Регионы: в поисках граблей
Конфликт между ветвями власти, который успел уже порядком поднадоесть зрителям, вышел на новый поворот.
К сожалению, сам такой конфликт неминуем в "полупрезидентской" (или "французской", или, как склонны говорить украинские адепты, "парламентско-президентской") модели деления власти, когда президент и премьер представляют разные политические направления и выступают за разные ценности.
Трудные времена сожительства разных по взглядам главы государства и руководителя правительства переживали Франция, Польша, Литва, Румыния, Ирландия, Финляндия и ряд других стран, в которых действует система, подобная украинской.
В таких условиях остановить конфликт возможно лишь сознательным усилием политиков: или жестким соблюдением договоренностей (как было во времена Миттерана во Франции, когда был подписан "кодекс сосуществования" правительства и оппозиции), или осознанием общности национальных интересов (как было в Польше и Литве, где цель евроинтеграции признавалась и властью, и оппозицией). В Украине же, очевидно, какая-то часть политического тела мешает согласию в любой из этих моделей.
Если бы "донецкие" на самом деле хотя бы думали о "консолидации общества" так, как они сейчас стараются это показать, можно было вполне остановиться на компромиссе августа 2006-го. Тогда все мыслимые и немыслимые амбиции "донецких" были удовлетворены.
Власть над социально-экономическими процессами в стране в их руках, широкая коалиция позволяет надеяться на прохождение законопроектов и поддержку их президентом, вежливое подписание Универсала делает их респектабельными политиками в глазах Европы.
Казалось бы, улучшай свою (и нашу) жизнь уже сегодня и вволю.
Но, очевидно, захотелось "странного": расставлять свои кадры на всех постах, восстанавливать откаты по НДС и рулить налоговым законодательством в режиме "он-лайн", вытягивать залосненные темы двуязычия и анти-НАТО, начать беспрецедентное наполнение бюджета заемным средством и так далее.
С одной стороны, выжимали что можно и нельзя, а с другого – поддерживали расположение духа "свой-чужой" в обществе, чтобы отвлечь внимание от результатов своего хозяйствования.
Ответом президента стало изменение команды его секретариата, которая ознаменовалась приходом к власти “ястребов” – Балоги, Яценюка, Бондаря. Новая команда искренне старается вдохнуть азарт в украинскую политику и добавить агрессивности действиям президента.
Чаще ветировались законы и приостанавливались постановления Кабмина, направленные на расширение его полномочий за рамки Конституции. В свою очередь, "Наша Украина" определилась относительно своей оппозиционности.
Бледно-синие в ответ избавились от всех деятелей Майдана (кроме Гриценко) в правительстве и начали торг с Тимошенко, которая, в обмен на закон об императивном мандате, поддержала закон о Кабмине.
Результаты этой ошибки (оппонентов вооружили дополнительными рычагами формирования органов исполнительной власти и влияния на них) будут возвращаться эхом оппозиции, и самой Тимошенко, еще долго. Собственно, на исправление этой ошибки во многом направлены усилия относительно объединения оппозиции.
Фоном этого обмена любезностями стало убеждение регионами на собственной коже: изменение общественного сознания в Украине после Оранжевой революции – отнюдь не "пропаганда американских технологов".
Кремлевские друзья нынешней правительственной команды, стараясь перевести на кого-то ответственность за свое поражение 2004 года, перестарались: возвращение к властным рычагам создало для регионалов своеобразный культурный шок.
Журналисты отказываются с признательностью принимать пощечины и обиды со стороны депутатов и чиновников-регионалов. Граждане упрямо не желают замечать "улучшение своей жизни еще вчера" и смеются над слабыми попытками правительства перевести ответственность за свои ошибки на предшественников.
Больше 40% обвиняет в повышении тарифов именно правительство Януковича. Более того, на Донбассе, который регионалы считают неделимой вотчиной, люди также выступают против повышения тарифов и нарушения прав работников на шахтах. Для этого в Луганской области осенью даже создана общественная самооборона.
В таких условиях регионалам работать некомфортно. Не за то платили американским и русским технологам, не за то входили в соглашение c Морозом, не за то покупали кинахов. Власть для них – это вся ее полнота, а не какой-то "баланс" или там "распределение сдерживаний и противовесов".
Как утверждают сотрудники секретариата КМУ, немало усилий в частности Толстоуховым, Клюевым, Азаровым было положено, чтобы перетянуть "ястребов" Банковой на свою сторону. Как утверждают источники, представителям команды президента предлагались должности: министра экономики, министра юстиции, заместителя Генерального прокурора, первого заместителя министра внутренних дел.
Но уже на начало этого года якобы стала понятно, что “миссия неисполнима” – и коалиция начала искать другие пути, тяжелее и дороже.
В 2004 году власть, в рядах которой было немало персонажей сегодняшнего Кабмина, во взаимодействии с друзьями на северо-востоке, также перепробовала все. И пенсии раздавали, и второй язык обещали, и свет оппозиции выключали – не помогало. И в ход пошел диоксин.
Сейчас ситуация очень похожа: правительство рапортует об успехах, а зарплата не растет. Правительство кричит на всех углах о тяжелом бремени полтора года предшественников – а люди разочаровываются в ПР и ее лидере. А на этом фоне появляется довольно опасная информация о том, что Генеральная прокуратура купила два образца диоксина...
Очередное изменение политической ориентации Кинахом показывает, что коалиция не оставила надежды раз и навсегда дать ответ на эти угрозы, согнав (скупив) 300 депутатов в конституционное большинство, которое позволит не обращать ни на оппозицию, ни на президента.
СМИ уже едва не ставки делают на окончательное количество перебежчиков: 270, 280, 296... или все же 300. Шутят, что якобы Клюев даже продал "Одесс-кабель" как раз для того, чтобы было чем оплачивать перебежчиков. А, как известно, в каждой шутке есть доля шутки.
Некоторые деятели начали пользоваться ситуацией для краткосрочных целей. Например, не исключено, что прозрачные намеки близких к Порошенко, Артеменко и Жебровскому людей о возможности интеграции в коалицию, связаны больше с торгами Порошенко за достойное место в "Нашей Украине" накануне съезда 31 марта.
За пределами этой группы, ресурс перебежчиков практически исчерпан: "перебежка" причинит непоправимый урон избирательным перспективам партий, которые оставались в блоке.
Гипотетически могут сдаться на милость коалиции бизнесмены от БЮТ и депутаты, которые на них ориентируются. Но такой переход будет, собственно, сдачей на милость победителям – под их условия, на правах подбора крошек с господского стола.
Изымания предприятий в пользу победителей – отнюдь не исключенная перспектива для тех, кто пришел в коалиционный лагерь, лишившись политического прикрытия. Даже Кинаху пророчат проблемы с Азаровым, который имеет свои взгляды на перспективы развития промышленности и предпринимательства в Украине.
Альтернатива – вытерпеть давление до конца полномочий парламента и после выборов (очередных или внеочередных) принять участие в распределении мест при власти – менее привлекательное тактически, но гораздо мудрее стратегически. В 2004-м было продемонстрировано, что подобное мышление украинскому бизнесу не чуждо.
В конце концов, оппозиция еще всерьез не бралась за использование конституционного механизма "императивного мандата" – ответственности за измену своей фракции. Попытки выгнать перебежчиков с ВР, их сопротивление могут окончательно дестабилизировать ситуацию в парламентских стенах и создать основания для роспуска ВР.
Не забывайте и про серьезную правовую коллизию действия Регламента ВРУ, документа, который по сути и форме диссонирует с Конституцией. Отмена парламентского Регламента Конституционным Судом еще добавит хлопот Манафорту и Ко.
Итак, сейчас победа АКК является весьма сомнительной, и скорее всего патовая ситуация лишь будет набирать обороты, пока кто-то не отступит под силой оппонента. Маховик войны уже запущен. Не исключено, что пока читаются эти строки, в недрах Минюста готовится очередное постановление, цель которого – пораздражать президента, откусив еще полномочий.
Со своей стороны, президентский секретариат не устает ловить регионалов на ошибках. А это их достаточно бесит, от чего градус возрастает, а просвет отдаляется.
Недаром СМИ облетели слухи о возобновлении рукоприкладства в доме на Грушевского. Но то, что якобы можно делать со своими, тем более хочется приложить к чужим.
Если верить источникам в секретариате Кабмина, от высочайших функционеров все чаще слышим глагол "замочить" и "разобраться" вместе с фамилиями президентских "ястребов". Глупое дело не хитрое: реформировать ЖКГ долго, а заткнуть рот критику – технология хорошо отработана в бурные девяностые...
Ныне функционеры Партии регионов должны утвердить для себя важнейшее решение. От него зависит будущее. Или они, стиснув зубы, учатся демократии и навсегда откладывают в сторону знакомые смолоду орудия "пацанских разговоров". Тогда, даже после проигрыша на выборах, они остаются мощной силой.
Если же рука потянется к чему-то тяжелому, следствия будут для них катастрофическими. Тогда маски будут сорваны, и они окажутся, как в страшные для них дни декабря 2004-го, один на один с обозленным народом. Вот только на этот раз даже президенту будет тяжело сдерживать народный суд.
Николай Кравченко, для УП