Противоракетная оборона: меж двух огней

Вторник, 27 февраля 2007, 21:04

26 мая 1972 года между США и СССР был подписан Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), который стал важной составляющей сохранения международной стабильности и снижения уровня потенциальной угрозы начала ядерной войны.

Договор о ПРО предусматривает размещение систем ПРО только в двух районах – один из них предназначен для защиты столицы, а во втором может быть размещена ракетная база стационарных межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а также устанавливает ограничения мощности радарных систем предупреждения периметром национальных границ.

Кроме того, участники договора обязались не создавать и не испытывать системы и элементы ПРО морского, воздушного и космического базирования, не передавать их другим государствам и не размещать на их территории.

Ход выполнения договора должен был контролироваться путем предоставления сторонами соответствующей информации на добровольной основе. Или же с помощью технических средств обеих стран.

В июле 1974 года СССР и США подписали Протокол к Договору, в соответствии с которым каждая из сторон согласилась ограничить территорию размещения систем ПРО одним районом.

В 80-х годах администрация Рейгана выступила с инициативой создания и реализации нового оборонительного проекта – Стратегической оборонительной инициативы (СОИ), более известной как программа "звездных войн".

Этот проект предусматривал более широкое толкование договора о ПРО в контексте создания оборонительных систем космического базирования. Впрочем, из-за большой стоимости и технической сложности реализации проекта Америка отказалась от него.

После распада Советского Союза сторонами договора стали Россия и США, а в 1997 году, в соответствии с Меморандумом от 26 сентября, к ним присоединились и Украина, Казахстан и Беларусь, которые принимали участие в работе Постоянной консультативной комиссии.

С распадом сверхдержавы, которой был СССР, в мире сместились и "ракетные" акценты.

В 90-х годах в США осознали, что Договор о ПРО уже не соответствует новым требованиям, поскольку существует реальная угроза ракетного удара со стороны других стран, в частности, Ирана, Сирии, Северной Кореи.

Кроме того, возможен удар и по американским экспедиционным вооруженным силам, которые находятся на территории других стран. Учитывая это, актуализировалась необходимость создания системы противоракетной обороны "театра военных действий" (ПРО ТВД).

Исходя из того, что угроза, вследствие применения ракет, действительно реальна, комиссия, возглавляемая бывшим министром обороны Рамсфилдом, пришла к выводу, что создание Национальной системы противоракетной обороны (НПРО) крайне необходимо.

В январе 1999 года в Конгресс США был внесен законопроект о Национальной системе противоракетной обороны, согласно которому предполагалось разворачивание системы ПРО для защиты страны от баллистических ракет возможного противника. Указанный документ был одобрен обеими палатами Конгресса.

Вскоре после этого администрация США, воспользовавшись статьей XIII Договора о ПРО, в соответствии с которой стороны имеют право на внесение поправок, начала настойчиво предлагать России провести переговоры о внесении изменений в документ, акцентируя внимание на том, что в случае несогласия российской стороны, у Америки есть право на односторонний выход из Договора.

Российская сторона отнеслась к этому предложению крайне отрицательно. Но в июне 1999 года на встрече лидеров семи развитых стран и РФ в Кельне было подписано общее заявление президентов России и США, в соответствии с которым стороны подтверждают свои обязательства рассмотреть возможные изменения в стратегической ситуации, а также предложения о дальнейшем повышении жизнеспособности договора.

Пикантность ситуации состояла в том, что подписание указанного заявления РФ американская сторона истолковала как его согласие на рассмотрение изменений в документе, тогда как русская сторона считала, что высказала только готовность выполнять статью XIII договора.

В июле 1999 года президент Клинтон подписал законопроект о создании НПРО. В том же году Соединенные Штаты провели первое успешное испытание ПРО над Тихим океаном, что стало прелюдией к развертыванию активной работы над созданием полноценной системы противоракетной обороны.

В апреле 2000 года Россия ратифицировала Договор СНО–2, основное назначение которого состояло в количественном и качественном ограничении стратегических наступательных вооружений, подразумевая, что США поступает аналогично. Но Америка отказалась от ратификации настоящего договора.

В 2001 году президент Буш заявил, что элементы системы ПРО нужно разместить на территории союзников, поскольку она должна защищать не только США.

Первый этап предусматривал развертывание системы ПРО на Аляске, где в 2004 году были размещены ракеты-перехватчики и РЛС раннего извещения. На втором этапе, в 2009-2010 годах было запланировано вывести на околоземную орбиту более 20 спутников-наблюдателей, которые должны обеспечивать функционирование системы ПРО.

Отказавшись от ратификации Договора СНО–2, 13 июня 2002 года Соединенные Штаты приняли решение выйти из Договора о ПРО.
Это открывало путь к созданию ПРО, способной защищать всю территорию страны. В ответ на такой шаг, 14 июня русский МИД распространил заявление, в котором Россия отказывалась считать себя связанной и в дальнейшем Договором СНО–2.

Следовательно, на данный момент все отношения России и США в сфере стратегических вооружений регулируются, по сути, только одним документом – Договором СНО–3, подписанным Путиным и Бушем в мае 2002 года.

Появление в 2004 году в Иране ракет с радиусом действия до двух тысяч километров и разработки в сфере обогащения урана, побудили США провести с европейскими членами НАТО, в частности с Польшей и Чехией, ряд консультаций по поводу разворачивания элементов системы противоракетной обороны на территории этих стран.

Собственно, это и стало поводом для возникновения дискуссий вокруг размещения систем противоракетной обороны в Европе.

"Кузькина мать" по-путински

Последние события в мире уже успели окрестить началом новой "холодной войны".

Намерения США развернуть элементы системы ПРО на территории Польши и Чехии для предотвращения запуска ракет с территорий Северной Кореи и Ирана послужили причиной значительного резонанса, вызвав массу отрицательных эмоций в России.

Последняя сама намеревалась принять участие в создании ПРО в Европе, следовательно, была против присутствия на этой территории американских систем противоракетной обороны.

Вице-премьер России Иванов заявил, что возможное размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе серьезно усложнит ситуацию на континенте.

"Мы считаем, что переход к практической реализации закрытой для России программы создания ПРО ТВД НАТО, особенно в свете решения США развернуть в Восточной Европе позиционный район глобальной системы ПРО, приведет к отрицательному изменению военно-стратегической ситуации", – заявил он.

Ведь, по его убеждению, "что касается Северной Кореи, то достаточно взглянуть на школьный глобус, чтобы понять, что концы с концами не сходятся".

Что же касается Ирана, то, по словам Иванова, у Тегерана действительно есть ракеты средней дальности. "Эта дальность составляет 1600, максимум 1700 км", – заметил он, посоветовав еще раз посмотреть на карту и посчитать.

В свою очередь, начальник генерального штаба Российской Федерации генерал армии Балуевский заявил о возможном выходе России в одностороннем порядке из бессрочного советско-американского Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), подписанного в 1987 году.

В соответствии с ним, стороны обязались не производить, не испытывать и не разворачивать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и малой дальности.

В соответствии с Договором о РСМД выйти из него может любая из сторон, если придет к выводу, что связанные с содержанием договора чрезвычайные обстоятельства поставили под угрозу его интересы.

С точки зрения российского генерала, это будет зависеть от разворачивания американской системы ПРО в Европе, поскольку размещение элементов американской системы ПРО ставит под угрозу безопасность России.

Апофеозом реакции со стороны России на последние события стало резкое антиамериканское выступление российского президента в этом контексте на 43-й конференции по вопросам политики безопасности, которая состоялась в Мюнхене.

Его даже сравнивают с так называемой фултонской речью британского премьера Черчилля в 1946 году, в которой тот впервые противопоставил Запад и СССР и с которой, собственно, и начался отсчет "холодной войны".

Вспоминают и выступление генсека Хрущова на сессии ООН, который пообещал показать Соединенным Штатам "кузькину мать".
Основным лейтмотивом мюнхенской речи российского президента стала резкая критика однополюсной модели мира, которая сложилась после распада СССР.

"Что такое однополюсный мир? Как бы не украшали этот термин, в итоге он означает только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена. И это ничего общего не имеет с демократией.

Считаю, что для современного мира однополюсная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. Самая модель нерабочая, поскольку в ее основе нет, и не может быть морально-этической базы современной цивилизации".

Без лишнего "политеса" высказался Путин и по поводу доминирования Америки на международной арене.

"Мы видим все большее пренебрежение главными принципам международного права. Чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, переступила свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере – и навязывается другим государствам. Кому это понравится?"

Выступление главы России вызвало большой международный резонанс.

Как отмечают иностранные СМИ, такая самоуверенность России стала возможной после того, как она сконцентрировала власть в Кремле и выплатила значительную часть своего внешнего долга благодаря нефтяному буму.

Это и позволяет амбициозной Москве, у которой большой ядерный потенциал, демонстрировать свою смелость и делать попытки убедить мир в реальности своей силы.

Разумеется, с Россией нужно считаться. Но Россия, даже вопреки владению энергоносителями и мощным ядерным арсеналом, который остался в наследство от СССР, – это не Советский Союз. И человеческие ресурсы не те, да и экономика не та.

"Между молотом и наковальней"

Напряженность и даже конфронтация в отношениях двух больших государств не может не касаться Украины, которой до последнего времени удавалось сохранять некоторый нейтралитет.

Находясь "на линии огня", Украине рано или поздно все-таки придется определиться, "против кого она будет дружить" и под чей "противоракетный зонтик" будет прятаться.

Тем более что в начале февраля в американский сенат был внесен новый законопроект – Акт 2007 года о консолидации свободы в НАТО, в котором речь идет о необходимости вступления в Альянс Албании, Грузии, Македонии, Хорватии и Украины.

Кроме того, на мюнхенской конференции Генсек НАТО Яап де Хооп Схефер заявил, что в 2009 году среди кандидатов на вступление в НАТО хотел бы видеть и Украину.

Военный эксперт Згурец считает, что у Киева есть потенциальная возможность более тесно сотрудничать с США и Европой в области ПРО в плоскости применения разработанных Украиной ракетоносителей как целей для отработки эффективности систем американской ПРО.

Но, по утверждению эксперта, существует и препятствие, которое состоит в том, что сейчас участие украинских предприятий в работе над системами ПРО не является возможным по причине украинско-российского соглашения о военно-техническом сотрудничестве и запретом передачи общей для обеих сторон секретной информации.

Тем временем, чтобы не оказаться на обочине, Украине следовало бы привлечь отечественные станции раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН) к обеспечению необходимой информацией те страны НАТО, которые будут строить европейскую противоракетную оборону.

Тем более что Россия, во избежание зависимости от объектов, расположенных вне ее национальных границ, приступила к созданию собственных станций так называемой "высокой заводской готовности".

Бывший советник украинского президента Ткачук предполагает, что "Америка рассматривает все остальные страны как орудия тех или иных своих действий. Если наша страна в состоянии получать от этого удовольствие – пусть выбирает США.

Россия – это государственный капитализм, который, как только украинская власть отдаст предпочтение ему, распространит свои интересы на нас. Но есть один секрет – пока от нас не ждут никакого выбора.

Года так до 2009-го – до тех пор, пока и в России, и в Штатах не пройдут президентские выборы. До тех пор сверхдержавам не до нас".

В любом случае геополитическое расположение Украины заставляет ее пристально следить за ходом событий. Ведь в случае возникновения угрозы обмена ракетными ударами никто не даст гарантий, что на территории Украины не пострадает вследствие падения обломков сбитых ракет.

И главное в этой ситуации – не позволить превратить Украину в полигон для выяснения отношений между Россией, Соединенными Штатами и Западной Европой.

Илона Билан, руководитель Группы контроля демократических изменений УНЦПД, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде