"Национальное единство" - последнее убежище "предусмотрительных"
Почему патриотизм называют последним приютом негодяев – понятно. На "любовь к Родине" можно списать любое преступление.
Опыт же Украины доказывает, что лучшей "крышей" для мерзавцев, в особенности для предателей, служит такая пафосная разновидность "патриотизма", как "национальное единство". А бесспорное преимущество этой элитной "крыши" – в ее пригодности исключительно для политиков и государственных деятелей.
255 или даже 259 – с такой численности начнет свою деятельность "новая", "расширенная" коалиция в парламенте, которую премьер Янукович уже намеревается переименовать с антикризисной в "коалицию национального единства".
Официально обнародовав это намерение, Янукович фактически решил судьбу "группы Кинаха".
Хотя сам лидер этой группы, а ныне уже министр экономики Кинах, на момент своего назначения еще не знал, войдут ли его люди в коалицию. Политсовет тогда еще был впереди.
"Наша Украина" оставила "кинаховцам" самим решать этот вопрос, - с перспективой исключения из собственной фракции. Решение на удивление умеренное, в отличие от немедленного исключения самого Кинаха.
Но не следует удивляться. Среди представителей ПППУ в "Нашей Украине" есть порядочные люди. Например, вице-президент УСПП господин Кучеренко в одном из эфиров накануне назначения Кинаха недвусмысленно напомнил ему настоящую судьбу господина Пустовойтенко...
А еще один член ПППУ господин Онищук не так давно в поддержку единства объединенной оппозиции даже снял свою кандидатуру со списка претендентов на должности в Высший совет юстиции. Это был реальный отказ от "примитивного торга должностями и ресурсами", как любит и после своего назначения повторять его партийный патрон.
Вместе с тем, премьер Янукович, провозглашая расширение и переименование коалиции, по поводу судьбы "группы Кинаха" уже явным образом не имел ни единого сомнения. Он спешил закрепить победу. Хотя бы на словах.
О чем не позаботились Янукович и Кинах – так это о квоте, по которой новый министр экономики входит в коалиционное правительство и еще и символизирует там "национальное единство".
Ведь субъект конституционного участия в любой коалиции фракция "Наша Украина" до сих пор никакого желания повторно после Универсала воспользоваться такой возможностью не проявила.
А из заочного диалога президента Ющенко и Кинаха в вечернем телеэфире вытекает, что гарант своего согласия на подобный шаг также не давал.
Значит, и в случае индивидуального вхождения остальных парламентских промышленников и предпринимателей в коалицию, их статус с точки зрения "национального единства" будет оставаться нулевым...
Специальный премьерский правительственный комитет – это такое себе проявление недобросовестной межклановой конкуренции. |
Так же непонятным в "коалиции национального единства" остался статус двух новых членов правительства – Яцубы и Попова, соответственно министров региональной политики и строительства и ЖКХ. Партию регионов они там представляют, или как?
На самом деле уже можно без любой натяжки считать, что правительство все плотнее наполняется "квотой" лично премьера Януковича.
И с этой точки зрения его пожелание, высказанное в речи на заседании правительства, не упоминать об узурпации власти - звучит как издевательство не столько над президентом, сколько над парламентской коалицией.
Или над самим понятием "национального единства".
А вообще-то идея переименования коалиции в связи с "преодолением кризиса, оставленного оранжевыми", исходила от коммунистов, и впервые о ней заявил господин Симоненко. Хотя название предложил несколько иное. Тоже очень конструктивное, но не такое, которое бы означало переход в нее недавних оппозиционеров.
Янукович просто "перехватил", или и украл у коллег эту идею. И коммунисты промолчали.
Фракции КПУ теперь не до споров относительно первенства в названиях. С момента, когда коалиция зафиксируется на уровне указанных 255 депутатов, их 20 голосов уже не будут иметь значения.
А вот их возможный выход из парламентского большинства – это несколько иное дело. Ведь они являются носителями названия целой фракции.
И еще нужно поискать какие-то юридические зацепки, чтобы в случае вытеснения коммунистов коалиция всего лишь из двух фракций, даже при достаточном количестве, имела минимальное право торжественно олицетворять "национальное единство".
Впрочем, коммунисты пока не спешат демонстрировать свою отдельность не только в связи с пока что виртуальным расширением коалиции, но и с назначением на должность министра иностранных дел очередного прозападного ставленника Ющенко - господина Яценюка.
