Бумагомарание как диагноз
Сегодня широко дискутируется возможность объединения национал-демократических сил. Поводом к этому послужило торопливое подписание очередного документа между "Нашей Украиной" и БЮТ.
Но практикой уже доказано, что разногласия в лагере демократов рождаются быстрее, чем сохнут чернила под только что подписанными соглашениями. Не стал исключением и этот раз.
Существуют еще как минимум две причины, удерживающие автора от анализа подписанного документа по сути. Во-первых, цена подобных соглашений невелика, а во-вторых, подписанты не владеют инструментами, которые могли бы стать предпосылкой реализации предусмотренных пунктов.
Как говорил Бисмарк, "меня не интересуют их намерения, меня интересуют их возможности". И все же сам факт подписания является достаточно качественным проявителем, с помощью которого можно заполучить своеобразное фото сегодняшнего политического момента.
Особенно интересной является индивидуальная мотивация сторон-подписантов. Маловероятно, что краеугольным камнем недавней инициативы послужило искреннее и беззаветное желание сызнова объединит национал-демократическую семью.
Очевидным является тот факт, что БЮТ необходима "дымовая завеса", чтобы отвлечь внимание общества от шашней с Регионами. Это говорит, в первую очередь, о том, что рейтинговые позиции БЮТ начали ухудшаться.
Для того чтобы успокоить взволнованный народ, решили прибегнуть к хорошо проверенному средству – запустить утку об объединении. Чтобы общественность не слишком углублялась в обсуждение последующего сотрудничества БЮТ с коалицией, надо ее занять любимым делом – складыванием национал-демократического пазла.
В этом же контексте стоит рассматривать и дискуссии о досрочных парламентских выборах.
Единственной предпосылкой к ним является неугомонность Юлии Тимошенко. Видимо лидер БЮТ решила, прибегнув к многострадальной карте "объединения демократических сил", усилить эффект демагогией о досрочных парламентских выборах.
Если так, то чего же в действительности добивается БЮТ?
Во-первых, Тимошенко нужно ослабить президента с тем, чтобы устранить не столько с политического, сколько с электорального поля своего ближайшего преследователя – "Нашу Украину".
Не секрет, что даже остатки авторитета "НУ" зависят сегодня от лейбла "Ющенко". Понизив в статусе президента, Тимошенко рассчитывает завладеть национал-демократическим электоратом полностью, безраздельно и безоговорочно.
Она понимает, что в сегодняшних условиях, чтобы оказаться в премьерском кресле, необходимо не просто попасть в парламент, но и сформировать там большинство. А это возможно только тогда, когда избиратели проголосуют массово за БЮТ.
Во-вторых, Тимошенко нужно реагировать на появление конкурентов в ее электоральной нише: "Самооборона" с левым популистом Луценко, переговоры между УНП и НРУ об объединении и создании "правиці"…, Николай Катеренчук со своими евро-интеграционными предложениями.
Все они претендуют на ту долю голосов, которой как раз может и не досчитаться БЮТ дабы заполучить власть в искомом объеме.
Таким образом, перед Тимошенко возникает очень непростая дилемма: можно продолжить вечный переговорный процесс об объединении оранжевых с минимальными шансами на успех.
А можно отдаться ПР до конца, и за это получить закон о настолько высоком избирательном барьере, что все идеологические конкуренты БЮТ будут вынуждены "нервно курить" в стороне.
Исходя из качественных и количественных характеристик тех, кого придется объединять, а также с учетом их непомерных властных аппетитов, второй вариант кажется не таким уж и неприемлемым.
Впрочем, здесь вопрос и в том, насколько регионалы будут готовы рискнуть политическим будущим своих сателлитов по коалиции. Но это уже совсем другая история. Заметим только, что для реализации любого из этих двух сценариев потребуется время.
В первом случае – для сложного и длительного процесса переговоров с потенциальными компаньонами. Во втором – для объяснения украинскому сообществу необходимости и целесообразности политического общежития БЮТ и ПР. Похоже, убеждать Тимошенко удается лучше, чем объединять.
Если Юлия Тимошенко маневрирует в двух направлениях – и вашим, и нашим, то президент занят бесперспективным противостоянием с ПР. И теперь даже если бы он и хотел наладить отношения на приемлемых для себя условиях, то не владеет необходимым для этого политическим весом.
А на полную и безоговорочную капитуляцию он, по-видимому, еще не готов. Таким образом, готовность той части "НУ", на которую Виктор Ющенко имеет пока что влияние, к контактам с БЮТ, следует рассматривать как вынужденный ход.
Но что президент может предложить Тимошенко в реально сложившихся условиях, когда полномочий никаких, а контроль над "Нашей Украиной" сведен к минимуму?
Нет, не роспуск парламента, а самое дорогое – остатки своего электората и признание первенства Леди Ю на национал-демократическом фронте. Вот в чем нуждается Юлия Тимошенко: официальном благословение от президента на крестовый поход против бело-голубого реванша.
Она не без оснований рассчитывает на то, что подобная преемственность автоматически послужить сигналом обществу о том, на кого теперь следует возлагать свои надежды в борьбе против регионалов.
Но, даже при наиболее благоприятных для Юлии Тимошенко обстоятельствах, ей придется провести "инвентаризацию" своих избирателей, разъяснить им всю безысходность ситуации (или БЮТ, или же рецидив реванша), разработать новые тактические решения, которые бы работали как на западе, так и на востоке страны.
А для этого всего нужно время. В этом контексте не логично постоянно педалировать вопрос о досрочных парламентских выборах. Чем нереальнее возможность проведения таких выборов, тем горячее БЮТ будет использовать эту тему.
Нужно же как-то демонстрировать сверх оппозиционность в условиях, когда конкуренты зачастили в электоральные закрома. Здесь уже такими банальностями как теневое правительство или же блокирование трибуны ВРУ не обойтись.
Нужно постоянно выдумывать что-то более радикальное и приятное слуху избирателя, который от постоянных недоумений может и вовсе потерять интерес к политической жизни.
Вопрос только в том, насколько долго у команды Юлии Тимошенко хватит фантазии и энергии для того, чтобы держать общественность в готовности к мобилизации и действию? Чем еще порадует принцесса Майдана своих почитателей, когда иллюзия досрочных парламентских выборов будет уже не столько обнадеживать, сколько раздражать?
Кроме прочего, не трудно догадаться против кого направит усилия ПР когда закончит свои разборки с президентом. Или кто-то надеться на то, что регионалы будут сидеть, сложа руки, и спокойно наблюдать за подрывной деятельностью Тимошенко?
Вряд ли. Но есть принципиальное отличие: если президент, хоть и ослабленный, но все же владеет некоторыми механизмами сдерживания, то БЮТ будет совершенно нечего противопоставить ПР, контролирующей большинство в ВРУ и правительство. И закон об оппозиции, в качестве аргумента на войне, не годится.
Назар Бойко, для УП