Фальстарт Януковича

Вторник, 27 февраля 2007, 12:15

Соглашение о создании объединенной оппозиции, очевидно, не произвело сильного впечатления на премьера Януковича.

Об этом свидетельствует его заявление в понедельник о неуступчивости в кадровых вопросах относительно министра иностранных дел и главы СБУ.

Правда, Янукович объяснил, что не имел возможности обсудить этот вопрос непосредственно с Ющенко. Но тем самым дал понять, что никаким образом не связывает позицию президента с любыми действиями оппозиции. В частности, и относительно преодоления вето президента.

Возможно, Янукович не верит в продолжительность оппозиционной консолидации. Или не готов рассматривать кадровые назначения в "пакете" с какими-то конкретными законами.

Или главу правительства просто не интересует законотворческая деятельность и ее последствия. Ну, ветируются президентом все одобренные коалицией законы, ну, "гонит порожняк" Верховная Рада.

Так баба с воза – кобыле легче! Получив главный для себя закон о Кабмине, а до того – не менее полезный закон об управлении государственным имуществом и некоторые другие, – правительство может теперь некоторое время вообще не обращать внимания на парламент, в частности и на свою собственную коалицию.

Потому что без возможности преодолевать президентское вето коалиция для правительства – пятое колесо. А оно туда же – каждый раз с ним нужно что-то согласовывать.

Намного удобнее было бы торговаться непосредственно с президентом, скажем, относительно правительственных постановлений, которые тот может приостанавливать, а может и не трогать.

И без лишних ушей и глаз. Кабмин – это не парламент, где приходится, чтобы что-то протащить, прибегать к сплошному цирку, отвлекая общественное внимание на всякие там блокады, электрощитовые и т.п. И где руководят из президиума "союзнички" из СПУ или КПУ.

С этой точки зрения совсем "обнулить" роль парламента – как коалиции, так и оппозиции – двум Викторам очень выгодно.

Здесь, между прочим, свою роль сыграли чрезмерные аппетиты БЮТ относительно закона об оппозиции. Если бы не эти аппетиты, имела бы она уже и закон, и доступ к правительственным заседаниям, просто для получения достаточной информации...

А так, фактически, "дискуссия" президента и премьера, по крайней мере, по текущим бизнес-экономическим вопросам, будет проходить в суженном до минимума пространстве.

Чьи интересы в обмен на неостановленные правительственные постановления сможет пролоббировать Ющенко, только ИСД, или еще кого-то, - другой вопрос.

Но уже точно минимализированы потребности обоих институтов – и президента, и премьера – выносить на публичное рассмотрение такие проблемы, как газово-трубные отношения с Россией.

На людях премьеру будет намного удобнее от имени коалиции отвечать отказом президенту в кадровых назначениях, которые осуществляются через парламент.

Как и у президента будет "оправдание", почему в условиях очередного обострения отношений с правительством и коалицией он не слишком активно "проталкивает" своих выдвиженцев через коалицию...

Когда же они, в конце концов, договорятся, – совсем никому не будет понятно, какой, собственно, ценой.

Не исключено, что именно такая перспектива облегчила временному лидеру НСНУ господину Балоге подписание с Тимошенко соглашения, которое большинство наблюдателей почему-то считают шагом к поглощению "Нашей Украины" БЮТом. Тогда как для начала оно, скорее, кое в чем просто развязывает Ющенко руки.

Кстати, на письмо лидеров оппозиционных фракций к президенту относительно его приобщения к их законотворческой борьбе Ющенко как-то обтекаемо ответил, что постарается. А сам снова изложил союзникам короткую лекцию о прошлых ошибках.

Что касается других, более "глобальных" вопросов, которые вытекают из оппозиционного соглашения, на манер блокирования конституционных законов, внешнеполитического курса или языковых решений с авторством коалиции, - то здесь есть два очевидных аспекта.

Первый аспект. Правительству Януковича очень выгодно проводить через голосование коалиции такие законы, как о статусе русского языка или Основах внешней и внутренней политики с ориентацией на ЕЭП и против НАТО, а потом оправдываться перед Кремлем вето президента и сопротивлением оппозиции.

Еще бы! Если бы вдруг каким-то чудом эти вопросы правящей коалиции удалось бы "порешать" сейчас, то настоящие дивиденды с них получила бы разве что компартия.

Она же одна не боится ярлыка "пятой колонны", да еще и щеголяет ним. Вот от нее и привет московским побратимам...

Вместе с тем Партия регионов потеряла бы и преобладающую часть своей привлекательности для восточного электората на любые будущие выборы, и "морковку" для Кремля на предмет дружеской поддержки.

Особенно рано делать России такой подарок накануне их выборов. Вот когда приблизится решающий момент, когда выяснится настоящий кандидат на царскую власть в России, и он готовый будет за "украинскую карту" предложить что-то действительно ценное, хотя бы в тех же газовых переговорах...

Но до того времени еще ого сколько...

Второй аспект – наши внутренние конституционные вопросы. И здесь есть нюанс.

Собственно торги по проектам то ли будущей новой Конституции, то ли очередных изменений в ныне действующей – будут вестись непосредственно в парламенте, в только что созданной конституционной комиссии.

А в ней господин премьер – далеко не первый, и даже не второй распорядитель и манипулятор. И, судя по некоторым выражениям его парламентских однопартийцев – у него там, в комиссии, вряд ли есть такой уж и солидный потенциал. Как в правовом и профессиональном, так и политическом смысле.

Именно поэтому выступление Януковича с "сенсационным" прогнозом относительно возможности проведения следующих выборов президента через парламент стал его чуть ли не самым смешным провалом на конституционном поле.

Не потому, что такой теоретической возможности в принципе не существует. Именно она и есть.

Между прочим, в свое время Конституционный суд даже не отверг такое предложение в одном из проектов конституционной реформы. Она "выпала" из других соображений политического характера, которые хорошо просматриваются сейчас.

Есть и возможность присоединения к "проекту" БЮТа во главе с Тимошенко.

Но не может настоящий лидер самой сильной политической силы делать такие заявления одновременно с провозглашением собственного намерения баллотироваться на должность президента через прямые выборы в случае наличия достаточного рейтинга!

Это уже не только грубый торг, это – признания, что с электоральными ресурсами даже на далекую перспективу – дело труба...

На такую слабость "мощного" Януковича, да еще только через полгода его правления, когда правительство хвастается всякими победами, - не могли надеяться даже его самые ярые оппоненты.

Или Янукович признал другое – возможность отмены конституционной реформы, и именно тогда он пойдет на прямое избрание президентом? Мол, не подавайте обращение в КС, потому что его заключение очень прогнозируемо, то есть, реформу отменят? Опять– слабость и страх.

Я уже не говорю о том, что подобные противоречивые заявления вообще нельзя делать без реального проекта изменений в Конституцию, и здесь Януковичу нужно было бы поучится хотя бы у тех же коммунистов. Сначала – проект, потом – его пропаганда.

А так может получиться, что будет некому даже вносить предложение об избрании президента парламентом.

ПР первая будет лишена такой возможности, поскольку не может возразить высказанному желанию Януковича быть президентом, ни потенциал своего лидера для всенародного его избрания. А тем более – подтвердить, через его электоральную слабость, прямую зависимость от настоящих ситуативных союзников по антикризисной коалиции.

У коммунистов свой проект уже есть, и он совсем отменяет президентскую должность.

Юлю можно вынудить проголосовать за подобные инициативы – ради "спасения нации" и за обещание одной из двух ключевых должностей. Но написать и подать сам законопроект... это уж слишком.

Остается Мороз с социалистами. Им, конечно, терять уже нечего, и они, не исключено, продолжат свой путь "усовершенствования системы власти"...

Но в расчете разве что на избрание президентом в парламенте (этого созыва) самого Мороза. Как на точку в его личной и партийной карьере...

Но за какие же полномочия будет пачкаться Тимошенко со своим блоком?

И при чем здесь Ющенко?

Вот, собственно, это сейчас и является самым интересным вопросом. Кто-то поспешил сделать вывод из заявления Януковича, что он якобы действующему президенту в такой "завуалированной форме" сделал предложение избираться через парламент, еще и с продолжением срока полномочий.

Но ни Янукович фамилии президента в этом контексте не назвал, ни причин торговаться с Ющенко по конституционному вопросу у него нет.

Согласиться на избрание президентом в этом составе парламента Ющенко не может по тем же причинам, по которым это является позорным предложением и для Януковича: признание своего электорального бессилия.

Если же Ющенко как возможный лидер политической партии захочет сразиться за усиленные полномочия премьер-министра и саму должность, - то его не нужно уговаривать, а тем более – покупать какими-то обещаниями.

А если нет, то и подавно.

Тогда на голоса "Нашей Украины" для задекларированных изменений в Конституцию рассчитывать напрасно, только на голоса БЮТа.

Не приходится заботиться и о подписи президента под этими новациями: по ныне действующей редакции Основного закона главе государства даже специально запрещено ветировать изменения в Конституцию. Если он их не подпишет – действует норма об обнародовании документа спикером.

То есть, Ющенко, наоборот, предлагают не беспокоиться...

Итак, хотел этого Янукович или нет – а обхамил он в своих конституционных соображениях не окружение президента, а его лично. Причем, по нескольких пунктам.

А это может плохо отразиться и на "сепарации" президентом правительственных постановлений. Хотя так все хорошо обрисовывалось у двух Викторов с фактическим отстранением от дел фактически недееспособного парламента.

Теперь же, благодаря высказываниям Януковича, наиболее близкая перспектива – полная недееспособность не только парламента как законодательного органа, но и Кабинета министров как вышестоящего органа исполнительной власти также.

Потом можно было бы прогнозировать многое: и работу правительства и коалиции под жестким диктатом президента и объединенной оппозиции, и, как следствие, развал коалиции коммунистами и т.п.

Схему, которая выглядела единственно возможной сразу по назначению Януковича, в конце-концов создана. И сам премьер очень справедливо подыграл ситуации, раскрыв комплекс собственных проблем.

Но все это – при двух известных и неизменных условиях: твердости Ющенко и верности БЮТа.

А именно эти две предпосылки так до сих пор остаются самым слабым звеном в любых политических конструкциях в Украине.

Автор

Ірина Погорєлова, спеціально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде