Колен Граффи:"Если бы было намерение устроить Януковичу холодный душ в США, то вообще не было бы
В Украину незаметно для политической аудитории приехал чиновник из Госдепартамента США, которая занимается публичной дипломатией. В компетенции Колен Граффи находятся не шаги американской власти на уровне президентов или министров, а установление контактов между людьми.
Цепочка между погодой в вашингтонских кабинетах и риторикой Януковича намного короче, чем расстояние между двумя государствами, разделенными Атлантическим океаном.
Так, испорченный имидж США приводит к потерям авторитета самой мощной страны мира, усиливаются антиамериканские настроения, что в результате отражается не только на листовках Партии регионов или коммунистов, но и на результатах выборов, объявленных Ярославом Давыдовичем, формировании коалиции и изменении внешнего вектора Украины.
Колен Граффи работает советником заместителя Кондолиззы Райс по вопросам публичной дипломатии. На этом уровне, между средним и высочайшим, формируются предложения, которые потом проходят политическое одобрение и ложатся в основу действий американской власти.
Перед отъездом из Киева в Донецк Колен Граффи дала интервью "Украинской правде".
– Сейчас в Украине царят антинатовские настроения, и много кто считает, что это – результат глобальной политики США. То есть, в представлении украинцев существует прямая связь между НАТО и Америкой. Например, когда летом прошлого года в Крыму происходили акции протеста против учений НАТО, на транспарантах упоминались американские военные кампании против Филиппин в то время, когда НАТО еще не существовало. И каждые последующие шаги США ухудшали восприятие НАТО украинцами. Почему так произошло, по вашему мнению?
– Вы очень метко заметили, что люди протестуют против НАТО и обвиняют его в том, что происходило до создания НАТО. Причина в том, что существует много неправильной информации о НАТО, или даже сознательной дезинформации.
Многие люди думают о НАТО в категориях холодной войны. Но это совсем не теперешнее НАТО!
НАТО занимается гуманитарными акциями, оно помогало после землетрясения в Пакистане или после урагана "Катрина" в США. НАТО задействовано в антитеррористической деятельности, которая помогает всем нам.
– Но и американская политика последних лет дискредитировала имидж НАТО в глазах украинцев. Приведу пример на уровне стереотипов, которые существуют в Украине, когда две женщины разговаривают между собой на рынке: "Зачем нам идти в это НАТО? Чтобы наши дети воевали в Ираке?"
– Но понимают ли люди, что НАТО не присутствует в Ираке? То, о чем вы говорите – это ложное представление о НАТО.
Например, вы видели зал заседаний НАТО? Кресло представителя США – это только одно из двадцати шести или двадцати семи кресел присутствующих. И многие люди не понимают, что американцы – это только одно кресло!
Они не понимают, что НАТО состоит из 26 стран, которые исповедуют рыночную экономику, у которых демократический государственный строй. И эти страны входят в НАТО не через США, а через ценности, которые они разделяют.
– Америка, не признав победу Виктора Януковича на выборах президента 2004 года, создала одну из предпосылок оранжевой революции. Но через два года США стали фактором контрреволюции в Украине – потому что критика американской политики была использована в предвыборной агитации...
– Причина этого – неверная информация об Америке и ее внешней политике.
Вернемся к вашему примеру с НАТО. Почему десяток центрально-европейских и балтийских стран, которых в свое время силой заставили стать членами Варшавского договора, теперь по доброй воле стали членами НАТО? Потому что НАТО построено на ценностях демократии, рыночной экономики, и его цель – не только защита населения этих стран, но и упомянутых ценностей.
НАТО присутствует в Афганистане, и оно дало возможность больше чем двум миллионам афганских девушек ходить в школу. Раньше женщины были там гражданами второго сорта, а теперь они представлены в парламенте. Ущемление людей было ликвидировано благодаря НАТО.
– Что власть США собирается делать для исправления имиджа Америки?
– Именно для этого я приехала в Украину. Я пытаюсь найти пути содействия журналистам в Украине, организации дополнительных обменов между студентами Украины и США...
– Но не всегда гуманитарный аспект является определяющим. Намерение США разместить системы противоракетной обороны в Польше было отрицательно воспринято многими в Украине, потому что с нашей властью не провели никаких консультаций. И в обществе уже преобладает мнение, что такое соседство может нести угрозу Украине.
– Некоторые украинцы, наверное, думают, что США и Россия остаются врагами. И новость о системе ПРО воспринимали в этом свете. Но американская обеспокоенность связана не с Россией, а с Ближним Востоком.
– Давайте подойдем с другой стороны: вы живете в Америке в доме или в квартире?
– Я живу в многоэтажном доме, на четвертом этаже...
– Если житель с 12 этажа придет на ваш четвертый этаж и начнет красить ваш коридор, как он сам захочет, но при этом не спросит у вас – вы будете думать, что все ОК, или все-таки есть проблемы в корректности такого поведения?
– Я не согласна с аналогией. Я спрошу иначе: должны ли жители квартиры на четвертом этаже беспокоиться из-за того, что в квартире на двенадцатом занимаются побелкой?
Вы описали ситуацию так, как будто Польша или Чехия являются территорией общего пользования. Они таковыми не являются, они – суверенные государства!
Я согласна, что было бы намного лучше, если бы мы заранее проконсультировались с Украиной и проинформировали о том, каковы наши планы, каким бы это не было сложным. Но, все-таки, эти вопросы находятся в сфере суверенной компетенции Польши и Чехии.
Посол США в Украине объяснял, в чем наша обеспокоенность.
Если вы посмотрите на плоскую карту мира и проведете линию – воображаемую траекторию ракеты, запущенной из Ближнего Востока на Вашингтон, то она пройдет над Средиземным морем, над Атлантическим океаном и дальше в Америку.
Но, на самом деле, если вы возьмете глобус и представите, что кто-то запускает баллистическую ракету в районе Персидского залива, направляя ее на Вашингтон, и свяжете эти точки на глобусе, то траектория пройдет точно на границе Чехии и Польши.
Намерение разместить системы ПРО именно в Польше и Чехии основывается на геометрических и географических аргументах, а не на политических.
– Но когда США сделает свой шаг – представляют ли они, что наживают новых врагов в Украине?
– Если людям объяснить, почему мы так смотрим на проблему, разве бы они считали неправильными шаги США? Учитывая, что очевидна реальная угроза!
– Как Вашингтон сотрудничает с нынешним правительством Украины, которое, в определенной мере, является антиамериканским?
– США было приятно увидеть изменения, которые происходили после проведения президентских выборов в Украине. И США высоко ценят отношения с Украиной и правительством, сформированным демократическим способом.
В дополнение к этим отношениям мы продолжаем общаться с украинским народом, гражданским обществом, чтобы помочь им развиваться. Мы готовы оказывать содействие в развитии свободной печати, в вопросах приватизации, борьбе с коррупцией, созданием новых законов.
– Разделяете ли вы существующую мысль об охлаждении отношений между Украиной и США?
– У меня ощущение, что отношения продолжают развиваться. Не только на правительственном уровне. Я только накануне обсуждала усиление обмена между учебными заведениями.
– Если говорить о факторе Бориса Тарасюка – тот факт, что подготовка визита премьера Януковича в США проходила в конфликте с украинским МИД – как это отразилось на самом визите? Как это все воспринималось в Америке?
Граффи со своей начальницей Кондолиззой Райс |
– Позвольте, я скажу в общем. США действительно хотели бы видеть эффективное сотрудничество между органами власти внутри Украины.
США хотели бы, чтобы Украина сближалась с Западом, с Европейским союзом, с теми ценностями, которые исповедуют страны НАТО – если таков будет выбор Украины.
Для этого потребуется немало реформ от самой Украины. Но я считаю, что будущее Украины – в ориентации на Запад.
Что касается проблем с МИД – это внутренний вопрос Украины как суверенной страны.
Единственное, что мы можем сказать – мы действительно искренне хотим, чтобы наладилось сотрудничество, но Америка не может это принести извне.
Украинский политикум может это отработать, украинский народ может подтолкнуть к этому политиков, а украинские журналисты – писать об этом.
– Когда немецкий канцлер, то есть премьер-министр, приезжает в США, он воспринимается у вас как фактический руководитель ФРГ. Кого Америка считает фактическим руководителем Украины – Ющенко или Януковича?
– Думаю, этот вопрос отражает ситуацию, через которую проходит сейчас Украина. В Украине меняется определение этих ролей – президента и премьер-министра. Как вы заметили, США уважают и президента, и премьер-министра.
В США понимают, что у каждого из них есть свой портфель власти и обязательств. Вместе с тем в США понимают, что ситуация динамична и сейчас все еще нарабатывается соотношение полномочий.
Со своей стороны США призывают, чтобы это происходило в духе сотрудничества. А политическая структура руководства Украины – это прерогатива украинского народа.
– Когда президент Ющенко заявляет о желании вступить в НАТО, а премьер Янукович говорит о нежелании, на кого из них ориентируется Госдепартамент США?
– Это сам украинский народ должен разобраться и решить, какие отношения он хочет строить с НАТО. И это должно отражаться в действиях правительства Украины.
Мы считаем, что ценности и защита демократии, которые предлагает НАТО – это то, что должно было быть привлекательным для Украины. Но относительно НАТО существует столько неправдивой информации, что все это требует учебного процесса для украинцев.
В реформах, которые должны состояться, кроется много вызовов. И Украине нужно хорошо задуматься о том, готова ли она преодолеть эти вызовы. Когда Украина будет готова принять это решение, мы, конечно, услышим об этом.
– Еще один вопрос – относительно того, как принимали в Вашингтоне Виктора Януковича. Когда он встречался с вице-президентом Чейни или госсекретарем Райс, никто не захотел позировать вместе с ним перед печатью и проводить перед журналистами общие мероприятия. Вы как специалист по публичной дипломатии точно знаете – это случайность или жест со стороны США?
– Я была в отъезде, когда происходили эти события. Насколько я знаю, тогда были сделаны официальные фото, которые выставили на веб–сайте.
– Но когда президент Ющенко с триумфом был в США, там был общий брифинг не только при участии президентов, но и в присутствии их жен! Поэтому, если сравнивать эти две истории, то это выглядит как попытка холодного душа для Януковича.
– Визит Януковича был важным. И, честно говоря, если бы было намерение полить кого-то холодным душем, то вообще не состоялись бы встречи с высокими должностными лицами. Бывают разные визиты – рабочие, когда уделяется не так много внимания его паблисити, а бывают официальные визиты.
– Что вам известно о сотрудничестве Януковича с американскими консультантами, такими как Пол Манафорт?
– Сейчас чуть ли не все политики беспокоятся о своем публичном имидже и стараются привлечь профессиональных советников. И это хорошо для избирателей, если политики учатся более эффективно доносить свои мысли или вести коммуникацию.
Но политикам не следует забывать, что самый лучший способ иметь хороший имидж – работать так, чтобы их политика улучшала жизни людей.
– Вы считаете эффективной помощь, которую предоставляли Януковичу американские советники?
– Куда бы я не ехала, я везде слышу информацию о зарубежных политических консультантах, которых наняли в эту страну.
Мы живем в глобализированном мире, и люди ищут экспертов в разных уголках. В США немало экспертов по избирательным вопросам. То есть это не является чем-то чрезвычайным. Я хорошо знаю, как происходит опыт между США и Британией.
– Вы слышали об этом конкретном сотрудничестве: Янукович–Манафорт?
– Я слышала...
– Итак, если вы об этом слышали, значит, этот консалтинг Януковича со стороны Манафорта не был безрезультатным!?
– Если честно, я об этом узнала уже в Киеве от представителей посольства во время подготовки к интервью, когда мне сказали, что может прозвучать вопрос на эту тему. А до того, в Вашингтоне, я не слышала об этом конкретном случае.