ноткам в последнем выступлении президента Ющенко относительно прекращения всяческих "круглых столов" и его ультиматума к коалиции прекратить переманивание депутатов.

Здесь Ющенко снова не стал оригинальным, так как, как всегда, хотя и в немного более жесткой форме, предложил "узурпаторам" довольно простой путь "примирения".

Мол, прекратите нарушать Конституцию слишком грубо, - и нежелательные для президента досрочные выборы не состоятся. Работайте в границах своих "антикризисных" 240 голосов.

Господин президент намекает, что хочет дождаться, когда антикризисная коалиция развалится "естественным путем"?

Или все же просто откладывает окончательное решение, к реализации которого не готов и сам?

И то правда. Ющенко только что избежал намного более формализованного и неопровержимого основания для роспуска ВР, чем озвученное им сейчас. Ведь в последние дни перед наступлением возможного срока неполного формирования правительства срочно подал коалиции "компромиссную" кандидатуру на должность министра иностранных дел.

Поэтому его внимание к вопросу о формате "обновленной" коалиции, которая действительно нарушает 83 статью Конституции, но не прописанное в перечне прямых оснований для роспуска парламента, - является только способом напомнить коалиции, а еще больше – гражданам и оппозиции, - что он все-таки гарант.

Собственно, на пресс-конференции в Луганске Ющенко так и пожаловался: давят на него из-за исков против суда за невыполнение функций гаранта Конституции... О том, что эта кампания исков сорганизована БЮТом – сообщалось уже накануне.

Если бы не эта оговорка, - еще можно было бы поверить, будто Ющенко и самому надоело поддаваться на перманентный шантаж и смотреть на то, что происходит в Верховной Раде, молча ожидая, чем все это для него может закончиться.

А так...

Ну, соберутся они снова, теперь уже при участии лидеров фракций – читай, с Тимошенко, - и снова о чем-то будут договариваться, о чем народу сообщат только частично. Потом снова начнется ссора...

Они уже недавно так собирались, с лидерами фракций и до угрозы выборами. И что? Какой результат?

Кстати, из последнего эфира программы "Я так думаю" можно было увидеть, что и госпожа Тимошенко не только не верит дальше в немедленные выборы, но готова даже несколько лет промучиться в нестабильности с "клептоманской" властью. Для того, конечно, чтобы когда-нибудь уже окончательно "отчистить" от нее Украину...

Показалось даже, что Юля не очень уверена в сценарии развития событий. Просто потому, что до сих пор не могла непосредственно присутствовать на всех без исключения консультациях, которые проводят по должностям трое первых должностных лиц государства. И на которые ее как лидера даже объединенной оппозиции не приглашают. Из-за чего ей в последнее время приходится ловить президента то тут, то там отдельно, и "исправлять" его непонятный "курс"...

Именно поэтому ее должны в особенности интересовать консультации в формате возможных досрочных выборов, а не любые другие. Из этого формата ее уже не исключат.

Из этих консультаций она и сможет сделать вывод, что делать дальше. Продолжать "очищать" собственную фракцию путем скрытого "делегирования" своих депутатов в коалицию, или обойтись без лишних формальностей.

В свою очередь, "ухищрения" коалиции, и даже готовность притормозить до решения Конституционного суда принятия к себе перебежчиков из оппозиции, о чем заявили на собранииях депутатов сразу господа Сивкович и Чорновил, - понятны.

Коалиция старается выиграть время.

У них там в первом чтении снова принят закон о следственных комиссиях, читай – о процедуре импичмента. Закон этот после преодоления вето так и не успел ввести в действие спикер предыдущего созыва господин Литвин, а Мороз не отважился подписывать документ, который был принят другим составом парламента.

Так теперь коалиции надо поторопиться и по возможности чище с процедурной точки зрения этот закон постановить окончательно, а потом найти 300 голосов для преодоления вето.

Причем если юристам Ющенко не удастся найти в этом законе реальной зацепки для признания нарушения наименьшей нормы Конституции, - поводов для отказа в преодолении вето не будет даже у фракций оппозиции. Независимо от завершения "проекта 300"...

И тогда уже рука Мороза не дрогнет. Между прочим, не именно ли для этого он до сих пор нужен Януковичу...

С другой стороны, время нужно коалиции, чтобы дать Ющенко продолжать поднимать Конституцию самому.

История с губернаторами в этом смысле подходит, но не совсем, поскольку продолжается дискуссия, является ли восстановление уволенных чиновников такого уровня компетенцией судов общей, а не конституционной юрисдикции. Вспомните хотя бы аналогию с делом Пискуна...

А вот если Ющенко таки будет избран официальным главой "Нашей Украины"! Ну, тогда пусть потом не жалуется...

Тогда, наверное, и до сих пор скрытый компромат на президента в более приземленных вопросах станет предметом широкой пропаганды. Причем на этот раз доказанность обвинений мало кого будет интересовать. Лишь бы только этим могла заниматься специальная следственная комиссия ВР...

Так что в юридическом плане вопроса реального противостояния коалиции и президента стоит лишь так: кто кому раньше объявит "импичмент". И то – не как совершенный процедурный факт, а как предвыборный пропагандистский старт. Для преждевременной парламентской кампании.

Объявить досрочные президентские выборы путем завершения настоящей процедуры импичмента, как признают все, даже настоящие враги Ющенко, - этот парламент не сможет.

Разве что обратятся к попыткам "покрутить" вопрос о здоровье президента. Эту тему уже подбросил один из членов БЮТа, которого госпожа Тимошенко тут-таки объявила перебежчиком, - господин Данилов.

Тема, между прочим, уже подхвачена. Вон Мороз из Пекина не удержался, и чем-то там о "больной голове" по поводу возможного указа о роспуске ВР обмолвился. Лишь потом исправился: мол, это не о самом президенте...

Может это задачи для господина Сивковича, который в свое время занимался с врачами в деле отравления?

А что? Для этого даже 300 голосов не надо, достаточно простого большинства.

И министр здравоохранения вовремя сменен, бывший "нашеукраинец" Поляченко не будет мешать.

Нужно еще участие Верховного суда. Но, как на грех, у председателя ВС господина Онопенко именно сейчас существенное недоразумение с президентом относительно судебной реформы, да и дела Жовтяка...

Ну, в любом случае немедленно даже это "упрощенное" устранение президента от должности нереально. Но с течением времени...

Поэтому вопрос: понимает ли Ющенко, который уже сделал свой опережающий шаг, и вопреки всему своему нежеланию подписывать указ о роспуске ВР, не может превратить этот шаг на фальстарт?

Поскольку теперь ожидание "естественного распада" коалиции – тщетны.

У нее, даже если она приостановит наращивание своих "формальных" численных рядов в конституционное большинство, появилась новая объединительная идея: прежде всего, устранить угрозу в лице президента.

Поэтому коммунисты и социалисты, если немедленно их не отправить на выборы, еще "помучаются" в составе коалиции, параллельно портя Ющенко сотрудничество с Януковичем даже на международной арене.

Итак, указ о роспуске ВР и досрочных выборах остается единственно возможным наступательным политическим шагом для президента.

Но его юридической реализации мешает одна деталь.

Отсутствие публичных сведений о возможной договоренности Ющенко и Януковича относительно переформатирования коалиции после последней встречи, которая имела место следом за оповещением ультиматума объединенной оппозиции.

Именно после той встречи Ющенко "упрекнул" антикризисовиков, что название их коалиции не соответствует реалиям, когда кризис отсутствует.

Возможно, Янукович и Мороз услышали в этих словах намек президента на готовность после переименования коалиции в "национального единства" ввести в нее фракцию "Наша Украина"?

Именно фракцию, а не отдельных депутатов. Не исключено, что так понял президента и господин Кинах. Из-за чего потом очень возмутился из-за ругани по поводу собственного шага.

А может, Ющенко что-то такое даже сказал. Не напрасно же это так возмутило госпожу Тимошенко тогда...

Так вот, "привязать" в настоящее время абсолютно справедливые и конституционные претензии Ющенко к коалиции по поводу формирования на фракционных основах к конституционной же норме о "не формировании коалиции фракций" можно только в случае, если бы речь шла именно о роспуске одной коалиции (с участием КПУ и СПУ) и начале формирования другой – с участием каких-то других фракций...

Отсутствие же хотя бы какого-то документа, который бы подтвердил по крайней мере начало подобного процесса, не разрешает применить ни одну из "санкций", записанных в Конституции.

Почему два из трех участников антикризисной коалиции сумели избежать такого распада своего творения, чтобы угодить интересам президента и премьера, - понятно.

Но, похоже, и "жесткость" тона Ющенко по поводу наконец-то подмеченного им неконституционного пути расширения коалиции можно объяснить только тем, что не оправдался какой-либо связанный с этим возможный план.

На этот же нереализованный, но возможный "план" прямо намекает и так называемый "проект" указа президента о роспуске Верховной Рады, распространенный в СМИ, точнее – его юридическое "обоснования".

Вопреки впечатлению, которое этот "проект" создал на коалицию, не на шутку напугав ее и принудив обсуждать уступку Ющенко в механизме расширения, - он еще и удостоверил, что президентским юристам следует приготовить более совершенную юридическую модель наказания коалиции за незаконные действия.

И не потому, что нет прямого нарушения Конституции. Есть, и это даже не требует чрезмерных аргументов.

Не в том дело также, что коалиция может реально что-то противопоставить указу президента под лозунгом "угрозы государственного переворота". Как раз этого никто сделать не может.

Отказаться от участия в выборах, по крайней мере, для Партии регионов, - бессмыслица. Через два месяца придется уступить кресла даже самым маленьким партиям.

А коммунисты вообще имеют интересную позицию. Как прямо заявил господин Мартынюк, он согласен с тем, что после указа о роспуске парламента ВР уже не соберется на пленарные заседания. Читай – ПР и БЮТ не успеют постановить повышение проходного барьера. Так что к выборам КПУ готова на своих условиях...

Те, кто несогласен, могут для видимости устроить потасовку на площадях Киева. Но ее правдивым следствием для коалиции и президента может стать лишь получение повода для изменения силового блока, в частности – министра внутренних дел. Это уже что-то наподобие "заговора" против социалистов...

Даже очередного "международного консилиума", как в 2004-м, вряд ли дождешься. Чтобы вести войну за Украину, иностранцам больше не обязательно прилетать в Киев.

Глупости говорят об отсутствии бюджетных средств на досрочные выборы. После принятия изменений к Конституции, где предусмотрены такие выборы даже теоретически, коалиция должна бы закладывать соответствующие средства в бюджет автоматически каждый год. Сейчас же можно обойтись резервным фондом.

Вранье, что президент шага не может ступить без вывода Конституционного суда. Может, а недовольные пускай уже потом обжалуют...

Дело в другом.

Новая Конституция не предусмотрела прямых санкций за многие нарушения собственного же текста, и настоящий случай – только один из них. Но он есть.

Тем временем статья 19 Конституции, которая не разрешает должностным лицам действовать другим способом, кроме указанного в законе, - распространяется на президента так же, как и на перебежчиков между оппозиционным и коалиционным лагерями.

Но еще важнее то, что президенту надо иметь безупречные основания для наступления на узурпаторов, так как он не имеет права действовать их же методами.

Такой вот "моральный императив". Действительно, не прием против лома. Но в случае соблюдения гарантирует наказание для преступников.

До сих пор ничего подобного наблюдать в Украине не приходилось.

Можно бы сейчас подождать чуда от президентских юристов...

Но вряд ли мы дождемся другого чуда: откровенного изобличения всех преступлений всех участников позорного конфликта, по которым конституционный суверенный народ мог бы вынести свой собственный приговор хоть на преждевременных, или на очередных выборах.

И сага будет продолжаться...

Автор

Ирина Погорелова, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Главное на Украинской правде