Правда, мотивом голосования за Яценюка для коммунистов стал лишь тот факт, что его фамилия удостоверила уступку президента коалиции относительно кандидатуры Огрызка.
Вместе с тем они решили, что лучше пропустить мимо ушей акцент Яценюка на том, что он рассматривает вопрос НАТО сквозь призму закона о национальной безопасности, который предусматривает как сотрудничество, так и членство Украины в Альянсе.
Тоже самое сделали и "регионалы", удовлетворившись тем, что накануне кандидатуру Яценюка не приветствовал бывший министр Тарасюк.
И лишь социалисты, по крайней мере, выдержали красивую мину при плохой игре. Они выжали с Яценюка обещание возможной "сатисфакции" для своего Рудьковского, то есть пересмотр служебного расследования МИД относительно содействия выдачи виз туркменским оппозиционерам по просьбе министра-социалиста.
Такая, мягко говоря, странная совокупная мотивация поддержки коалицией кандидата Яценюка, который, при всех его личных достоинствах, не имеет никакого отношения к карьерной дипломатии, - имеет лишь одно объяснение.
Так, коалиция ухватилась за него, словно за соломинку, чтобы избежать угрозы досрочных парламентских выборов из-за неспособности сформировать полный состав Кабмина.
Лишним доказательством этого единственного и неопровержимого мотива стал и тот факт, что вновь назначенные министры сразу же выполнили и требование закона о Кабмине, приняв присягу членов правительства.
Посмешище же состоит в том, что теперь эти четыре особы, по крайней мере, могут считаться легитимными членами правительства. В то время как сам премьер-министр и остальные должностные лица, которые такую присягу не приняли, - до сих пор остаются своего рода правительственными "бомжами".
И, собственно, и правительство как таковое – даже с его прекрасной статистикой и грандиозными планами на будущее, но не утвержденными численностью и должностной росписью, а также отсутствующей программой, которую требует Конституция, - является своего рода юридической "фата морганой"...
Нужно отметить, что премьер Янукович помнит об этой слабости своей "команды". По крайней мере – упоминает о "неприкосновенности" Кабмина, которую обеспечила бы одобренная коалицией программа.
Но сам же признает, и здесь его поддерживает спикер Мороз, что суррогатом такого иммунитета является другое – расширение коалиции. Привет коммунистам.
А вот пообещать принятие Верховной Радой правительственной программы в ближайшее время Янукович не может. Даже по требованию Мороза. Проект сначала пойдет на "всенародное обсуждение".
Еще один привет тем, кто в коалиции чрезмерно будет отстаивать свои партийные принципы. В частности, в международной политике.
Учитесь у Кинаха...
Хотя на самом деле здесь уже не разберешь: всенародное обсуждение правительственной программы - это будет сразу начало президентской избирательной кампании Януковича, или пиар-подстраховка на случай выборов парламентских...
Ведь с помощью голосования за Яценюка коалиция спаслась лишь от ближайшей угрозы. Тогда как попытка расширения коалиции с помощью Кинаха и обеспечение безопасности от раскола со стороны коммунистов закладывает под нее новые, дополнительные мины.
Единоличные кадровые решения Януковича, проштампованные коалицией, окончательно нивелируют левый фланг коалиции, который остается сплошным юридическим прикрытием ее формального существования. Вместе с тем ход премьера явным образом посягает на баланс интересов внутри Партии регионов.
В частности, нельзя не обратить внимание на то, что к "расширению коалиции" приурочено намерение Януковича возглавить специальный правительственный комитет по экономическим реформам.
Но, вопреки предыдущим намекам, премьер так и не поручил этот приход Кинаху. Обольстив его разговорами о реформах (читай – деньги на правительственные программы) и попугав Кинахом первого вице-премьера Азарова, Янукович сразу же отослал нового министра исправлять дела в депрессивных регионах... Только что уволенный Макуха, кажется, также через это прошел, хотя и не так быстро.
Тем временем специальный премьерский правительственный комитет – это не просто сплошная новация для коалиционного правительства, которое никаким образом не объясняет ни отраслевую, ни функциональную потребность государственного менеджмента.
Это – форма олицетворения, выделения и огосударствления определенного кланового интереса из других сосредоточенных в Кабмине кланов. Такое себе проявление недобросовестной межклановой конкуренции.
Которой очень оказывает содействие соглашение Януковича с УСПП и "не примитивный" кадровый торг Кинаха.
Действительно, это совсем не примитивно, если спустя некоторое время Янукович пожелает возглавить организацию бывших "красных директоров". Во-первых, это традиция еще со времен Кучмы. Во-вторых, и это важнее, - надо же чем-то ощутимым Януковичу уравновешивать своих Ахметовых, Клюевых и остальных, кроме публичного рейтинга.
И что помешает "прагматикам" из УСПП променять своего многолетнего, но безмандатного теперь лидера Кинаха, еще и с подмоченной репутацией, - на лидера электоральных вкусов и действующего главу правительства с уже почти неограниченными полномочиями?
А вот когда Янукович с помощью УСПП дополнительно усилится, - он сможет не церемониться больше и с Азаровым.
Как уже теперь не стал панькаться с вице-премьером Рыбаком. У которого практически отобрана чиновничья монополия на землю, недвижимость, всякие там трубопроводы и т.п., относящиеся к сфере региональной политики, строительства и ЖКГ...
Следует ожидать Януковичу недовольства в собственной фракции? Безусловно. Противодействие? Дальнейшее "расширение" коалиции.
Итак, теперь взгляд Януковича направлен на БЮТ, и он припомнил закон об оппозиции.
Тоже не случайность. Именно сейчас член фракции "Наша Украина" господин Головатый уже имеет предварительный отрицательный вывод Венецианской комиссии относительно этих двух идефикс БЮТа.
Поэтому голосование относительно закона об оппозиции имеет шанс стать не просто демонстрацией очередного раскола альянса БЮТ и "Нашей Украины", а и предметом нового "бартера". Внешне это может даже выглядеть как удовлетворение некоторых требований оппозиции из ее ультиматума.
Вот, например, отказался же БЮТ от требований к президенту наложить вето на изменения в бюджет по социальным стандартам, - хотя и раскритиковал коалицию за малую "кость" гражданам.
А правительство в лице Януковича и Азарова уже хвастают этими поправками как "улучшением жизни уже сегодня" и как соблюдением договоренности с Ющенко...
А может, события вокруг Кинаха как-то дополнительно сплотят, а главное - надоумят оппозицию? Или она просто будет искать другие пути к "национальному единству"?..
Что же относительно нынешнего "консолидатора" всего парламента господина Яценюка, - это от него Янукович получит прежде всего практическую пользу в вопросе о вступлении в СОТ. Понадобится премьеру в его дальнейшем политическом возрастании.
А вот относительно президентского внешнеполитического курса...
Первым пунктом проверки влиятельности Яценюка может стать попытка президента провести через парламент вопрос о ПРО и свой указ об очередных международных военных учениях. Министру обороны Гриценко уже заочно отказано по крайней мере в последнем...
Поэтому придется посоревноваться Яценюку.
За что можно выторговать изменение позиции коалиции? За кучу заместителей министра из обоймы дипломатических советников Януковича? Или еще и за содержание закона об основах внешней и внутренней политики, который не вызвал бы отвращение даже у коммунистов?
Но этот действительно примитивный торг не стоил ни должности министра на требование президента, ни спасания парламента от досрочных выборов.
Так что Яценюку придется продемонстрировать не только уже подмеченное за ним "дипломатическое" остроумие, но и способность к действительно стратегическому мышлению и тактической сноровке.
Тем большая ответственность с точки зрения курса президента лежит на господине Яценюке, что с представлением его кандидатуры Ющенко явным образом поспешил.
Было бы логичнее сначала нажать на коалицию ради назначения председателя СБУ. И вообще – разобраться с силовиками.
А так... Даже заполнение вакансии главы СБУ теперь может стоить президенту дополнительных уступок, вот хотя бы в законе о РНБО. Или же очередное пополнение коалиции через акт еще чьего-нибудь "предусмотрения".
Вообще теперь все тяжелее возражать госпоже Тимошенко по крайней мере в ее констатации: у президента сокращаются не так полномочия, как способность (и желание?) ими эффективно распоряжаться.
Добавим от себя: возрастает соблазн назвать проявлением "патриотизма" и, конечно же, "национального единства" – банальную капитуляцию.
Что в особенности гадко – капитуляцию перед блефом и примитивными заговорами.
Ірина Погорєлова, спеціально для УП