Янукович проверил подчиненных на прочность. Первым не выдержал Цушко

Среда, 21 марта 2007, 23:46

Премьер Виктор Янукович применил старое средство экзекуции подчиненных, известное науке как "расширенное заседание Кабмина". Такие собранияв присутствиипрессы длятся пять-шесть часов, на протяжении которых ораторы, которые отчитываются с трибуны о достижениях власти, имеют целью достижение эффекта сонотерапии. На этот раз не выдержали несколько членов правительства – в частности, министр внутренних дел Василий Цушко заснул прямо на стуле.

Расширенный Кабмин был посвящен годовщине выборов в парламент, которые после известных действий Александра Мороза возвратили Виктора Януковича в кресло главы правительства. По случаю собрания в Киеве собрали всех губернаторов и руководителей областных советов. Их рассадили по парам за маленькими столиками по периметру зала заседаний Кабмина. Учитывая, что в некоторых регионах эти люди являются ярыми врагами, организаторы, очевидно, рассчитывали, что общее прослушивание премьерских речей может оказывать содействие поиску согласия.

Зайдя в зал, Янукович сообщил, что их также посетил президент Национальной академии наук Борис Патон. Человек, который занял стул рядом с академиком, начал аплодировать, но эту идею никто не поддержал.

– Что-то я аплодисментов не слышу! Уже отвыкли?! – обратился Янукович к ленивым губернаторам и министрам. Те сразу выполнили команду премьера.

Янукович сообщил о пополнении в правительственной команде и обратил внимание на отсутствие Арсения Яценюка, объяснив, что в этот момент президент Ющенко представляет его коллективу Министерства иностранных дел.

– Ай-ай-ай, не мог найти другое время! – закачал головой новый министр регионального развития Владимир Яцуба, обращаясь к советнику президента Богдана Буцы. Он понял маневр Ющенко, что таким образом президент избежал участия в заседании Кабмина.

Аналогичное заседание происходило прошлой осенью и сопровождалось попытками освободить пятерых губернаторов.

На этот раз в проекте постановления правительства кадровых выводов не было. Только в розданных таблицах был приведен рейтинг областей – и наихудшей была названа ситуация в  Кировоградской, Луганской, Херсонской, Черниговской и Тернопольской.

Губернатор Тернопольской области Иван Стойко всю первую часть заседания переписывал свою речь. "Высокодостойный господин президент!", начал он, но потом зарисовал и написал сверху "достопочтенный господин президент!". Когда же Стойко понял, что Ющенко вообще не пришел, то зачеркнул и это обращение.

Речь Януковича скорее напоминала инаугурационное выступление: "Я был бы неискренним, если бы не признал – все достигнутое нами было бы невозможным, если бы мы не сделали правильных выводов после событий 2004-го и 2005-го года".

"Вместе с тем я признаю свой долг перед тысячами специалистов, которых по всей стране незаконно уволили во время чисток в 2005 году. Я никогда не забуду этого и всегда буду честно и настойчиво работать для всего народа Украины!".

Далее Янукович попробовал переманить на свою сторону Ющенко, который обещал оппозиции наложить вето на весь продукт деятельности антикризовиков. Премьер предложил вместе разрабатывать важнейшие законы. "Например, совместно доработать и согласовать закон "Об основах внешней и внутренней политики", который уже подготовлен коалицией", - сказал Янукович, словно издеваясь. Ведь этот документ, по сути, является антиНАТОвским манифестом. Поэтому Ющенко собирался завернуть этот закон после голосования, и даже взял гарантии с Тимошенко, что она не будет поддерживать преодоление вето.

Еще одной иронией Януковича – на фоне перехода Кинаха в кресло министра экономики – было предложение Ющенко "проводить взаимные предыдущие консультации по кадровым вопросам".

Следующим шагом Янукович сообщил о намерении наращивать свой парламентский актив. "Сегодня мы в парламенте со всеми ответственными силами делаем следующий шаг по расширению нашей коалиции, создавая качественно новую коалицию национального единства", - заявил премьер.

Присутствующие, устав от вступительного слова Януковича и предчувствуя, что это только начало, старались как-то развлечься. Харьковский губернатор Арсений Аваков дал своему оппоненту председателю облсовета Василию Салыгину почитать газету "Грани плюс". И погрузился в статью о гастролях Юрия Луценко.

Сам Аваков из всего выступления Януковича сделал лишь одну пометку – "права оппозиции". Так он записал заявление премьера, который решительно пообещал: "Считаю целесообразным не затягивать во времени принятие решения о статусе оппозиции с четким перечнем ее прав и обязанностей".

..."И пусть Господь Бог поможет нам и дальше успешно идти путем, на который ступили прошлой весной", - завершил Янукович свое выступление, в финальной фразе которой читался явный американский почерк.

После этого он вручил букеты всем новым министрам. "Вот видите, Яценюк – он всюду успевает!" – указал Янукович на руководителя МИД, который после представления на Михайловской площади добежал таки до Кабмина.

Яценюк вышел на середину зала, Янукович протянул ему розы. Они прижались щеками друг к другу, имитируя поцелуй...

– Что все это значит? – вопрос к Петру Порошенко, который пришел на заседание правительства как глава банковского комитета парламента и от скуки шутил со всеми окружающими.

– Это – любовь! – не растерялся Порошенко.

– Друг к другу?

– Нет, к Родине! – прокомментировал он.

Главным докладчиком на заседании был первый вице-премьер Николай Азаров. Стараясь читать по-украински, это ему удалось до половины речи. Дальше пошел миксованый язык.

"Куда дивляться руководитэли и керивники регионов?!" – пришел в негодование Азаров от падения оплаты за коммунальные услуги. Он обвинил предшественников, что деньги от продажи "Криворожстали" правительство Еханурова должно было израсходовать на смягчение для населения следствий поднятия тарифов.

Поскольку выступление Азарова отличалось колыбельными интонациями, присутствующие начали впадать в легкий транс. Другие ораторы усилили это состояние. В какой-то момент министр внутренних дел Василий Цушко закрыл глаза и уронил голову на грудь... Журналисты начали фотографировать спонтанный сон главного милиционера.

Через несколько минут Цушко, словно ощутив направленные объективы, резко закачал головой и начал осматриваться вокруг...

Другие старались развлекаться, кто как мог. В задних рядах собрались оранжевые губернаторы, и они под прикрытием штативов тележурналистов начали подсаживаться друг к другу, чтобы обменяться последними новостями. Но ощущалось, что не выдерживали и верные соратники премьера. В какой-то момент руководитель Днепропетровского облсовета Вилкул повернулся к председателю Донецкого облсовета Близнюку:

– Слушай, а кто это у вас придумал вешать биг-борды со Сталиным? – поинтересовался Вилкул авторами изобретения, где отец всех народов на фоне колючей проволоки обещает неприятности тем, кто не будет платить за коммунальные услуги.

– А это у нас в городском совете есть люди..., - ответил Близнюк.

Тем временем заседание шло своим чередом, ораторы сменяли друг друга, число людей, которые концентрировались на словах, все уменьшалось. Янукович и Мороз никого не комментировали, сосредоточившись на разговоре друг с другом.

Оживились они только после выхода на трибуну председателя Верховного суда Василия Онопенко – тот начал подвергать критике законопроект о судоустройстве, который в случае принятия сведет к нулю влияние этого экс-соратника Тимошенко на судебную систему.

– Я общался с коллегами, которые входят в парламентский комитет по вопросам судоустройства. Они признаются: "Да, этот законопроект недолугий, но принято политическое решение поддержать его в первом чтении". Я не понимаю, кем принято?... – пожаловался Онопенко.

– Я не знаю, на кого вы намекаете, так как этот комитет принадлежит к квоте Партии регионов, - пришел в негодование Янукович. - Но первую роль в этом законе играет президент Украины.

– Василий Васильевич, и вы обратитесь к президенту, так как он автор законопроекта, - поддержал Януковича Мороз.

– Ох, я уже обращался, последний раз два часа разговаривали..., - вздохнул председатель Верховного суда.

Его на трибуне сменил лидер фракции регионов Раиса Богатырева, которая выступала в статусе координатора антикризисной коалиции. Она рассказала о трудностях, которые пришлось преодолеть Януковичу при втором заселении в дом правительства.

– Нам было невероятно тяжело сломать позвоночник ползучему кризису в условиях массовой коррупции, галопирующей инфляции и идеологии феодализма! А объемы потребления "любых друзив" достигли таких уровней, что не выдержала бы и Римская империя! "Нефтегаз Украины" просто превратился в семейный кооператив!..

С удивлением на лице все это слушал Петр Порошенко – для него как представителя класса "любых друзив" было неожиданностью почувствовать, что они имели отношение к нефтегазовому монополисту.

– И это Богатырева ввела неологизм – не просто "люби друзи", а "люби друзи "Нефтегаза", - шепотом объяснил Порошенко.

– Президент обречен оказывать содействие инициативам коалиции, - продолжила Богатырева. - Его оппозиционность является неприемлемой и опасной, так как подорвет стабильность и приведет к очередному расколу!

Она также предупредила об опасности, которая исходит от оранжевых: "Не будет оказывать содействие нашим планам и объединенная оппозиция. Возможно, и не очень украинская... Ее главная цель – не конструктивная критика, не предложение альтернативы, а постоянное брожение по регионам и заграницей с бочкой дегтя. Кажется, что наша Баба Яга всегда против"… Кого она имела в виду в этот момент, большинство сразу догадалось. Но и такое лирическое отступление не развеяло общего расположения духа – желания, чтобы все это как можно быстрее закончилось.

– Ко мне поступила просьба о выступлении еще от пятнадцати лиц. Вы настаиваете на выступлениях? – спросил Янукович.

– Не-е-ет!!!, - ответили вместо них задние ряды.

Предпоследним Янукович выпустил к микрофону Мороза, который запел свою любимую песню – как можно быстрее продолжить политреформу.

"Мы должны действовать однозначно. В 2004 году мы проголосовали изменения в Конституцию. Надо двигаться дальше в вопросе местного самоуправления, не учитывая, что кто-то хочет дернуть назад. Мы должны действовать по принципу: "...а караван направляется". Если мы будем озираться, то будут поражения", - заявил спикер.

"Что касается сомнительных акций протеста... Их инициаторы под видом защиты граждан отстаивают исключительно собственные интересы, стремление получить власть, сделать ревизию выборов 2006 года. Во-первых, из этого ничего не получится! Общество может знать – не будет никаких дополнительных выборов, никаких импичментов, никаких референдумов!", - заверил Мороз.

"Мы сделаем все, чтобы реформа местного самоуправления в этом году состоялась", - поддержал теперь уже Янукович Мороза. По его словам, этим будет заниматься новый министр регионального развития Владимир Яцуба.

"Уважаемые коллеги, мы начинаем реформы! - объявил премьер, - Это впервые делается в истории независимой Украины. Все, что делалось до того, было фрагментарным, на уровне регионов, отдельных областей".

(Эх, если бы это услышал Кучма, матюков бы наслушались вдоволь!..)

Тем временем Янукович предупредил, что уже сейчас губернаторы должны ориентироваться на правительство, составляя с Кабмином "единую цепь". "У нас с вами выстроились нормальные деловые отношения. Я считаю, что в регионах работают 90% нормальных людей", - сказал Янукович, закрывая расширенное заседание Кабмина.

Эти четыре часа со сном каждый боролся, как мог

Тех же, кто будет выступать на стороне оппозиции – в лексике Януковича это называется "заниматься политиканством" – будут ждать неприятности.

"Те, кто имеет стремление к политиканству – отойдите от этого, и будем нормально работать! Я не буду называть фамилий... Я обращаюсь в последний раз!", - предупредил Янукович. Эти слова в свой адрес могли воспринять едва не половина оранжевых губернаторов.

"Я ни в одном регионе не ощутил, что кому-то нужны какие-то революции! Я этого не услышал ни от местной власти, ни от людей", - предупредил Янукович.

После всего этого так и осталось непонятным, что значит заявление о "коалиции национального единства". И когда Янукович направился к выходу, журналисты не дали ему покоя. Премьер начал объяснять: "Это наша общая позиция – мы много времени вели разговор, что надо начинать движение объединения. А что может быть лучше, чем национальное единство? И это будет расширенная коалиция, коалиция национального единства".

Но все равно выглядело неправдоподобно – переименовывать коалицию после вступления туда Кинаха и еще семи-восьми депутатов?! Эти сомнения развеял вице-премьер Андрей Клюев, который закрывал дверь за Януковичем: "А кто вам сказал, что это будут только семь депутатов?"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде