Национальное единство или демократический централизм?
Антикризовики радуются Кинаху в собственных рядах. Сам Кинах тоже так радуется должности министра, что создается впечатление, будто совсем другой человек занимал до этого времени должность премьера и первого вице.
Яценюк обживается в здании на Михайловской площади, которая теперь отнюдь не оранжевая. Янукович продолжает улыбаться, а Мороз обещает до 1 мая 300 депутатов в парламентском большинстве.
Янукович пророчил создание на базе расширенного парламентского большинства "правительства национального единства". Через несколько дней антикризисная коалиция таки получила название "коалиция национального единства".
Между тем, опасно играть такими словами. Национальное единство – явление слишком своеобразное, чтобы применять его, как заблагорассудится.
Антикризисная коалиция, действительно, может в скором времени создать новую версию правительства с привлечением довольно широкого круга политических сил. Однако, будет ли это настоящее национальное единство или что-то другое, более знакомое из "Краткого курса истории ВКП(б)"? Интересный вопрос. Что же, поищем ответ.
Война или глубокий кризис
Обычно правительство национального единства возникает в условиях острого экономического кризиса или внешней угрозы. Такое правительство должно сплотить граждан страны, которые забыв предыдущий раздор, идут в направлении к общему согласию.
Правительство формируется на основе всех главных политических сил страны. Таким образом, временно исчезает явление оппозиции. Потому что какое тогда единство, если часть политикума вне его границ?
Фактически создание такого правительства как раз и предусматривает компромисс между правящей партией или коалицией и оппозиционными силами. Без такого компромисса невозможно вообразить идейную платформу, на которой создается такое правительство. Он имеет целью консолидацию всех политических сил для общего преодоления существующих проблем или защиты страны от внешних врагов.
Как свидетельствует практика, правительства национального единства не являются долговечными. Как только появляются первые ростки экономического подъема, или исчезает внешняя угроза, правительства, состоящие из диаметрально противоположных политических сил, уходят в небытие.
Антифашисты национального единства
Существует несколько ярких примеров практического применения идеи национального единства на уровне правительства. Самые известные из них касаются окончания второй мировой войны и построения мирной жизни в Западной Европе.
Когда свободная Франция только начала дышать после победы над гитлеровцами, появление правительства единства было вызвано политическим равновесием, которое властвовало в стране. Вышистский истеблишмент был дискредитирован колаборацией. Де Голль был популярным, но не тотально. Надо было договариваться.
Итак, с июня 1944-го по декабрь 1946 года во Франции действовало несколько правительств, которые включали как левых, так и правых. И это в стране, где лейтмотивом политической жизни было выражение "Учитель никогда не пожмет руку кюре".
Перелом случился, когда страну посетила послевоенная стабилизация. Коммунистов поставили на место, правые начали ощущать собственное преимущество, и "единство" попало в мусорник истории.
С апреля 1944-го по май 1947 года при власти в Италии были несколько кабинетов, которые состояли из представителей всех ведущих антифашистских партий, то есть коммунистов, социалистов и христианских демократов. Они не очень любили друг друга, однако после свержения диктатуры Муссолини, надо было искать пути к общей борьбе с фашистами, которые жаждали реванша.
Когда с помощью американцев и сицилийской мафии проблема фашизма в отдельной апеннинской стране была преодолена, единство стало мешать. Из правительства выгнали коммунистов. Соцпартию раскололи, отделили социал-демократов. Жизнь пошла обычным путем.
В 1967 году такое правительство возникло в Израиле, накануне очередной войны с блоком арабских стран. Зная маленькие размеры собственной страны, израильтяне понимали, что войну можно проиграть и таким образом потерять государственность. Напуганные такой угрозой левые и правые создали общее правительство, которое даже первым начало войну.
Потом, когда арабская угроза стала менее ощутимой, израильские партии вернулись к своим обычным распрям.
Украинская ситуация
Каким образом вышеупомянутые условия можно найти в Украине?
Что бы там не говорили, но в стране нет признаков глубокого экономического кризиса. Экономика работает, а бизнес зарабатывает деньги. Политический кризис присутствует, однако его природа достаточно искусственная. Элиты никак не могут договориться и постоянно провоцируют нестабильность, которая должна, по их мнению, изменить ситуацию.
Предложение о досрочных выборах, которое постоянно звучит от лагеря БЮТ, наилучшим образом иллюстрирует такую "искусственность" парламентско-правительственного кризиса.
Внешние угрозы есть, однако воевать с Украиной никто не собирается. Захват пространства происходит экономическим путем, и противодействовать этому не сможет никакое национальное единство. Тогда зачем же предложение?
Поиск национального единства – фундаментальная проблема отечественной политики. Оранжевая коалиция была одобрительно поддержана на правом берегу Днепра, однако левый берег аплодировал совсем не им, а антикризовикам. Разделенная на две мегакультурные части, Украина никак не может найти формулу национального единства и сформулировать национальную идею.
Поэтому даже желанные 300 голосов не помогут такое единство выстроить. А если требования одной третьей части депутатского корпуса не будут замечены, это будет означать начало демократического централизма. Если забыли, что это такое, напомним.
Меньшинство подчиняется большинству во всех принципиальных вопросах. И демократия сохраняется, и центр (то есть большинство) удовлетворено. Изобретение Ленина может получить новую жизнь в Верховной Раде.
Впрочем, антикризовики поторопились с переименованием собственного правительства. Если оппозиция сохраняется в достаточно ощутимом виде, говорить о консолидирующем правительстве рановато. Однако если вспомнить, что к идее единства обращаются во время преодоления кризиса, все становится понятным.
Как это не смешно, в прошлом году существовала возможность для построения "национального единства". Коалиция между НСНУ, СПУ и Партией регионов имела бы значительно больше политико-географических аргументов в пользу "единства", чем все другие версии правительственной коалиции. Однако такая коалиция не сложилась, именно потому что национального единства не было.
Юрий Корогодский, для УП