Индульгенция для преступников или Куда привело депутатов чувство самозащиты

Среда, 21 марта 2007, 15:58

В начале февраля в поезде "Киев-Донецк" было осуществлено нападение на известного киевского журналиста Наталию Ищенко (Гумба).

Выпивший пассажир поезда принял мобильный телефон Натальи за взрывчатку, а себя – за сотрудника ФСБ, и начал "обезвреживать террористку".

До того, чтобы "замочить в сортире" не дошло, но в результате "антитеррористической операции" Наталья получила сотрясение мозга, и больше месяца, приходила в себя.

"Больше всего меня удивило, что нападающий вел себя крайне нагло. Человек пытался мне угрожать, предупреждал, что у меня ничего не получится, если я решу искать правду в суде, потому что у него есть деньги, – рассказывает Наталья, – И дальнейшей ход событий показал, что он прав".

Против человека, который осуществил нападение на журналистку – бизнесмена по кличке "Марек" – было возбуждено уголовное дело. Но нападающий подал жалобу в суд, и судья Дарницкого районного суда города Киева Вавринчук, недолго думая, отменил постановление о возбуждении дела.

Сейчас следствие парализовано, нападающий чувствует себя победителем, и может и дальше развлекаться, продолжая "поиск и обезвреживание террористов", или, например, "врагов народа".

Почему такое стало возможным? Дело в том, что сейчас схема избежания ответственности за совершенное преступление проста до смешного.

Если вы совершили преступление, не нужно дожидаться суда, тратить деньги на адвокатов или убегать за границу. Нужно дождаться начала следствия, а потом отправить жалобу на решение о возбуждении уголовного дела в суд.

Судья понятным способом мотивируется и "удовлетворяет жалобу, отменяет постановление о возбуждении дела и выносит постановление об отказе в возбуждении дела", – как это написано в принятом недавно законе о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно обжалования постановления о возбуждении уголовного дела.

Депутат-бютовец Святослав Олейник, когда впервые представлял в парламенте этот законопроект, аргументировано рассказал коллегам, почему принятие этого закона необходимо.

По словам Олейника, в 2003 году Конституционный Суд признал таким, который не соответствует требованиям Конституции, положение части 6 статей 234 и 236 Уголовно-процессуального кодекса, которые делали невозможным рассмотрение судом на стадии досудового следствия жалоб на решения следователя, прокурора и порядка возбуждения уголовных дел.

Признание этих положений КПК неконституционными дало возможность гражданам Украины обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в суде.

Тем не менее процедура и порядок обжалования постановлений до последнего времени не находили своего отражения в действующем законодательстве, которое препятствовало полноценной защите конституционных прав граждан.

14 декабря прошлого года рекордным количеством голосов (за – 394, против – 0, воздержались – 2) депутаты Верховной Рады Украины приняли закон о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно обжалования постановлений о возбуждении уголовного дела в целом.

Соратник Олейника по фракции, журналист Олег Ляшко, объяснил, что БЮТ поддержал законопроект "не только потому, что Святослав Олейник является членом нашей фракции. Речь идет о защите граждан Украины.

Ведь все мы с вами являемся свидетелями, как во времена режима Кучмы, да и сегодня, возбуждаются уголовные дела по факту. Поскольку дело возбуждено по факту, это не дает возможности человеку обжаловать его до суда, восстановить свои права.

Фактически дело может и год, и два, и три расследоваться, и человек находится в подвешенном состоянии, как на крючке.

Когда нужно от него что-то получить – "дергают" это дело, активизируют следственные действия. Когда договорились, или получили имущество, или передал человек акции, или другой какой-то вопрос выяснили – закрывают дело. А эти фактовые дела могут закрываться и открываться по двадцать пять раз в день".

Вообще-то не сложно догадаться, какое дело, которое касается БЮТ, уже несколько лет периодически вытягивают из ящика правоохранительные органы. Это "дохлая кошка", которая еще называется "дело ЕЭСУ", и уже давным-давно приобрела политический характер и является уже чем-то вечным и бесконечным.

Наверное, БЮТ в целом, и в частности авторы закона – Святослав Олейник и Андрей Портнов – готовя законопроект, действительно имели в виду и это дело.

Что касается депутатов от других фракций, которые обнаружили незаурядное единодушие при голосовании за этот законопроект, то, по словам того же Ляшко, какую фракцию не возьми, у нее есть такие же ситуации с возбуждением уголовных дел.

Защита товарища... или самого себя – дело благородное. Но…(Вот уж это "но"!) Но, по словам Ляшко, в этом законе, "правда, есть опасность, что за этим обжалованием в суде могут скрываться попытки избежать уголовной ответственности. Ведь мы знаем, какая у нас судебная система, как часто она слепа на оба глаза и видит только то, что нужно видеть…", – справедливо заметил Ляшко.

Итак, принятый и уже действующий сейчас закон создает условия для избежания не то что наказания, а вообще, путем получения "необходимого" постановления суда, создает условия для прекращения проведения расследования любых реальных преступлений, которые совершили реальные преступники.

"Сейчас фактически сложилась такая ситуация, при которой можно бить женщин и детей, обворовывать кого-то, или вообще убивать, и оставаться безнаказанным, – говорит Наталия Ищенко, – Преступление даже не расследуют".

Что в этом есть от конституционной защиты прав граждан? А ничего. Кажется, принятый 14 декабря закон сейчас является ничем иным, как индульгенцией, которую украинские парламентарии хотели "выписать" себе, а предоставили всем преступникам страны, у которых есть возможность, "заказать" нужное решение суда...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде