Почему обречено правительство Януковича-Азарова?

Вторник, 20 февраля 2007, 11:38

Ни одна проблема не может быть решена
на том уровне, на котором она возникает.
А.Эйнштейн

Сейчас очевидно, что, вопреки победной риторике, правительство Януковича-Азарова переживает первый серьезный кризис со времени начала его работы в сентябре 2006 года.

Проблема не в возможных противоречиях внутри "антикризисной" коалиции, конфликте интересов или амбиций между ее главами, спонсорами и "рядовыми бойцами".

Все это – последствия основного фактора: экономика Украины нуждается в профессиональных, системных и энергичных реформах, результатом которых станет очевидный рост экономических и социальных показателей не в далеком будущем, а в краткосрочной и среднесрочной перспективах.

Сейчас очевидно, что действующее правительство "профессионалов" и особенно его экономический блок не готовы к проведению таких реформ ни идеологически, ни профессионально.

То, чем хвастается главный экономический идеолог действующего правительства господин Азаров – что он является автором 12 бюджетов страны – учитывая необходимость системных изменений в управлении экономикой страны – это скорее недостаток и проблема действующего правительства, а не преимущество.

Потому что такие изменения могут провести специалисты с соответствующим академическим образованием (желательно, западного образца), свежими мозгами, современным экономическим мышлением, политической незаангажированностью и ориентацией на евроатлантические жизненные и управленческие стандарты.

Вместе с полным отсутствием свежих идей относительно управления и реформирования экономики страны, за полгода своего существования правительство Януковича-Азарова в своей экономической политике допустило две стратегические ошибки, которые могут стать фатальными для его существования вообще: запустило процесс повышения коммунальных тарифов без системного реформирования ЖКХ, что стало катализатором раскручивания инфляционного мультипликатора в стране.

Вторая ошибка – правительство отдало предпочтение программам государственного инвестирования за счет социальных программ бюджета, надеясь, что именно такие программы приведут в среднесрочной перспективе к росту экономики страны и, как следствие, доходов населения и социальных статей бюджета.

Ответственность за первую ошибку несет вице-премьер и соратник Януковича Владимир Рыбак, за вторую – Николай Азаров, тоже далеко не последняя фигура в окружении премьера.

Если первая ошибка уже сейчас является основным фактором падения рейтингов Партии Регионов, правительства и коалиции, то вторая – обещает стать катализатором экономического кризиса на рубеже 2007-2008 лет, если это правительство доживет до того времени.

То, что и Янукович, и Азаров открещиваются от того, что именно управляемое ими правительство отвечает за тарифную вакханалию в стране (хотя одним из первых решений антикризисной коалиции в ВР было снятие моратория на повышение коммунальных тарифов), говорит об осознании ними этой ошибки.

Но, к сожалению, осознание ошибки еще не является ее признанием, и сейчас совсем не означает готовность ее исправить.

То, что жилищно-коммунальное хозяйство уже давно находится в глубоком кризисе, очевидно для каждого гражданина Украины.

Но тот факт, что правительство и большинство местных органов власти выбрали самый простой, но, очевидно, самый неэффективный и однозначно шоковый для населения метод преодоления кризиса ЖКХ, говорит о глубоком кризисе власти при отсутствии профессиональных менеджеров на всех уровнях государственного управления в Украине.

Менеджеров, которые способны на что-то большее, чем на простую линейно-арифметическую логику типа "увеличение тарифов в три раза приведет к аналогичному увеличению доходов предприятий ЖКХ, таким образом кризис будет автоматически преодолен" – без учета разнообразных нелинейных факторов, комплекса их влияния и возможных последствий.

Но даже простая линейная логика относительно последствий повышения коммунальных тарифов не могла не предусмотреть общее неудовольствие населения, потому что для большинства новые тарифы – это существенный удар по семейному бюджету, а те, чьи доходы позволяют не обращать внимание на такие "мелочи", хотели бы иметь намного лучшее качество коммунальных услуг за намного большие тарифы.

Вторая ошибка правительства пока что не так очевидна, как первая, но имеет общий с первой недостаток: бюджетные средства направляются в нереформированные и коррумпированные области экономики, такие как угольная промышленность, сельское хозяйство и т.п., которые, вопреки риторике об их социальной направленности, свою социальную функцию не выполняют.

Такая политика приведет к значительному снижению доходов населения и нехватке средств в реальной экономике вместе с раскручиванием инфляционных процессов.

Потому что наше государство никогда не было и еще долго не будет эффективным инвестором и хозяйственником. Поэтому, чем больше государство берет на себя функций прямого распределения бюджетных средств, тем больше средств получает, в конце концов, теневая экономика.

Вместе с тем, будет расти налоговое давление на реальную экономику, и слегка подзабытое понятие "азаровщина" почувствуют на себе большинство предпринимателей.

Правительство и антикризисная коалиция вообще забыли о налоговой реформе, которая, в том числе, позволила бы вывести значительную часть реальной экономики из тени, в которой она находится с начала 90-х годов после того, как государство своей неудачной экономической политикой загнало экономику в тень – это были времена бездарного правления Кравчука и раннего Кучмы.

В принципе, реальная экономика готова выйти из тени и при существующей налоговой системе, и постепенно выходила бы, если бы государство обеспечило соблюдение следующих условий:

- отсутствие любых явных или скрытых налоговых преференций для каких бы то ни было ведущих хозяйство структур,

- преодоление черной и серой контрабанды,

- преодоление коррупции в системах разрешения и контроля.

Конечно, вывод экономики из тени обусловил бы определенный рост цен на товары и услуги, так как сэкономленые от недоплаты налогов средства предприниматели, как правило, направляют не на собственные супердоходы (как считают Азаров и налоговая служба), а на получение конкурентных преимуществ за счет уменьшения цен и на взятки.

Тогда государственный бюджет параллельно с детенизацией экономики получил бы дополнительные средства на компенсацию роста цен пенсионерам, работникам бюджетных учреждений и т.п.

Очевидно, что с повторным приходом правительства Януковича к власти продолжился период олигархического капитализма, современными идеологами и носителями которого являются руководители еще советской школы управления большими предприятиями в условиях существования плановой административно-командной экономики – Кучма, Азаров, Янукович, Рыбак, Слаута.

Очевидно также, что этот период должен закончиться, когда в стране "созреет" новая генерация управленцев западного образца, которые займут ключевые места в правительстве страны.

Сейчас мы все чаще слышим от руководителей государства ключевую фразу – "Самое главное, что нужно стране, это – стабильность".

В переводе на простые слова, это означает: "Мы не знаем, что делать со страной. Но нам не хватает смелости и чести в этом признаться. А власть мы терять не хотим, потому что к ней мы привыкли и даже не представляем себе, чего стоим без власти. Поэтому оставьте нас в покое и лучше не трогайте нас, потому что мы будем защищаться всеми возможными способами".

Стабильность в Украине означает стабильность болота вне процессов цивилизованного развития. Стабильность сейчас нужна власти и не нужна стране, если страна хочет иметь перспективы вырваться из исторической обочины и хронического экономического отставания от развитых стран мира.

Итак, если правительство не сможет само себя переформатировать по определению, это должен будет сделать государственный орган, которому подотчетно и подконтрольно правительство, то есть ВР. Что, учитывая политическую структурированность настоящей Верховной Рады, маловероятно.

Таким образом, без переформатирования Верховной Рады на очередных или внеочередных выборах Украина не сможет решить ключевые экономические и, в конце концов, по той же логике, политические проблемы.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде