Янукович заменил собой гарнир
Украинские миллиардеры через десять лет после русских начинают открывать для себя Давос. Впервые в эту элитную швейцарскую деревню на Всемирный экономический форум прибыли Ринат Ахметов и Сергей Тарута.
До сих пор единственным представителем клуба отечественных капиталистов здесь был Виктор Пинчук, который раньше других понял, что статус в мировой тусовке – лучший способ реанимации собственного имиджа, испорченного годами пребывания рядом с Кучмой, а также защиты собственного бизнеса, распределение которого задумали оранжевые.
В прошлую пятницу Пинчук третий год подряд организовал ланч для участников Форума.
Впервые Пинчук пригласил гостей во время Давоса, который состоялся сразу после оранжевой революции накануне реприватизации "Криворожстали". Тогда пришло 35 человек, которые с комфортом пообедали, параллельно обсудив уникальные шансы Украины после Майдана.
В году 2007, когда вспоминать о Майдане стало плохой шуткой, а бывший главный враг Майдана стал участником ланча в статусе премьер-министра Украины, к Пинчуку записалось целых триста человек.
Уже в день мероприятия Пинчук объявил об изменении формата, потому что для такого количества людей не хватало ни столов, ни квадратных метров ресторана. Поэтому еду гостям предложили на фуршете перед началом, а сам ланч провели в виде конференции. В итоге 14 бутылок водки, привезенных из Киева, остались невыпитыми...
Собственно, сам Всемирный экономический форум происходит в Конгресс-центре, куда ограниченный круг журналистов допускают соответственно аккредитации, которая заканчивается за три месяца до того.
А ланч Пинчука – один из сотни неформальных мероприятий, которые в это же время происходят в Давосе. Организаторы просто пользуются концентрацией мировой элиты на альпийском курорте, чтобы пригласить vip-гостей к себе.
И, собственно, на одном из перекрестков давоских улиц корреспондент "Украинской правды" столкнулся с Ринатом Ахметовым.
Самый богатый соотечественник, который уже полгода не ходит на свое постоянное место работы в парламенте, в полном отсутствии охраны ежился от холода, взяв под руку своего топ-менеджера Наталию Изосимову.
Ахметов по Давосу ходил пешком |
Ахметов сообщил, что спешит к доктору Шваба – президенту Всемирного экономического форума. Встреча со Швабом, к которому просто так на чай не ходят, по сути, раскрыла намерение Ахметова стать постоянным участником Давоса.
"Я здесь впервые. В этом году мы стали индустриальными партнерами Давоса. Раньше нас не приглашали, поэтому я не приезжал... А без приглашения я хожу только туда, где случилось несчастье", - объяснил Ахметов.
На самом деле все не так. Еще при Кучме один из олигархов звал Ахметова вступить во Всемирный экономический форум, но он только сейчас понял пользу от участия в этом – при том, что взнос стоит 35 тысяч франков (140 тысяч гривен) в год.
Ахметов рассказал, что накануне пять часов присутствовал на собрании лидеров мировой металлургии.
Позже он встретился с вице-премьером Израиля Шимоном Пересом и руководителем Нью-Йоркской фондовой биржи Джоном Тейном. Там Ахметов, похоже, собирается разместить акции своих компаний.
"Все высчитывают, сколько стоит бизнес Виктора Пинчука, Рината Ахметова или Игоря Коломойского... Мой бизнес оценили в 11,8 миллиарда. Я считаю, что это дешево – а кто-то считает, что дорого. Чтобы не гадать, нужно выйти на биржу, и биржа даст реальную рыночную стоимость", - заявил Ахметов о своих ближайших намерениях и прервал общение, пообещав его продолжить на ланче у Пинчука.
В то же время к зятю экс-президента Кучмы стали сходиться гости. Первым пришел Виталий Кличко, который очень переживал, что не одел галстук. "Все о'кей, здесь принят микс в одежде – представляете, в прошлом году Сорос к нам пришел в кроссовках!", - успокоил его Пинчук.
Следующим на горизонте появился Сергей Тарута – еще один дебютант Давоса. Как не удивительно, но прилетел он сюда вместе с Ахметовым на самолете президента "Шахтера".
Увидев Таруту, к нему с распростертыми объятиями подошел Арсений Яценюк. Он завел разговор о наболевшем – из-за наплыва гостей не то что в Давосе, но и в Цюрихе нет свободных номеров.
Виктор Пинчук вышел в фойе, чтобы лично приветствовать гостей. "Хелоу! Спасибо, что пришли!", - обнял он загорелого мужчину. "Это – руководитель офиса мистера Берлускони", - объяснил Пинчук.
Следующим в его горячие руки попал Пауло Коэльо. Относительно этого гостя у Пинчука были особые планы. Он сделал смелое предложение руководителю протокола Януковича: "Можно мы познакомим премьера с Пауло Коэльо? Виктор Федорович знает, кто это такой?"
Услышав такой простой вопрос, человек попал в тупик. Он не мог поручиться за литературные познания своего шефа, но и не мог отрицать, что Янукович раньше слышал эту фамилию. Он вообще не мог ничего сказать.
Пинчук почувствовал эту безысходность и помог: "Вы что, Коэльо – это самый известный писатель в мире!"
Через несколько минут вошла совсем мифическая фигура. Это был... Пол Манафорт, американский консультант Януковича, которого раньше никто не видел, но о котором все слышали.
Поздоровавшись за руку с начальником охраны премьера, Манафорт прошел в фуршетную комнату. На вопрос отвечать отказался короткой фразой: "Я – непубличная фигура".
А минут через десять можно было видеть, как Манафорту пожал руку Ахметов, который, собственно говоря, и рекретировал этого американца полтора года назад.
На прямой вопрос "Украинской правды", признает ли он Манафорта своим политтехнологом, Ахметов ответил иначе: "Это – мой друг!"
Ахметов и Манафорт не притворялись, что незнакомы... |
А в это время, когда в воздухе начало пахнуть блюдами украинской кухни (не политической, а гастрономической), на ланч прибыл Янукович.
"Вы делаете правильное дело для Украины!", - сказал он и, поколебавшись полсекунды, обнял Пинчука.
А Янукович делал вид вид, что не держит зла на Пинчука... |
Вообще, в этот день Янукович многократно сталкивался с людьми, которые два года назад перешли на сторону революции. Так, следующим, кого увидел Янукович, идя по коридору, был Кличко. Герой Майдана и его враг глаз друг от друга не прятали, и, как ни в чем не бывало, начали разговор на тему бокса: окончательно ли принято решение о бое Кличко с россиянином Маскаевым.
"Я именно по этому вопросу хотел бы с вами встретиться", - попросился Кличко. "Звони в любое время!", - ответил Янукович.
...и Кличко |
Премьер взял в руки бокал с водой, и Пинчук повел его вдоль фуршетных столов, знакомя с присутствующими. В их числе был и Евгений Марчук, статус которого так никто и не понял: он прибыл на конференцию в составе журналистского пула вместе с женой-редактором газеты "День" Ларисой Ившиной.
Янукович пожал руку и Марчуку со словами: "Рад вас видеть... Вдвоем!". Между прочим, Марчук работал министром обороны в предыдущем правительстве Януковича, но его сняли накануне Оранжевой революции, заменив лояльным Кузьмуком.
Передвигаясь по залу, до отказа забитому людьми, Пинчук все-таки выполнил свой замысел, познакомив Януковича с Пауло Коэльо.
"Это - самый лучший писатель в мире", - Пинчук представил Коэльо Януковичу |
Пока Пинчук исполнял роль прикрепленного к Януковичу, его жена Елена Франчук развлекала других гостей.
Дочь Леонида Кучмы чаще появляется перед публикой на Западе, чем в Украине |
Тем временем в зале стали собираться участники конференции. Тарута, столкнувшись с руководителем русского "Внешторгбанка" Андреем Костиным, взял его под руку и отвел на безопасное расстояние поговорить, чтобы их никто не мог подслушать.
Тарута и Костин |
Вообще Давос – это хорошее лекарство от мании величия. Хозяева жизни чувствуют себя здесь простыми смертными, ведь вокруг них – люди не менее знаменитые. Например, владельцу российской "Северстали" Алексею Мордашову дома не давали бы прохода. А на украинском ланче он скромно стоял в сторонке в ожидании, когда Ахметов освободится, чтобы поздороваться с ним.
Мордашов и Ахметов |
Открыл конференцию Виктор Пинчук, который сиял от удовольствия – потому что явно не ожидал такого аншлага. Он дал слово Януковичу, который единственный из всех ораторов не владел английским языком, а потому выступал на родном.
Янукович расставил акценты так, как и должен был это сделать в такой аудитории. Поэтому, например, о "РосУкрЭнерго" премьер не вспоминал. Зато с первых же слов начал эксплуатировать достижения, полученные во время борьбы с этим самым Януковичем в 2004 году.
"Наш первый безусловный приоритет – укрепление демократических завоеваний украинского народа! На сегодняший день Украина – одна из самых развитых демократий в регионе, и мы это очень ценим", - зачитал Янукович свое выступление.
"Как глава правительства, я выступаю за диалог по важнейшим из проблем, конкуренцию идей, открытость и прозрачность при принятии государственных решений", - добавил премьер.
Ахметову выделили место в первом ряду, откуда он мог хорошо видеть Януковича |
Янукович явно старался понравиться, поэтому продолжил наступление на уши присутствующих: "Я всегда рад справедливой критике со стороны средств массовой информации, здоровому соревнованию между властью и оппозицией, существованию системы сдерживаний и противовесов, что делает невозможными узурпацию и злоупотребление властью".
С последним предложением точно мог бы не согласиться один человек, которого не было в этом зале – Ющенко.
Чувствуя, что симпатии многих присутствующих все равно остаются на стороне президента, который произвел фурор на Давосе-2005, Янукович продолжил.
"Исполнительная власть готова сделать все, чтобы институт президентства имел свое достойное и почтенное место в обществе. Ни у правительства, ни у премьер-министра никогда не будет возможности подменить президента или посягать на его полномочия", - пообещал Янукович.
Потом Янукович решил рассказать западным гостям о последних перипетиях в Украине вокруг закона о Кабинете министров.
"Он, в конце концов, дает ответ на ключевые вопросы – кто является реальным вышестоящим органом исполнительной власти в стране, кто несет ответственность перед народом и миллионами избирателей за состояние дел в экономике", - заявил Янукович.
Президент Латвии Вике-Фрайберга обратилась к словам Януковича о реформировании экономики, сказанным за несколько минут до того: "Я бы хотела высказать поддержку целям, которые назвал премьер-министр. Это очень здоровые цели! До сих пор Украина теряла много возможностей. Я призываю вас, премьер-министр, наверстать упущенное, ведь никогда не бывает поздно! Украинцы заслуживают лучшей жизни, чем сейчас".
Больше всего выступление Януковича поразило Джорджа Сороса – в сказанном он услышал, что украинский премьер усвоил уроки Майдана.
"Любое правительство не должно забывать об истории Оранжевой революции. Я был очень рад услышать программу, которую произнес премьер-министр – ведь она подтверждает, что он об этом не забывает", - поделился наблюдениями Сорос.
Когда-то администрация президента Кучмы называла Сороса главным спонсором оппозиции. Теперь он - гость зятя Кучмы |
"Я чувствую большой оптимизм от политической ситуации в Украине. Вы становитесь энергичным демократическим государством. Мы видим цивилизованную борьбу за власть, появление коалиции и оппозицию, свободные масс-медиа, свободные дискуссии", - добавил также Сорос и объяснил, что вообще-то его попросили выступить на тему энергетики.
"Здесь я менее оптимистичен, потому что Украина проиграла ситуацию, которая сложилась в начале января 2006 года. Сегодня мы должны признать, что Украина зависит от российских источников энергии. Украине нужна большая прозрачность. Но ситуация не безнадежна".
Американец объяснил, что выход состоит в том, чтобы Янукович поддержал инициативу за прозрачность в нефтегазовой области, которую финансирует Сорос. Аналогичные программы он уже ввел в Казахстане и Азербайджане.
"Мы предлагаем создать эту организацию в Украине. Это поможет Украине и укрепит ваши позиции в переговорах с Россией", - заявил Сорос. Янукович ничего не ответил...
Зато не смог отказать себе в удовольствии покритиковать Януковича Арсений Яценюк. Фамилий он не называл, но адрес его укоров был понятен: "Премьер об этом не говорил, но я вам намекну, куда мы идем... Уровень инфляции у нас достаточно высок. Появляются отрицательные явления в нефтяной политике, у нас дважды росли цены на газ, и мы прогнозируем, что будет еще одна такая волна в 2007 году".
"Если честно, с экономикой в Украине дела намного лучше, чем в политике. Интересно, что будет, если в политике состоится перемирие? Может, тогда мы выйдем на темпы роста экономики, как в Китае – 10 процентов каждый год?", - продолжил атаку Яценюк.
Единственным, кто дал бой Януковичу в Давосе, был Яценюк |
Янукович, слушая все это через систему синхронного перевода, поджал губы и не менял каменного выражения лица.
А Яценюк решил доконать Януковича, указав ему, что делать: "Мы уверены, что правительство примет эффективный план реформ, где будут, может быть, непопулярные, но очень важные для будущего Украины. Нам нужны структурные реформы".
В завершающей же фразе Яценюку его давлению на Януковича подыграл переводчик, который добавил острый подтекст в реплику первого заместителя главы секретариата президента.
"Мы верим, что украинские политики будут чаще вспоминать о своих обязанностях, чем о своих правах", - услышал Янукович в наушниках. На самом же деле Яценюк, который выступал на английском, сказал немного мягче: "Мы верим, что украинские политики будут распределять не права, а обязанности".
Тяжеловесом-оратором на ланче должен был стать Билл Клинтон. Но он не приехал, потому что был занят подготовкой к старту президентской кампании своей жены – гостям продемонстрировали его видеообращение. Клинтон назвал Пинчука своим "другом", поблагодарил Елену Франчук за участие в борьбе со СПИДом и призвал дать Украине перспективу членства в ЕС.
Результатом третьего ежегодного ланча для Пинчука стало то, что фамилию Кучмы больше никто не вспоминает |
Кроме внутренней ситуации в Украине, другой темой ланча Пинчука стала евроинтеграция, на которой сосредоточились несколько человек.
Так, комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен старался подобрать слова, которые позволили бы избежать ответа "да" или "нет" относительно шансов Украины, а экс-президент Польши Александр Квасьневский давил аргументами, требуя положительного сигнала для Украины о возможности ее членства в Евросоюзе.
"Никто не сомневается, что Украина – европейская страна. Я в этом еще больше убедился, когда прочитал о том, как футболисты киевского "Динамо" стали против команды Люфтваффе во время Второй мировой войны. Тогда они боролись за европейские ценности Украины", - прибегнул к странным аналогиям Рен.
Как это и заведено у еврокомиссаров, он говорил максимально неконкретно – и в самом конце посоветовал Украине "проводить политику "и - и", а не "или".
В свою очередь, Пинчук, когда дал слово Квасьневскому, объявил, что тот может обнародовать сенсацию.
Ней оказалось новое социологическое исследование в шести самых больших странах Евросоюза, которое показало, что увеличилось количество людей, которые поддерживают вступление Украины в ЕС. Теперь таких 55% - и это на четыре процента больше, чем в ноябре 2005. Вступление же Турции поддерживают только 40% опрошенных.
Правда, еврокомиссар Олли Рен ушел во время объявления этих оптимистических данных – он объяснил, что опаздывает на другую встречу.
Слушая выступающих, Яценюк паралельно писал смс |
Закончился ланч ответами на вопросы присутствующих в зале. Их успели задать только два, и когда Януковича попросили прояснить ситуацию с НАТО, он повторил тот же набор аргументов "против", который уже несколько месяцев кочует с трибуны на трибуну.
Правда, в этот раз Янукович пошел на новации – он почему-то решил, что объявленная после прихода Ющенко политика на интеграцию в Альянс... ухудшила жизнь в Украине.
"За последние годы поддержка вступления к НАТО среди населения уменьшилась на 15 процентов. Это произошло, потому что были изменены приоритеты власти в развитии Украины, и общество не почувствовало улучшение жизни от политики евроатлантической интеграции. Наоборот, жизнь и экономика Украины несколько ухудшились", - заявил Янукович, но ничем не аргументировал это открытие.
"Если дальше продолжать такую политику, это не будет способствовать вступлению в НАТО. Нужно немного сместить акценты, что мы и сделали в этом году", - сказал Янукович. По окончанию конференции всех позвали на десерт – ним оказались вареники с вишнями.
Квасьневский был единственным представителем Запада, с которым Янукович мог общаться без переводчика |
Впрочем, главные гости почти сразу покинули ресторан. Ахметов, направляясь к выходу, поддержал позицию премьера относительно НАТО. "Я воспринял аргументы, что 85% населения против вступления. Нагибать свой народ – я этого себе не представляю!", - сказал Ахметов, который также заявил, что между ним и Януковичем вообще отсутствуют противоречия.
"Расхождений между нами никаких нет. У нас было, остается и будет уважительное отношение друг к другу. Если пишут (о противоречиях) – значит, это кому-то нужно. Может, кому-то хочется, чтобы между нами была трещина, и была все больше и больше... Между нами все нормально", - заявил Ахметов.
Однако если обратить внимание на детали, то в этой его оптимистичной фразе почему-то проскочила оговорка о том, что неназванные враги стремятся сделать трещину "больше и больше". Значит, все-таки что-то есть?..
Следующая поездка Януковича на Запад запланирована на 27 февраля – он собирается в Берлин, где хочет встретиться с канцлером Ангелой Меркель. Показательно то, что на девятнадцать дней раньше, 8 февраля, в Германию поедет Виктор Ющенко. С приблизительно такой же программой визита.
То есть два высочайших руководителя государства банально состязаются, кто быстрее и дольше поговорит с влиятельным европейским лидером, в компетенции которого также и решение о перспективах Украины в ЕС.
В принципе, эта история может послужить иллюстрацией на тему "отсутствие противоречий", о чем, характеризуя свои отношения с Ющенко, также неоднократно заявлял Янукович.
Поездка группы украинских журналистов в Давос организована при содествии фонда Виктора Пинчука