Национальная идея

Остап Крывдык, для УП — Понедельник, 26 февраля 2007, 12:10

Украина не может существовать без национальной идеи. Страна без такой идеи – как человек без принципов и целей, без понимания того, что хорошо, а что нет, чего и как он хочет достичь.

Эта идея может на первый взгляд показаться абстрактной.

Тем не менее, ценности – чрезвычайно практические, они – критерий к действию.

Действие без ценностей – слепо, ценности без действия – мертвы.

Национальная идея – это "то, что важно" для нас, то, без чего не будет нас как панукраинской нации.

Это – своеобразная "идеальная Украина" – одновременно вектор и пока что недосягаемая цель.

Это – то, на основе чего можно достичь консенсуса внутри украинского панэтноса, а потом и всего панукраинского сообщества – граждан Украины. Это – национальные императивы.

1. Любовь

Основой украинской национальной идеи должна быть любовь.

В моральном измерении любовь – это "люби ближнего своего, как самого себя". Это – универсальные христианские ценности, без которых воровать и убивать – нормально. Такая любовь – практическая инструкция к действию в каждую минуту, система координат, в которой легко жить.

В практическом измерении любовь – это действие. Без действия любовь – мертва. На практике это – любовь к своему дому, к своему подъезду, к своей улице, к своему городу/селу, к своей области, к Украине.

Нам потому живется плохо, что мы некачественно любим. Любите!

Украина – это любовь.

2. Свобода

Мы, граждане Украины, можем сами определять свою судьбу, сами распоряжаться своими ресурсами. Наши беды дали нам шанс освободиться от тяжелой опеки монстра-государства, и отныне мы рассчитываем только на себя.

Государство отныне становится не навязчивым отчимом-опекуном, а корпорацией, которая обслуживает нас на взаимовыгодной основе.

Самодостаточность – это ресурс для свободы. Сейчас мы должны расширить сферу самодостаточности – от хозяйственной до личностной, до ощущения собственного достоинства, своей собственности, своей ответственности за семью, за улицу и город, за область и за страну.

Мы должны быть культурно самодовлеющими. Это – наш шанс не быть секонд-хендом других миров.

Наш язык и наша культура – то, что делает нас равными среди равных мировых наций. Наши веселые и яркие традиции прекрасно совмещаются с современностью, они обогащают мир и нас.

У нас должна быть историческая самодостаточность, а именно – мы должны сами писать свою историю.

Тяглость цивилизаций через все времена – от трипольцев и антов, через Русь и Великое княжество Литовское, через казачество, Шевченко, УНР, УПА до восстановленной в 1991 году украинской независимости – основа нашей национальной гордости.

Польская, российско-имперская, советская и нацистская оккупация – время нашего национального позора, также должны быть в нашей истории в науку будущих поколений.

Результатом этого может стать материально-этико-эстетическая целостность человека, индивидуальная самодостаточность – моральная, экономическая и культурная одновременно.

А дальше мы должны идти от самодостаточности человека – до самодостаточности общины (сообщества), панэтноса, наци (инструмент которой – государство). Будьте свободны!

Украина – это свобода.

3. Синтеза

Украина – нервный узел Евразии. Мы – между Западом и Востоком, Югом и Севером.

Мы – в центре пересечения цивилизаций, тезис Запада – антитезис Востока. Мы – синтеза.

Мы имеем возможность взять все самое лучшее у наших соседей, например – совместить ценность и свободу индивида с важностью коллектива-общины, сбалансировать права человека и сообщества, соединить демократию и иерархию, сбалансировать отношение материального и идеального.

Мы должны быть готовы к общению с миром, к сохранению своей самодостаточности: должны быть самодовлеющими, чтобы быть партнерами, а не объектами влияния. Общайтесь и синтезируйте!

Украина – это диалог.

Угрозы

Главная угроза национальной идее может находиться на уровне самой мысли: слова могут стать дешевыми. Так случается, когда политики присваивают правильные мысли себе и одноразово используют их, как презерватив, в избирательной кампании.

И вместе с удешевлением самих политиков, дешевеют и их слова вместе с мыслями. Мы не всегда умеем отделить мысль от того, кто ее озвучивает – учитывайте это.

В связи с этим чувствуется дефицит моральных авторитетов – тех, у кого есть право говорить о важных вещах, а также "каналов донесения сообщения" от них до обычных людей.

Проще говоря, у философа нет возможности выступить по телевизору, по радио или опубликовать в многотиражной газете свою концепцию.

Общий шум маскульта полностью забивает информационные потоки, утомляет нас, не давая нам сил и возможности воспринимать более сложные, чем рутина вещи.

Еще одна угроза – "конфликт колбасы и языка": "хватит говорить о Голодоморе, давайте поднимать экономику", словом.

Такая идеология желудка по своей сути – рабское роптание "евреев в пустыне" – верните нас, мы хотим египетского хлеба! Раб никогда не будет стремиться к свободе – ему нужен минимум ответственности и сытый желудок.

И это рабское сознание (в том числе, и внутри нас самих) будет совершать агрессивное сопротивление тому, чтобы дойти до своей идеи, а не просто жить одним днем.

Уровень исторической памяти – также зона потенциальной "нестыковки". У нас часто перехватывают символы национальной памяти, таким образом оголяя нашу историю, пытаясь свести ее к убогому 1991 году. Предатель (России) Мазепа, бунтарь (Польши) Хмельницкий или враг народа (СССР) Бандера – эти чужие штампы должны исчезнуть.

Случайно ли затопили Днепровские пороги?

Случайно ли разрушили старые кладбища и церкви? Случайно ли горели библиотеки?

Риск существует и внутри самой Украины на уровне города-села. Обобщая, можно сказать, что все большие города по своей сути – это недо-села, местожительство тех, кто уже не крестьянин, но еще не мещанин, людей на этапе транзита идентичности.

Именно украинокультурный модерный город – еще очень слаб: модерная украинская эстетико-этичность стоит на распутье, затиснутая между американским культурпотреблением и его русскоязычным секондхендным соответствием.

Украинское село, уничтоженное войнами и голодомором, урбанизацией и экономическим кризисом или выкрышевывается в города, или вымирает.

Фраза Леонида Кучмы о том, что "национальная идея не сработала" с дальнейшей попыткой Табачника назвать ее идеей "узкой прослойки украиноязычной интеллигенции" показывает: эти и иже с ними лица – те, кому украинская национальная идея не нужна.
Им нужна территория, население которой объединяет футбол и бокс, пиво и марки мобильных операторов – и не больше.

Население, для которого самым важным является полный желудок и самый новый мобильный телефон, с ограниченным кругом духовных и культурных потребностей, с гибкой моралью – убогие рабы без собственных ценностей, которые живут за подачки и ждут зрелищ.

Подмена национальной идеи коротко- и среднесрочными целями повышения личного благосостояния граждан и конкурентоспособности экономики – эта как подмена фундамента дома окнами и дверными щеколдами.

Это – последствие стратегической слепоты современной "правящей коалиции", идейных наследников коммунистического диалектического материализма – Партии Регионов, коммунистов и социалистов.

Итоги

Украинская национальная идея, предложенная выше, принадлежит к идеологическому пространству национального либерализма, идеологии объединения свободы личности со свободой пан-нации через свободу сообщества и пан-этноса.

Государство является средством для такой организации общества.

Каждое пан-этническое сообщество Украины свободно развивается в общем гражданском пространстве. Украинский язык будет выступать интегратором межэтнического сообщества.

Панукраинская нация будет беречь чувство меры, самокритичность и диалог, мирно будет сосуществовать с соседями, тем самым эффективно обеспечивая собственную безопасность.

Автор

Остап Крывдык, политолог, активист