Бег по Кругу

Понедельник, 19 марта 2007, 13:55

... я предлагаю принять резолюцию,
о немедленном роспуске собрания с целью принятия экстренных мер
ради как можно скорейшего...
- Что это он несет? – громко спросил Орел Эд, – Я и половины этих слов не знаю!
И сам он, кажется, их не понимает...
- …Я хотел сказать, – обиженно сказал Додо, – что нужно начать Бег по Кругу.

Льюис Керрол "Алиса в стране Чудес"

Все чаще кажется, что граждане Украины попали в эту сказочную страну Льюиса Керрола. Когда одни политические силы неустанно твердят о необходимости перевыборов парламента, а другие, с такой же настойчивостью, убеждают в необходимости стабильности и покоя.

Эти два, казалось бы, взаимоисключающие утверждения все чаще звучат из средств массовой информации, становясь лейтмотивом нынешней политической ситуации. Заставляя граждан, да и политиков, смотреть на нее именно через призму возможных перевыборов в Верховную Раду.

За всеми "деревьями" судебных исков, юридических оснований и другой технической шелухи, не видно "леса" – стратегического значения этих двух направлений дальнейшего развития политической ситуации в Украине.

Роспуск законодательного органа Украины, который так смело заказала на праздник 8 марта Юлия Тимошенко, на самом деле не просто возможный, а достаточно реальный сценарий развития ближайших событий.

В ситуации, когда отношения президента, правительства и парламента нестабильные и шаткие, выходов из политического глухого угла только несколько. Один из них – перевыборы.

Что это даст?

Задаются этим риторическим вопросом не только политические деятели, но и обычные граждане. И те, и другие тянутся к избирательным рейтингам, пытаясь найти ответ именно там.

Не там ищут. На самом деле не так принципиально, кто победит на досрочных парламентских выборах. Ведь существенно это ситуацию изменить не сможет.

Политическая система Украины полностью разрушена Конституционной реформой, согласно которой все полномочия закрепляются за парламентом, а правительство должно выполнять функцию "прямой руки" парламентской коалиции.

Функция же президента минимальна, и основные полномочия, которые еще есть у президента, базируются на ряде антиконституционных указов времен Кучмы. На первый взгляд, ничего фатального в такой системе не усматривается.

Но, проектируя ее на украинскую политическую реальность, получается несколько иной результат, чем предусматривалось на чертеже. Разрушается главный принцип любого демократического государства – конкуренция политических элит.

Той политической элите, которая сейчас находится не при власти (то есть, в оппозиции к власти) фактически не на что рассчитывать. Конституционная реформа погасила свет в конце туннеля карьеры оппозиционным политическим силам.

Да и выборы президента, которые должны состояться в 2009 году, ничего, кроме лишних затрат на финансирование организационных и агитационных мероприятий, не предвещают. Ведь полномочий у нового президента будет не больше, чем у нынешнего.

Очередные выборы в Верховную Раду, при условии полного контроля коалицией власти всех без исключения политических и экономических процессов в стране, превратятся в фарс не менее гнетущий, чем выборы в Беларуси.

Итак, единственный путь политикам оппозиционного лагеря, и бизнес структурам, которые их финансируют – роспуск ныне действующего парламента, и новые гонки. Тем не менее, мало кто учитывает, что какая бы политическая сила не пришла к власти после нового витка политического противостояния – в целом ситуация останется такой же.

Так что тот Круг, по которому начали бежать украинские политики после первого принципиального изменения властных элит в 2004 – был разорван еще до того, как был создан.

Возможным путем преодоления этого политического кризиса (а точнее, причины политического кризиса) мог бы стать законопроект об оппозиции, который предусматривает создание теневого правительства и предоставление парламентской оппозиции широкого круга полномочий для контроля над властью. Тем не менее, помехой становится другая точка зрения, властная.

К сожалению, субъективная интерпретация нынешней коалицией политической реформы отрицательно влияет на и без того расшатанную систему власти. Если по Конституционной реформе предполагается, что правительство является инструментом реализации власти коалиции, то сейчас этот принцип реализуется с точностью до наоборот.

Сегодня правительство мало подотчетно коалиции, и использует парламент для усиления своих полномочий. Это сказывается грудой недоразумений при голосовании за важные законопроекты, когда даже у верных региональных депутатов, случается, не выдерживают нервы.

Понятно, что никаких перевыборов, или чего-нибудь, что приведет к изменению власти, в коалиции не просто не хотят, но и откровенно боятся. Такой вывод можно сделать из последних заявлений министра внутренних дел, который в присущей ему истерической манере угрожал участникам акций непокорности.

Все это закономерно и предсказуемо. Тем не менее, такая позиция власти не дает ответа на вопрос – как будет реализовываться в Украине соревнование за власть. К сожалению, в головы коалициантам пришла идея еще более опасная для государства, чем сама политическая реформа. А именно создание противоестественным способом конституционного большинства в парламенте.

Разговоры об этом появились относительно недавно и оставались только разговорами, пока не появилось заявление Юлии Тимошенко о переговорах между группой нашеукраинцев с антикризисниками об обеспечении последним 300 голосов.

Что это, попытка отстранить от президента некоторых людей из его окружения? Или попытка подготовить общество к отсоединению определенной группы депутатов от фракции БЮТ?

Покажет время. Тем не менее, это заявление говорит о глубинном плане Партии регионов получить не просто власть, а власть над властью. В самом деле, если перевыборы не состоятся, все фонари в конце туннеля погасила Конституционная реформа...

Что же делать бизнес-элитам, как не пытаться присоединиться к властному лагерю в момент, когда в них нуждаются? А нуждаются именно сейчас, для создания широкой коалиции.

Тяжело переоценить разрушительные последствия создания такой коалиции. Это уничтожит не просто демократию в Украине, но и сам институт государства, окончательно превратив его из круга, в котором бегают крысы, в петлю, которая душит хозяев.

Роман Надзвычайный, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде