Как американские технологи дрессировали депутатов-регионалов
Как американские технологи дрессировали депутатов-регионалов
Начало сериала об американских политтехнологах Януковича читайте здесь
2
Американские консультанты Партии регионов работали в двух направлениях – сопровождали проведение всей парламентской кампании в целом и работали непосредственно с лидером Виктором Януковичем. Общее руководство обеих групп курировал технолог Пол Манафорт.
- С приходом американцев, уже в первые дни работа штаба претерпела ощутимые изменения, - рассказывает несостоявшийся глава штаба Партии регионов Василий Хара, который ушел после прихода американцев. – Работа агитаторов была сокращена в разы! Основной упор был сделан на лидера и на те массовые мероприятия, в которых он принимал участие.
Но, как оказалось, параллельно с сокращением количества агитаторов была оптимизирована сама схема публичной работы представителей партии. Например, была разработана четкая иерархия агитаторов.
- Это была своеобразная пирамида. На каждом уровне находились спикеры, уполномоченные в своей агитационной работе освещать лишь ограниченную часть программы партии и ее деятельность, - рассказывает на условиях анонимности руководитель одной из агитгрупп. - Чем выше был уровень агитаторов, тем больше у него было права на импровизацию.
Такая схема позволяла оперативно корректировать позицию партии в зависимости от сложившейся ситуации – спикеры более высокого уровня могли по ходу кампании поправлять агитаторов более низкого уровня.
Кстати, именно в Партии регионов впервые появился не присущий российским и украинским консультантам термин "vip-агитаторы". Всего их было около шестидесяти человек, подавляющее большинство которых являлись костяком фракции в Верховной Раде предыдущего созыва.
Они были разделены на группы, руководители которых регулярно получали из штаба отчеты о работе всей партии, а также указания по работе группы.
Среди прочего раз в неделю всем vip-агитаторам раздавали список тезисов, которые они обязаны были озвучивать в своих выступлениях. Указания выдавались на обычных листах А4, без указания даты и авторов. Просто три-пять предложений, разработанных высшим руководством партии при тесном сотрудничестве с американцами.
Тезисы, или, как их называли, мессиджи выдавались на конкретный и очень жестко регламентируемый промежуток времени, в течении которого их нужно было "бросать в массы".
- В целом концепция американцев была очень простой, и заключалась в том, чтобы одну и ту же мысль многократно буквально вдалбливать в избирателя, - рассказывает один из руководителей кампании 2006 года. – Причем, помимо этих лозунгов мы могли говорить все что угодно, но эти тезисы были обязательными. Часто эти тезисы возникали в ответ на пиар-атаки со стороны оппонентов. Но иногда создавалось впечатление, что важно было даже не то, насколько технически отработаны эти заявления, сколько их регулярное повторение.
Регионалы утверждают, что подобная тактика использовалась "оранжевыми" партиями во время президентских выборов 2004 года.
- Я не знаю, кто у них работал технологом, но у них была явная тенденция выработать несколько тезисов, и чтобы все, кто повязали оранжевые шарфики, долбали именно эти тезисы, - вспоминает депутат Антон Пригодский. – В том числе "Бандитов – в тюрьму", "Нас багато, нас не подолати"… Я ни на что не намекаю, и действительно не знаю, кто с ними работал. Но, скорее всего технологии во многом были общими.
В то же время некоторые источники утверждают, что американцы были и авторами одного из самых ярких и часто транслировавшегося лозунга партии – "Покращення вашого життя вже сьогодні".
Большинство депутатов полученные тезисы озвучивали без споров, но случались и конфликты.
- Мы понимали, что это чистая технология, никакой идеологии. Некоторые открыто называли выдаваемые им листовки популизмом и неадекватными заявлениями, но все равно шли на площади и озвучивали их, - рассказал один из vip-агитаторов. – Но, было и по-другому. Я, например, помню, как Тарас Черновол получив в очередной раз листок о втором государственном русском языке и о НАТО, порвал ее прямо на глазах у руководителя группы и впредь отказался их транслировать.
Коллеги Черновола утверждают, что именно этот случай стал поворотным в дальнейшей судьбе депутата в партии. Утверждают даже, что Черновол фактически потерял статус vip-агитатора.
Правда, не все идеи американцев в штабе Партии регионов принимались благосклонно. В частности, категорично была отклонено предложение использовать при проведении агитаторской работы специально оборудованные автобусы, привезенные из-за границы. Анна Герман даже утверждает, что позже для управления этими автобусами должны были прибыть специальные чернокожие водители".
- Это было чисто в американском стиле – двухэтажный автобус со всеми удобствами: туалетом, душем и тому подобным, - рассказал руководитель избирательной кампании 2006 года Василий Джарты. - Они предлагали загонять туда агитаторов и проехаться большим туром по всей Украине. Честно… мне это не понравилось. Это не наш менталитет.
Источники утверждают, что окончательно эта идея была отклонена самим Виктором Януковичем в Крыму, куда перегнали один из таких автобусов, оборудованный специально для лидера партии. Стоимость одного такого автобуса составляла около 700-800 тысяч долларов.
- Виктор Федорович морщился и даже не хотел слушать, но его уговорили хотя бы зайти в автобус, - рассказывает один из приближенных на тот момент лидеров партии. – Он зашел. Осмотрелся и сказал, что это для него слишком. И в дальнейшем продолжал ездить на своем минибусе.
Судьба привезенных американцами автобусов неизвестна, но некоторые депутаты утверждают, что видели эти двухэтажные транспортные средства на похоронах Евгения Кушнарева.
Помимо чисто агитаторской работы, в штабе была налажена и работа со СМИ, за которую отвечал владелец телеканал НТН Эдуард Прутник, а его ближайшим помощником выступал бывший начальник службы по связям с общественностью телеканала "Интер" Игорь Чабан.
После выборов голосами антикризисной коалиции Прутник был назначен главой Государственного комитета телерадиовещания, а господин Чабан отказался от всех официальных должностей и стал его помощником. Сейчас их кабинеты в здании Госкомтелерадио расположены рядом.
А в 2005-2006 году они разрабатывали и курировали основную всю медийную кампанию партии. Прутник в большей степени занимался общими организаторскими вопросами - в том числе сотрудничеством с телеканалами, рекламными агентствами, а Чабан был задействован в разработке самой стратегии ведения медиа кампании. И Чабан и Прутник постоянно поддерживали контакт с американцами.
- Они часто общались с Полом, советовались с ними, координировали свои действия, - рассказывает бывший сотрудник штаба, ныне депутат Виталий Заблоцкий.
- Американцы не давали оперативных поручений, этим занимался глава штаба Василий Джарты, - рассказывает бывший сотрудник штаба. – Но какие-то основные вехи задавали как раз американцы. Например, они настаивали на том, чтобы уйти из мусорника региональных газет и телеканалов, и направить львиную долю ресурсов на национальные телеканалы.
Интересно, что сам Чабан категорически утверждает, что не только никогда не общался с американцами, но даже не знал, чем они занимались в штабе.
Но достоверно известно, что он неоднократно выступал в качестве личного консультанта некоторых лидеров партии во время их публичных выступлений.
В ночь выборов с 26 на 27 марта корреспондент "Украинской правды" стал свидетелем такой сцены. Сразу после включения начальника штаба из "Зоряного" на телеканале "Интер", где он заявил о победе Партии регионов и намерении формировать правительственную коалицию, Джарты поднялся на второй этаж, где расположены рабочие кабинеты. Там он в присутствии Чабана и переводчика уверял Пола Манафорта: "Вы слышали, я сказал все, что вы рекомендовали".
К работе над медиакомпанией Партии регионов Чабан привлекал своих бывших коллег с телеканала "Интер". Кстати, эти специалисты проводили достаточно интересный тренинг для пятерки "регионалов", участвовавших в теледебатах 19 марта 2006 года на "5 канале".
По словам участников этого группового занятия, в комнате, где проходил тренинг, присутствовали и американцы – сам Пол Манафорт, а также Филипп Гриффин. Для подготовки Николая Азарова, Раисы Богатыревой, Бориса Колесникова, Евгения Кушнарева и Тарас Чорновила была проведена специальная командная игра.
- Нам выдали шарик, с помощью которого мы передавали друг-другу слово. Причем было неважно, что говорить – это могла быть любая абсурдная идея, но суть была в том, чтобы всегда быть психологически готовым к любым реакциям и нападкам партнеров.
Тренером выступала женщина, тоже бывшая коллега Игоря Чабана. Помимо словесных баталий, лидеров партии просили выстроиться в шеренгу и попытаться выразить мимикой различные эмоции.
- Тяжелей всего было с Азаровым. Он по натуре очень скованный человек, но одновременно очень вспыльчивый, и практически на все просьбы он выражал или равнодушие, или легкое негодование. Хотя в целом обстановка была очень дружественная. Обсуждалось и продумывалось все, вплоть до того, кому в чем прийти. Например, покойный Евгений Кушнарев предлагал одеть джинсы и свитера.
После нескольких часов тренировок, регионалы достаточно свободно отвечали на обращения коллег, а паузы между ответами значительно сократились.
Интересно, что за всю парламентскую кампанию сами агитаторы ни разу непосредственно с американцами не контактировали.
- На собраниях руководители группы неоднократно упоминали американцев, но никаких семинаров или тренингов, как это раньше делали россияне, они не проводили, - рассказывает один из депутатов. – Подавляющее большинство депутатов, в том числе и vip-агитаторов, американцев никогда и не видели.
- Это еще раз свидетельствует о том, что они непосредственно не управляли избирательной кампанией, - смеется Антон Пригодский. - Иначе бы они их видели! Ведь центральный штаб вы видели, vip -агитаторов видели, видели работу региональных штабов, но не видели этих людей. Это нормально. Дело в том, что хотя консультации американцев существенно влияли на кампанию в целом, но непосредственного управления с их стороны не было. В целом мы довольны их работой с партией. Они внесли некоторую конструктивность и ясность как теоретическую, так и практическую по определенным подходам к стратегии избирательной кампании.
Продолжение следует. В следующей части читайте, как американские технологи научили Януковича поднимать руки.
Автор
Мустафа Найем, Коммерсант, специально для Украинской правды