Сергей Терехин: Скрывает ли украинская статистика контрабанду?
В последнее время в Украине снова актуален вопрос достоверности показателей внешнего товарооборота Украины. Разрешите высказать мои соображения о природе статистических несовпадений в оценке результатов внешнеэкономической деятельности Украины.
В теории, статистические показатели могут не совпадать в связи с:
а) разным определением терминов экспорта и импорта в законодательстве стран, где ведутся статистические наблюдения, и эффект свободных зон;
б) номинацией экспорта и импорта в разных валютах;
в) разными подходами при определении таможенной стоимости товаров, которые экспортируются или импортируются;
г) разными базисами поставки;
д) разным уровнем коррупции среди таможенных органов (при импорте), и налоговых органов (при экспорте) каждой из торгующих стран.
Рассмотрим каждую из приведенных причин.
Разное определение терминов экспорта и импорта в законодательстве стран, где ведутся статистические наблюдения
В соответствии со статьей 194 Таможенного кодекса Украины (МКУ) экспортом является "таможенный режим, в соответствии с которым товары вывозятся за границу таможенной территории Украины для их свободного обращения..." Принимая во внимание то, что таможенная территория Украины совпадает с ее географической территорией, экспортом "по-украински" является физический вывоз товаров за границы Украины.
Часть 1 статьи 5 МКУ: "Территория Украины, занятая сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины, составляют единую таможенную территорию Украины".
Вместе с тем, в соответствии с нормами ЕС, экспортом считается товар, который подпадает под таможенную процедуру экспорта (дефинитивный или прямой экспорт) или процедуру внешней переработки, или ремонта, или следующей внутренней переработки. В оригинале - "after been placed under the custom procedure for exports (definitive export) or outward processing or repair or following inward processing". (В соответствии со статистической методологией, утвержденной Комиссией ЕС № 1736/75, № 1172/95, консолидированная версия).
Зеркальная ситуация – с импортом.
Простыми словами – если для признания факта экспорта в Украине необходимо физически вывезти товар за границы ее территории, то для ЕС факт экспорта утверждается таможенной пломбой на вагоне, который стоит где-то под Парижем, Бонном или Малагой.
Понятно, что возникают временные лаги – факт экспорта, который имел место, предположим, под Парижем 31 декабря (проставленная таможенная пломба), включается в статистику Франции за текущий год, а факт импорта в Украину будет статистически зафиксирован в момент пересечения таможенной границы в следующем году. Обратная ситуация возникает при экспорте товаров из Украины.
Такие несовпадения могут составлять (с учетом среднестатистических расстояний перевозок из/в ЕС) до 6% в год в сторону занижения Украиной оценки импорта с ЕС или завышения ЕС оценки украинского экспорта.
Отдельным вопросом является несогласованность между подходами ЕС и Украины относительно поставки товаров на/с территории свободных экономических зон. Нужно отметить, что на территории ЕС действует ограниченное число территорий, на которых действует отличающийся от общего режим налогообложения косвенными налогами (таможенной пошлиной, НДС, экологическими налогами).
Такими территориями являются так называемые экспортно-ориентированные зоны, а также зоны порто-франко, которые ограждены физической границей.
В соответствии с нормами ЕС импортом считается факт допуска товара, который происходит из страны (не члена ЕС), к свободному использованию внутренней таможней страны назначения. Никаких отдельных режимов относительно поставки таких товаров в СЭЗ или из них, не существует.
Вместе с тем, часть 2 статьи 5 МКУ говорит: "Территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считаются такими, которые находятся вне границ таможенной территории Украины..."
Простыми словами – товары, которые поступают на территорию СЭЗ Украины из ЕС, включаются ЕС в таможенную статистику экспорта, но не включаются Украиной в таможенную статистику импорта (поставка не считается импортом). Кстати, напоминаю, что в 2004 году 94% поставок куриного мяса, в том числе генетически модифицированного, проходили через одну донецкую ТПР.
ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЮ ТЕРЕХИНА ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ"