Досрочные выборы: глупая шутка или прелюдия переворота?
Можно констатировать, что в Украине первое апреля уже наступило.
По крайней мере, в той Украине, которая еще интересуется политикой.
Но вместе с тем нужно признать, что это первое апреля при определенных обстоятельствах очень легко может превратиться в седьмое ноября. Со всеми надлежащими последствиями.
Ведь: в Верховной Раде в эту пятницу планируют зарегистрировать законопроект о проведении 30 сентября досрочных парламентских и президентских выборов. Об этом сообщил заместитель главы фракции Партии регионов и с недавних пор один из ее "золотых голосов" Василий Киселев.
Он считает, что президент Виктор Ющенко может поддержать подобный законопроект, и что возможно объединение внеочередных парламентских выборов с президентскими: "Почему бы и нет? Это мы уже проходили. Если он настоящий президент и хочет спокойствия в государстве, то поддержит нашу инициативу так же, как в 1994 году" – подразумеваются Леонид Кравчук и выборы того года.
Киселев также не исключает, что документ о проведении досрочных выборов может быть принят как постановление Верховной Рады, на которое, как известно, президент не может наложить вето.
Первой реакцией на эту инициативу был гомерический хохот некоторых политиков, знакомых с правовыми нормами, например, у Юрия Ключковского, который заметил, что такой законопроект полностью противоречит Конституции и законодательству.
Это действительно так.
Статья 77 Основного Закона предусматривает, в частности: "Внеочередные выборы в Верховную Раду Украины назначаются Президентом Украины и проводятся в течение шестидесяти дней со дня опубликования решения о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Порядок проведения выборов народных депутатов Украины устанавливается законом".
А статья 106 формулирует: "Президент Украины: ...7) назначает внеочередные выборы в Верховной Рады Украины в сроки, установленные этой Конституцией".
Как видим, у парламента вообще нет полномочий для назначения внеочередных выборов самого себя – решение принимает глава государства.
Ба, больше: нужно еще и решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, которое тоже не лежит в сфере ее компетенции.
Та же статья 106, пункт 8 подтверждает, что президент "прекращает полномочия Верховной Рады Украины в случаях, предусмотренных этой Конституцией".
Какие же это случаи?
Их описывает статья 90 Конституции Украины: "Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если:
1) на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции;
2) на протяжении шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;
3) на протяжении тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Решение о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины принимается Президентом Украины после консультаций с Главой Верховной Рады Украины, его заместителями и главами депутатских фракций в Верховной Раде Украины".
Фактически то же дублирует Закон о выборах народных депутатов Украины в статье 14, пункт 3: "Внеочередные выборы депутатов назначаются Президентом Украины в порядке, установленном Конституцией Украины".
Что же касается главы государства, то есть статья 108 Конституции: "Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:
1) отставки;
2) невозможности выполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
3) снятия с поста в порядке импичмента;
4) смерти".
Закон о выборах президента Украины не противоречит Основному Закону:
"Статья 15. Виды выборов Президента Украины
...3. Внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий Президента Украины в случаях, предусмотренных Конституцией Украины.
Статья 16. Порядок назначения выборов Президента Украины
1. Выборы Президента Украины назначаются Верховной Радой Украины. О назначении выборов Президента Украины Верховная Рада Украины принимает постановление.
2. Верховная Рада Украины принимает постановление о назначение очередных или внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и этим Законом".
Итак, понятно, что ни один закон о досрочных выборах президента и Верховной Рады 30 сентября, пусть даже принятый 450-ма голосами депутатов, не будет иметь юридической силы.
И даже если Виктор Ющенко его подпишет, в силу этот закон не вступит, избранные на его основании органы власти будут нелегитимными, следовательно, каждый гражданин будет иметь право взять дубинку, или что-то более весомое, и сделать с узурпаторами все, что ему захочется.
Зачем же Партия регионов начинает этот цирк, выставляя себя сборищем невежд?
Возможно, ее руководство, опираясь на социологические данные, которые подтверждают безоговорочное лидерство ПР и заметный рост рейтинга союзной ей КПУ – а вместе это около 40% избирателей – на самом деле хочет сформировать новую Верховную Раду, где к обновленной "антикризисной коалиции" уже не нужно будет привлекать хитрых социалистов, которые, как в случае с законом о признании голодомора геноцидом украинского народа, будут ставить палки в колеса правительства?
Такой вариант развития событий вполне вкладывается в практику парламентаризма, хотя реализовывать его следует другим путем: расформировать властную коалицию, предотвратить создание новой, а потом дождаться президентской инициативы роспуска Верховной Рады и проведения выборов.
Есть и другой путь: всем депутатам от ПР и КПУ сложить депутатские полномочия, а потом то же самое сделать следующим по очереди списочникам от этих партий.
Так появляется несоответствие со статьей 82 Основного закона, поскольку выясняется, что отсутствуют 2/3 от конституционного с состава парламента, что делает легитимность Верховной Рады сомнительной.
Или, например, все депутаты ПР и КПУ – а именно эти политические силы заинтересованы в досрочных выборах, чтобы улучшить свое представительство – заявят, что выходят из своих фракций, что должно автоматически, в соответствии со статьей 81 Конституции, тянуть за собой лишение депутатских мандатов.
И так далее – пути могут быть разные, но результат один: президент, и именно он, принимает решение о досрочных выборах, а дальше все проходит по демократическим принципам, в правовом поле...
Инициатива же Василия Киселева, как видим, направлена совсем на другое: на демонстративное противоречие действующим Конституции и законодательству, на утверждение права коалиции власти делать все, что она захочет, нарушая ней же установленные правила игры – вспомним, кто поддержал политреформу, и почему она появилась на свет.
Вот здесь и находится точка перехода первого апреля в седьмое ноября.
Вспомните, что именно Ульянов-Ленин, творец первого в мире тоталитарного государства, не раз подчеркивал: пролетарская диктатура тем и отличается от других форм власти, что нарушает в случае необходимости любые законы, в том числе и принятые ней самой.
Ну, и какая в этом плане разница между ПР и РКП(б), кроме названия?
Сам факт инициативы заместителя главы партийной фракции Киселева подтверждает, что эта партия склоняется к тоталитарной практике, вопреки разнообразной идеологической болтовне, которой эта практика сопровождается.
Если кто забыл, большевики получали власть под лозунгами 8-часового рабочего дня, права наций на самоопределение, свободы слова, общего избирательного права, максимально широкой демократии и справедливости, одним словом – улучшения вашей жизни уже сегодня.
Если же законопроект действительно будет зарегистрирован, тем более, поставлен на рассмотрение и поддержан большинством Верховной Рады – это будет означать, что у нас уже есть тоталитарная власть.
А такую власть еще нигде и никому не удавалось изменить с помощью институционных методов, то есть выборов и кампании в масс-медиа.
Возможно, именно это и является целью ПР – продемонстрировать свое право силы против силы права, как было бы в демократическом государстве?
Проголосовать за закон, сформировать свою ЦИК, провести свои выборы, пусть их бойкотируют оппозиционеры, и потом сформировать свою систему власти, снизу вверх, без тех, кто ставит палки в колеса?
Тем, кто считает подобные предположения фантастикой, хочу напомнить, что аналогичный сценарий уже был реализован в Беларуси.
Разница только в том, что там при помощи подобных ходов абсолютную власть в своих руках концентрировал президент, а не премьер, и что за Лукашенко не стояла формализованная "партия власти".
Впрочем, возможен и сугубо "украинский" (или, точнее, чекистско-украинский) вариант: Рада голосует за закон, Тарас Чорновил и Анна Герман рассказывают о легитимности, правительство начинает воплощать закон в жизнь, идет подготовка к выборам, Конституционный Суд так или иначе парализуют...
Оппозиция протестует, но на нее не обращают внимания, президент в силу своего характера не решится предпринять единственно возможные в подобной ситуации меры, связанные с его статусом Верховного Главнокомандующего...
В стране появляется двоевластие, предпринимается попытка бойкота выборов, но "правительственная" ЦИК подает "исправную цифру", начинается раскол Украины по региональному принципу...
И тогда во имя "порядка" и "стабильности" власть победит "неправильные" регионы и недобитых "украинских националистов".
И, в конце концов, установится тишина и гармония, которые, как писал еще Александр Герцен, недосягаемы в демократических республиках, но органически присущи кладбищам и деспотиям, которые, собственно, также являются кладбищами – человеческих ожиданий на свободу и лучшую жизнь.
Затем 30 сентября становится государственным праздником – Днем большой региональной революции, а Василию Киселеву ставят прижизненный памятник рядом с Грушевским.
Фантастика? Разве что последнее.
И только потому, что не в чекистских правилах восхвалять при жизни "отработанный материал" и позволять болтать тем, кто уже выполнил свою миссию.
А потому там будет памятник Ющенко. За то, что не решился предотвратить эту "революцию".
Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей