Внешняя политика Украины: перспективы создания новых моделей отношений с партнерами
По моему мнению, история с отставкой министра иностранных дел Украины является не только вопросом неспособности (или, если хотите – нежелания) главы внешнеполитического ведомства считаться с существующими внутриполитическими реалиями.
Конфликт Тарасюка с правительством правящей коалиции был обусловлен, в значительной мере, несоответствием между политикой возглавляемого ним ведомства и реальным местом Украины в существующей системе международных координат.
Эта политика привела к тому, к чему и должна была привести: к резкому ухудшению отношений Украины с Российской Федерацией и ослаблению энергетической безопасности Запада при отсутствии прогресса в реализации наших евроинтеграционных стремлений.
Не будем преуменьшать роль президента в определении внешнеполитических приоритетов Украины.
Но не будем и преувеличивать ее, принимая во внимание черты характера Тарасюка как человека и политика, а также его влияние на решения, которые до последнего времени принимались на Банковой.
С уходом Тарасюка закончилась эпоха агрессивных евроромантиков и воинствующих евроатлантиков, которые определяли роль и место Украины на "большой шахматной доске" образца ХХІ века в соответствии с политическими интересами отдельных политических групп.
Его отставка – это, в первую очередь, пролог к переходу на новую схему формирования внешней политики Украины в системе государственного управления государством, в которой приоритеты определяются не несколькими политиками, а коллегиально – парламентом и президентом.
В этой связи хотелось бы высказать несколько соображений относительно того, что следовало бы принимать во внимание при определении этих приоритетов в упомянутых центрах принятия важных политических решений.
Согласитесь, что главные направления внешней политики Украины определяются ответом на вопрос: какая роль отводится нашему государству в мировой политике?
1. Самостоятельного игрока вместе с такими странами как США, Франция, Германия, Большая Британия, Россия, Китай, Япония;
2. Участника одного из существующих политических блоков вместе с такими странами как Португалия, Греция, Румыния, Болгария, Монголия, Мексика и другими.
Существуют ли предпосылки и возможности реализации роли Украины как самостоятельного игрока на мировой арене?
Теоретически да, если принять во внимание обострение во всем мире, особенно в странах Европейского Союза, проблемы обеспечения энергоносителями и геополитическое положение Украины, на территории которой пересекаются интересы трех ключевых участников современной глобальной политики – США, Европейского Союза и России.
На самом деле это весьма проблематично. Исходя из элементарной логики, основные актеры на мировой политической сцене объективно не заинтересованы в увеличении количества действующих лиц, поскольку это не столько сделает фабулу более совершенной, сколько усложнит ее развитие.
Поэтому следует думать о том, каким образом, используя геополитический фактор, обеспечить нашему государству достойное место где-то на линии пересечения вариантов 1 и 2.
По прогнозам Международного энергетического агентства до 2030 г. мировой спрос на первичные энергоресурсы вырастет больше чем наполовину, со средним годовым темпом роста в 1,6%.
Рост спроса на нефть и газ увеличивает уязвимость стран-потребителей в случае перебоев с их снабжением и ценового шока, который при этом возникает.
Таким образом, обеспечение гарантированных поставок энергоресурсов рассматривается сегодня как приоритетное направление международной политики.
Основной потенциал снабжения углеводородами Европы сосредоточен в России, Норвегии, государствах Ближнего Востока и Каспийского региона.
Существенный рост поставок из Норвегии и Алжира весьма проблематичен: запасы в Северном море ограничены, а их добыча достаточно дорогостояща.
В Алжире есть существенные месторождения газа, но увеличение его экспорта сдерживается необходимостью строительства подводных газопроводов, стоимость которых намного выше, чем на суше.
Россия имеет в своем распоряжении определенные возможности для наращивания поставок в ЕС и становится самым перспективным партнером.
Украина ежегодно транспортирует по своей территории около 120-130 млрд. кубометров российского газа – это самый большой поток "Газпрома".
Поставки энергоносителей через транспортные коммуникации Украины дают России больше 80% валютной выручки от экспорта энергоносителей.
На сегодняшний день именно этот аспект остается единственным по-настоящему весомым фактором при определении современной внешней политики Украины.
Но если быстро не изучить новые подходы, которые обеспечат сохранение ключевой роли нашего государства в транспортировании энергоносителей в ЕС, произойдет то, что произошло после отказа официального Киева от ядерного оружия: с нами просто перестали считаться.
США, Европейский Союз и Россия являются геополитическими конкурентами, у каждого из которых есть свои, в разной мере противоречивые интересы относительно Украины.
Любые попытки одного из конкурентов усилить свое влияние на Украину вызовет сопротивление и соответствующие действия со стороны других.
Но нас должно беспокоить не столько это, сколько поиск путей обеспечения своих национальных интересов в контексте указанного соперничества.
При этом следует избегать:
- ошибочного рассмотрения возможностей построения отношений с Россией в виде жесткой альтернативы: либо содружество, политическая и экономическая кооперация, либо конфронтация и конкуренция;
- ошибочного представления о целесообразности и перспективности создания и вхождения Украины в экономические и политические группировки с участием стран Средней Азии и Закавказья, целью которых является конкуренция России;
- ошибочного представления о реальных результатах для экономики и народа Украины существующего курса на интеграцию в мировые рынки.
Каждый из этих постулатов нуждается в отдельных комментариях, их я готова дать в следующих публикациях на эту тему. Сейчас сосредоточимся на вопросе политики относительно РФ и ЕС.
Отношения с Россией – это комплексная система, в которой присутствуют кооперация и сотрудничество, равно как и сфера конкуренции.
Задача украинской дипломатии могла бы состоять в том, чтобы убедить своего стратегического партнера в целесообразности построения таких отношений между двумя равноправными суверенными государствами, которые на основе норм международного права способствуют расширению сферы кооперации и сотрудничества и вместе с тем – сужению сферы конкуренции и конфронтации.
В основу нашей политики относительно России было бы целесообразно заложить принятие того факта, что РФ стремится обеспечить себе мировое лидерство в энергетической отрасли.
При этом Россия должна осознавать то, что самостоятельно ей будет сложно, если это возможно вообще, достичь поставленной цели.
Уже сегодня она столкнулась на этом пути с достаточно существенными препятствиями как политического, так и экономического характера.
Своими силами ей с ними не справиться. Если к процессу приобщится Украина – шансы значительно возрастут.
Именно в этом, по моему мнению, перспективы создания новой модели отношений между Россией и Украиной.
Если в связи с этим меня спросят, а как же с нашей евроитеграцией, я отвечу: бесперебойное обеспечение энергоносителями есть и будет оставаться ключевым интересом ЕС, и именно Украина может гарантировать европейским партнерам транзит необходимого количества углеводородов.
Мы должны помнить, что первым шагом на пути к созданию будущего Европейского Союза было соглашение об угле и стали – именно тех товаров, которые в то время определяли экономическое и политическое развитие континента.
На сегодняшний день таким товаром являются энергоресурсы и даже в большей мере – возможности для их транзита.
С целью реализации этих внешнеполитических задач, Украине необходимо обеспечить привлечение капитала всех заинтересованных сторон к реализации энергетических проектов Украины.
Речь идет, прежде всего, о расширении транзитных возможностей нашей транспортной системы, ее модернизации, разработке новых месторождений газа и нефти.
В таком случае, не отдаем ли мы контроль над своими стратегическими ресурсами в чужие руки? Конечно, нет.
Сегодня в мире накопился большой объем инструментов и рычагов экономического влияния, которые регулируют деятельность иностранного капитала – законодательство относительно иностранных капиталовложений, меры таможенного и налогового регулирования, антитрестовая политика, механизмы госконтроля над ценами и защита потребителей, законодательство о передаче технологий, защита интеллектуальной собственности, торговля патентами и товарными знаками и т.п.
По сути, необходимо сформировать национальную модель инвестиционного законодательства, например, Кодекс иностранных инвестиций, который существует во многих странах.
Необходимо научиться обращать в пользу Украины баланс выгод и потерь, связанных с деятельностью иностранных и транснациональных компаний.
Это намного более выгодно, чем продолжать вести бесплодные дискуссии о преимуществах того или иного вектора нашей внешней политики.