Общество льготников

Четверг, 22 февраля 2007, 15:24

Привилегии "верхов"

Летом в депутатском меню сложно найти блюда с майонезом, потому что он быстро портится. Повара готовят еду из безнитратных продуктов, которые получают из подсобных хозяйств Верховной Рады под Киевом.

Но преимущества народных депутатов совсем не ограничиваются вкусной пищей в парламентских столовках. Кроме высоких зарплат (более 13 тысяч гривен) и неприкосновенности, у депутатов есть еще и солидный ряд льгот.

Речь идет и о праве на получение жилья для постоянного проживания или денежной компенсации на приобретение жилья; бесплатный проезд на всех железнодорожных, автомобильных, воздушных, водных внутренних путях соединения и пригородных поездах; бесплатная парковка автомобиля по всей территории Украины; бесплатное получение санаторно-курортных путевок; обучение в учебных заведениях за счет бюджетных средств и т.п.

Уже не одно поколение политиков пришло к власти, эксплуатируя тему льгот и привилегий власти.

А все началось с того, что во время перестройки Борис Ельцин, тогда еще будущий русский президент, прокатился в автобусе. Правда, после разовой пиар-акции его в муниципальном транспорте никто больше не видел.

Собственно, как и чиновников, которые не пользовались и не будут пользоваться общественным транспортом. В служебных авто как-то удобнее, тем более тем, у кого есть "государственное" значение.

Казалось, ситуация существенно изменится после последних президентских выборов. Начало было многообещающим: отменили распоряжение Кабмина от 19 января 2005 года, которое предоставляло Кучме государственное материальное содержание, двух помощников и советника, а также пожизненное пользование государственной дачей с обслуживанием и охраной, два автомобиля и четыре водителя.

"Это незаконное решение правительства о слишком больших льготах, о выделении дач, персонала...", – сказала тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко.

Собирались отменить эскорты чиновников и свободные экономические зоны, лишить льгот народных депутатов, отменить звание "заслуженных артистов" и "народных артистов"...

Но вера в "безльготную" сказку закончилась осенью 2005 года, когда с народных депутатов не только не сняли "депутатский иммунитет", но и предоставили его депутатам местных советов. И хотя через полгода неприкосновенность последних отменили, избиратели уже успели потерять веру в социальную справедливость.

На прощание народные депутаты четвертого созыва решили повысить пенсии народным депутатам СССР.

Но президент наложил вето на этот законопроект, поскольку экс-депутаты СССР и так получают надбавки к пенсии в размере от 25 до 35% прожиточного минимума. Кроме того, это бы привело к увеличению бюджетных затрат более чем на 25 миллионов гривен в год. И это меньше чем для 260 человек?

Странным кажется то, что народные избранники не хотят лишаться даже так называемых "мертвых" льгот. Например, автор за всю свою жизнь не видел ни одного народного депутата в общественном транспорте. Так зачем ему тогда право на бесплатный проезд?

Знакомая журналистка была свидетелем того, как еще до 12-кратного повышения зарплаты народным депутатам нардеп покупал пачку билетов на концерт зарубежной звезды эстрады за десять тысяч гривен. Неужели заплатить три гривны за парковку авто будет тягостным для кармана парламентера?

"Не нужно зацикливаться на депутатских льготах, поскольку их перекрывают преференции милиции, прокуратуры, судий и секретариата президента, убежден заместитель главы парламентского комитета по вопросам Регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности ВРУ регионал Василий Киселев. Вдобавок, инициаторы законопроекта об отмене льгот (депутаты от франции БЮТ) совсем не такие "белые и пушистые".

Мало того, что именно Юлия Тимошенко увеличила зарплаты чиновникам, а ее фракция постоянно голосовала за льготы, но и сами бютовцы не прочь воспользоваться льготами. Так, из шести полученных для народных депутатов квартир, четыре достались членам этой фракции.

Так зачем же лукавить? Чтобы избежать такого в будущем, я предложил законопроект, в соответствии с которым народный депутат может добровольно отказаться от своих льгот. Думаю, что большинство парламентариев так и сделают".

Действительно, преференции народных депутатов – это только надводная часть айсберга, ведь их получает многочисленная армия чиновников (около 250 тысяч лиц). Пенсионерка, которая когда-нибудь работала в администрации президента, получает около 4 тысяч гривен.

"Мне стыдно получать такую большую пенсию, но я ничего не могу сделать – в соответствии с законом, госслужащие получают пенсионное обеспечение в размере 80-90% зарплаты", – признается она.

Льготы "низов"

Но в Украине преимуществами пользуются не только политики и чиновники. Большая часть населения является льготниками, поскольку больше половины украинцев – это пенсионеры, ученики и студенты, то есть льготники.

А если учесть и другие категории (чернобыльцы, инвалиды, ветераны войны, дети войны и т.п.), то цифра будет еще большей.
После принятия закона о социальной защите детей войны, кто-то из политиков пошутил: "Скоро депутаты примут закон о социальной защите внуков войны".

Шутки-шутками, но льготных категорий населения в Украине слишком много. Потому и не удивительно, что иногда в троллейбусе можно услышать разочарованную реплику кондуктора: "Мне нужно план выполнить, но никто билетов не покупает – одни с проездными, другие – льготники".

Кроме транспортных, существует много других льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, получение жилья, уплату налогов.
В конце 80-х – в начале 90-х годов государство щедро финансировало чернобыльскую программу, деньги лились рекой.

Так, в селе Облитки (Радомишльский район на Житомирщине) специально для переселенцев из чернобыльской зоны построили новую улицу с одно- и двухэтажных зданиями.

Переселенцы получали такую финансовую помощь, что не хотели идти работать. "А зачем? Нам и помощи хватает!" – такие слова здоровых мужчин и женщин, далеких от пенсионных горизонтов, вызывали раздражение у коренных жителей села, которым приходилось работать.

Но положение жителей села и переселенцев уравнялось через несколько лет, когда гиперинфляция превратила деньги в бумажки, а чернобыльские преференции были урезаны.

А сколько "чернобыльских" средств просто разворовывали чиновники, о чем уже писано-переписано? О "липовых" чернобыльцах можно и не упоминать.

А если учесть других "липовых" льготников? У знакомого автора студента есть удостоверение инвалида, хотя он здоров и физически, и психически. Его мать работает в собесе, поэтому обеспечила подобными "корочками" всех близких и знакомых.
Сколько подобных "инвалидов" существует в Украине? О том, что это неодиночный случай, свидетельствует и другой пример. У секретарши сельсовета, которой на момент окончания второй мировой войны исполнилось всего три года, было удостоверение ветерана войны.

Как разрубить льготный узел

Общая годовая сумма компенсации транспортным предприятиям за перевозку пассажиров льготных категорий составляет 5,1 миллиардов гривен. Поэтому каждое правительство мечтает о сокращении расходов, в том числе, на финансирование социальных преференций.

Но не каждый решится пойти на такое непопулярное решение. Правительство Ющенко в 2000 году приостановило финансирование определенных льгот, чем удалось улучшить бюджетные показатели. Но это вызвало такой шквал критики, что ни один премьер не решился это повторить.

Существующая система предоставления льгот основывается на принципе возмещения предприятиям, которые предоставляют услуги. Она зависит от тарифной политики предприятий и приводит к разнообразным злоупотреблениям с бюджетными средствами.

Поэтому предлагают уменьшить льготный пресс на бюджет с помощью монетизации льгот.

Но опыт России убеждает: это не самый лучший выход. За счет федерального бюджета финансируется только 14,5 миллионов русских-льготников, а 21 миллион сброшен на региональные бюджеты, где замена преференций денежными выплатами не обеспечена.

Вдобавок ко всему, части льгот лишили социально-незащищенные слои населения – студентов, детей-сирот, многодетные семьи. В этом аспекте западные капиталистические страны, на фоне России, выглядят чуть ли не воплощением овеянного мечтаниями социализма.

Конечно, при внедрении монетизации льгот удастся сэкономить немало денег, но за счет урезания прав граждан. Ведь если для льготника количество проездов в транспорте в течение месяца не лимитировано, то монетизация этой услуги ограничит "транспортные экскурсии".

Есть ли выход?

Прежде всего, государство должно избавиться от "липовых" льготников. Для этого нужно обнародовать списки льготников в компьютерной сети, сделав их максимально открытыми.

Во-вторых, нужно отменить или существенно урезать льготы некоторых категорий, например, народных депутатов и чиновников.
В-третьих, ограничить пенсионные льготы в зависимости от материального обеспечения (классический пример – 14-тысячная пенсия экс-министра МВД Билоконя).

В-четвертых, лишить профессиональных льгот при выходе на пенсию (судий и правоохранителей).

Ведь льготы должны получать социально незащищенные граждане, а не те, кто способен пролоббировать эти вопросы в парламенте.

Иван Данюк, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде