Не нужно лишних слов
"Не словом, а делом!" – призывали приверженцы действующего президента в 2002 году. "За словом – дело", – тогда же вторили им политические оппоненты из "За Еды".
Много воды утекло с тех пор, но слова политических оппонентов так и не подкрепились делом. То есть, выполнением предвыборных обещаний, переведенных в реализованные законодательные инициативы и программы действий правительства.
В предыдущие годы политики ссылались на отсутствие политической структуризации (мажоритарная система, отсутствие императивного мандата) и невозможность осуществлять влияние на правительство (зависимость последнего от воли Президента).
Вступление в действие изменений в Конституцию и формирование Антикризисной коалиции после парламентских выборов 2006 года создали практически идеальные условия для деятельности украинского политикума.
Впервые в стране естественно сформировалось стойкое большинство, конституционно связанное с правительством. Ему оппонирует упрямая и неуступчивая оппозиция, которая потенциально в безопасности благодаря действием императивного мандата. Есть Президент, гарант соблюдения конституционного поля.
Идеальные условия для политической работы. А ее нет. Работы. Стратегической деятельности. Даже плана действий. Есть что угодно – политический пиар, борьба за полномочия, самоутверждение и поиски союзников за границей.
Пиар-атаки в попытках взять на испуг противника и пиар-бои с целью удержать внимание избирателей.
Но политика – это не только выборы и подготовка к ним.
Это и практическая реализация взятых на себя обязательств, политический менеджмент.
Это выполнение общественного договора, который заключили во время голосования – юридическое обязательство.
Это, в конце концов, предоставление "уникального торгового предложения", сформированного во время выборов.
Казалось бы, впервые создано естественное большинство, которое внутренне заинтересованно в своем существовании, а не является очередным плодом выкручивания рук Банковой или Грушевского – является стойким. Именно его инициативы, а не прихоти какого-нибудь другого органа власти, являются императивом для выполнения исполнительным органом власти.
Таким образом, осталось только сформировать консенсусную программу действий правительства и, пользуясь механизмом принятия постановлений ВРУ, Кабмина и законов, приняться за выполнение взятых на себя обязательств перед избирателями.
Причем, есть возможность сформировать среднесрочную стратегию и приступить к выполнению плана действий, не боясь, что полет правительства будет прерван немотивированным решением посторонних игроков.
Сила правительства в том, что оно полностью в безопасности от возможности внешнего устранения и имеет дисциплинированное и стойкое послушное большинство в парламенте.
Но правительство уже седьмой месяц не демонстрирует способность к стратегическим действиям. Программа действий правительства отсутствует! И это при том, что правительство может гарантированно надеяться на прохождение этого документа в парламенте.
Предположим, что правительству выгодно действовать без программы. В мутной воде рыбу ловить всегда лучше. Тем не менее, коалиции, а особенно ее миноритарным акционерам (КПУ и СПУ, политические приоритеты которых серьезно отличаются от позиций партии регионов) такая программа стратегически важна.
Но с парламентской коалицией дела на самом деле обстоят еще хуже, чем с правительством.
Парламентская коалиция выглядит абсолютно дезориентированной.
Вместо планомерного законодательного действия, вложенной в систему и стратегию, наблюдается блокирования парламентской трибуны, хаос законодательных инициатив, политическая самодеятельность и любительство, которое выходят за пределы здравого смысла, а самого главного – правового поля.
Логические действия оппозиции получают не адекватный политический ответ коалиции, а наталкиваются на политический психоз и неадекватные действия в ответ. Вспомним хотя бы последние заявления Волги и Киселева. Похоже, коалиция потеряла управляемость, по крайней мере, на уровне парламента.
Единственная стратегия, которую можно проследить на уровне действий коалиции в парламенте – это стратегия хаоса. Все это можно было бы прекратить в один момент, ведь в регламенте действий коалиции четко указано право вето любого из ее членов на инициативу партнера, которая не совпадает с консолидированной позицией. Но мы еще не слышали о применении права вето членом коалиции.
Так же, как и не видим внесения стратегических концептуальных инициатив. И это при том, что еще накануне выборов, например, Партия регионов, задекларировала наличие пакета экономических реформ – так же, как коммунисты и социалисты настаивали на том, что у них есть комплексное видение вывода страны из кризиса.
Отсутствие стратегии и порядка естественно служит причиной беспорядка. Например, по данным Минюста, для воплощения в жизнь изменений в Конституцию в области местного самоуправления, законопроект 0900 (3207-1 в прошлом созыве) требует принятия и внесения изменений в около 300 законодательных актов.
В Совете этого созыва уже зарегистрировано более 150 законопроектов, которые касаются местного самоуправления.
Статистика как будто обнадеживающая. Тем не менее, если вчитаться в содержание, то приходишь к противоположным выводам. Законопроекты противоречивые, концептуально противоположные, эпизодические. Все ждут решения Конституционного Суда.
Но ведь все политические силы и в денонсированном соглашении о создании демократической коалиции, и в соглашении о создании Антикризисной коалиции – четко взяли обязательство воплотить в жизнь изменения в конституцию в разделе местного самоуправления с 1 января 2007 года.
Время прошло, а воз и ныне там.
Другой пример – тарифная война. Социалисты уже второй созыв подряд предлагают законодательно ограничить коммунальные платежи 12-ю процентами прибыли семьи.
Даже соответствующий закон зарегистрирован в Раде и, главное, внесен в повестку дня ІІІ сессии. И этот закон мог стать законодательным ответом на действия оппозиции.
Похоже, законопроект ожидает судьба других локальных инициатив коалиции по уменьшению коммунальных платежей, которые не получили поддержку в сессионном зале (можно предположить, что это произошло из-за противодействия со стороны правительства). Вместе с тем, оппозиция атакует местный совет, а коалиция безвольно наблюдает и теряет позиции в глазах общества. Большинство нервничает и разлагается без системной бездеятельности.
Тем не менее, и оппозиция совсем не на коне. Невозможность ее членов влиять на результативность собственных законодательных инициатив в парламенте – совсем не означает невозможность эффективной деятельности. Сегодня у оппозиции есть уникальный шанс для работы. Причем, в европейском формате. Работы оппозиции как "правительства в ожидании". Однако для этого также нужны концепции, стратегия действий, в конце концов – терпение.
Впервые у оппозиции Украины есть надежный партнер в лице Президента. Поэтому результативность голосования коалиции в стенах парламента еще не означает воплощение этих решений в жизнь, какими бы апокалипсическими они не были.
Оппозиция же из-за отсутствия реальной стратегии действий в коалиции – должна была бы предложить свою, законодательно выработанную, четкую и понятную. Кстати, представители как "Нашей Украины", так и БЮТа накануне выборов также заявляли об имеющемся четком плане действий и разработке пакета законодательных предложений.
Сегодня, при наличии консенсуса, Президент как субъект первоочередного внесения, мог стать провайдером этих инициатив. Если они, конечно, есть. И у оппозиции есть другие методы, которые она может применять в случае, если ее интересы не учитываются со стороны коалиции.
Например, механизм постановлений о неприемлемости, альтернативных законопроектов и множества поправок, которые могли бы чрезвычайно усложнить процесс прохождения коалиционных инициатив в парламенте. И кого нам учить? Но имеем пока что не альтернативу, а очередной виток пиар-кампании апокалипсиса, который надвигается.
Политического действия нет и со стороны оппозиции. Есть демонстрация нежелания жить так, как есть, и нет плана действий – как именно должно быть. Возможно – эта просто неспособность к политическому действию в интересах страны. Король существующей политической элиты голый и не способен ничего предложить стране – в интересах страны.
Кроме разрушительных месиджей о языках, НАТО, кроме апокалипсических призывов, посткоммунистическая комсомольская компромадорская элита потеряла возможность к адекватному действию и продуцированию положительных политических смыслов. И тогда перевыборы нужны им, чтобы списать собственную бездеятельность на протяжении последнего года. Или расписаться в невозможности к конструктивному действию.
В таком случае нужны не перевыборы. Более того, сегодня нет никаких оснований для проведения досрочных парламентских выборов, тем более – президентских.
Тем более, нет общественного запроса снизу на такое действие. Потому что без изменений в избирательной системе (открытых "преференциальных списков" и форм регионального представительства в условиях пропорциональной системы – региональных списков), общество опять будет выбирать кота в мешке и будет тасовать существующие политические фигуры.
Партийные верхушки будут гнить в порочной политической коррупции во время формирования списков и будут отсекать партийный актив по принципу: активист минус 5 миллионов вне списка; спонсор + 5 миллионов в проходной части. Какая нам разница, куда в случае досрочных выборов пойдут миллионы Зубика?
Неспособность действовать конструктивно в Украине все активнее заменяется умением "договариваться".
Политические заговоры становятся способом коммуникации элит между собой. Вот поэтому и сегодня обществу активно вбивается месидж о жизненной необходимости перевыборов, потому что другим вариантом является только прямой политический заговор политических лидеров, или серьезная количественная потеря членства оппозицией.
На самом деле обществу нужно, чтобы политикум начал в конце-концов действовать.
Большинство должно отвечать за ситуацию в стране и реализовывать свой план действий. Оппозиция должна разобраться и готовиться стать правительством. Обществу нужны результаты. А они, собственно, и будут определять потребность в досрочных выборах.
Хотя в программе партии Регионов и так четко сказано, что ее члены сдадут депутатские мандаты, если за три года не выполнят взятых на себя предвыборных обещаний. Год уже прошел. Впустую.
Юрий Сиротюк, Директор Фундации "Открытое общество"