Имперский узел Крыма
Крым – это небольшой полуостров в Черном море, место, где пересекаются интересы нескольких государств, организаций, сообществ – и часто эти интересы контрастно противоположны.
Испокон веков здесь жили люди. Менялись государственные образования, появлялись и исчезали города и крепости. Сейчас этот полуостров – территория Украинского государства.
Здесь уже второе десятилетие подряд пробуют разжечь конфликт. Основным источником конфликта, по моему убеждению, является земля.
Эта статья – не о "конфликт-менеджерах", а о том, как в конфликтах используют старые стереотипы, натравляя друг на друга людей с разной исторической судьбой, о базовых символах конфликтов, а также о версиях выхода из ситуации.
Люди Крыма – кто они?
Были советские узбеки, советские латыши и советские украинцы – но не было советских крымских татар.
Более 200 тысяч крымских татар были вывезены в ночь на 20 мая 1944 года – и на их место так же переселили сотни тысяч людей. По воле Сталина целый народ признали "изменниками Родины", в рекордно короткие сроки погрузили в товарные вагоны и отправили в далекие чужие степи.
Каждый второй погиб в дороге, многие из них погибли уже на месте, в спецпоселениях в Казахстане. Позже, покинув кровью приобретенное на чужбине имущество, крымские татары вернулись на свою не советскую Родину.
Сейчас крымские татары – изгои на своей родной земле, вынужденные наблюдать, как самые лучшие ее куски разворовывают. Они видят свои дома, но не могут снова жить в них, потому что галопирующие цены на крымскую недвижимость не позволяют им выкупить свое имущество.
Занимаясь самозахватом земли, они выходят за рамки правового поля, разрушая его (туда лезут и другие, которые никакого отношения к крымским татарам не имеют) – делая такой вот выбор между двух зол: в противном случае им бы оставалось только "подставлять щеки для битья".
Еще с начала 19 века началась славянская колонизация Крымского полуострова, а после Крымской войны, когда тысячи татар покинули полуостров, люди других национальностей составляли большинство населения Крыма.
Перепись 1939 года показывает 25%-ю часть татар в населении полуострова.
Итак, по сути, только с 1800-х эта территория может считаться "исконно русской". Неизвестно, какая часть населения сегодняшнего Крыма – потомки тех, кто два века назад приехал осваивать эти новые земли, но сегодняшний конфликт был заложен уже тогда.
В советские времена южный берег Крыма был территорией мечты каждого советского человека – с показательно-коммунистическим Артеком, с красавицей Ялтой, с древней Евпаторией, морем и горами, испещренными прекрасными дворцами и удивительными памятками старины.
Жилье в Крыму было платой за самую преданную работу в пользу Советской Родины. И отсутствие протестов относительно того, что Крым – область УССР, а не РСФСР, как можно лучше иллюстрировало декоративность этой украинско-советско-социалистической ширмы.
Многие жители "советского рая" – бывшие партийные работники или военные, эталонные советские люди, опора режима, его "средний класс" – те, кто еще не одно поколение будут вспоминать золотые советские времена.
Раем было морское побережье, но далеко не весь Крым. Часть новых жителей Крыма (по большей части на севере, в степях) – принудительные переселенцы из Украины и России, которых заставили обрабатывать заброшенные татарские поля и управляться с чужими стадами.
Не зная местных природных особенностей, не умея обращаться с водными ресурсами, они часто страдали от засухи и зимних ветров.
Многие из этих людей прибыли из разных районов СССР – именно поэтому его распад так больно ударил по каждому, кто жил здесь, оборвав или усложнив семейные отношения.
Именно для этих людей пропали гарантии спокойной старости, подаренные предыдущим режимом, пропали былые возможности.
Являются ли эти люди русскими? По происхождению, скорее всего, нет – плавильный советский котел смешивал нации, создавая из них "интернационалистов", которые за базовую выбирали именно государственную идентичность.
Поэтому "русский" стало синонимом понятия "советский человек". Сейчас эта идентичность, которая осталась уже на базе трех поколений, доминирует в Крыму.
Часть из них можно смело назвать "имперцами".
Это – политическая идентичность, отдельная от национальной и культурной.
Ее признаки – неприкрытое превосходство и пренебрежение ко всем, кто не такой, как они, игнорирование другой истории и переписывание ее на свой лад, раздача ярлыков "предателей" и "врагов", спесь и "понтование" могущественным прошлым, использование концепта "большой" культуры только для того, чтобы указать "маленьким" на их подчеркнуто маргинальное место, агрессия в случае разных украинских, чеченских или крымско-татарских "вопросов".
Местное украинское сообщество находится в глубоком гетто, затравленное агрессивным "интернационализмом", растворенное в другом культурном массиве. Мизерное количество школ и местных украиноязычных изданий (на переписных 24% украинцев, 40% которых признают украинский язык родным) – прямое тому доказательство.
Завислость: между Российской империей, СССР и неизвестным
Историческая основа современной крымской советской идентичности – героическая жертвенная борьба советских войск во время 2-й мировой войны.
Именно поэтому в Крыму так много официозных памятников погибшим, орнаментированных символикой СССР – каждый из них должен был стать маленькой святыней советской веры, камешком в храме священной советской родины.
Именно здесь видно наследственность – символьную и историческую, в методах и риторике – двух империй, царской и коммунистической.
Названия городов и улиц Крыма и сейчас не пускают новую реальность – ни постсоветскую, ни даже довоенную. Местную топонимику, которую стерли вместе с "изменниками", заменили нейтрально-непритязательные названия "Солнечное", "Уютное", "Перевальное" или даже "Счастливая встреча".
Особенно опасной мне кажется анклавность Севастополя. Его важность для идентичности России исключительна: если Киев – "мать" России, то Севастополь – ее "отец".
Он – драгоценен для этого государства, он – его "жемчужина британской короны", его сербское Косово и его польский Львов вместе взятые.
Это – маркер Юга России. Это – творящий нацию символьный элемент. Трагедия российской идентичности – в том, что такие родные, ба, даже необходимые для нее места оказались за пределами ее государства.
Будет ли иметь Россия достаточно мудрости и внутренней силы, чтобы не вырывать свои "утробы" из тела соседей?
Потому что, если пользоваться этой логикой, то возможно, и Ливадия – дворец российских императоров, и Николаев – "город русских кораблей", и "жемчужина у моря", южные ворота Российской империи Одесса, и царицын Днепропетровск, и, наконец, мать русско-российских городов Киев – все должно принадлежать России.
Но тогда уже и Константинополь с Берлином и Парижем – "города русской славы". Так можно и до сапог в Индийском океане дойти.
Современная история: превратить мотыльков в ос?
Провокационная проба сил в Бахчисарае на кладбище Азиз в августе 2006 года (одна из многих, тем не менее, самая большая по размаху) на самом деле имела и скрытые цели. Тактические цели – на виду у всех.
Во-первых, нужно было показать, что крымские татары хотят забрать у русских их собственность, следовательно – сделать из них фактор угрозы миру и имуществу других граждан.
Во-вторых, нужно было осквернить память крымских татар, словом – показать им, "кто настоящий хозяин".
Стратегические задумки – немножко более глубокие. Внутренняя цель этого конфликта – столкнув два сообщества, и в дальнейшем продолжать дележ крымской земли в пользу третьих лиц.
Еще одна возможная экономическая мотивация для организации такого "шоу" – раскручивать другие черноморские курорты вне Крыма, перетягивая клиентуру.
Возможная внешнеполитическая составляющая – создать зону нестабильности, возможно, и для реализации "приднестровского" самопровозглашенного сценария с "миротворческим" контингентом, чтобы способствовать "мирному урегулированию". Словом, разделяй и властвуй.
Еще один вывод, который нам навязывают из этого и других конфликтов – при бессилии Украины как миротворца, необходимо создать ей имидж союзника татар, своеобразного "реквизитора собственности русских". Необходимо создать опасность перераспределения имущества – и "защитить соотечественников".
В такой ситуации именно мифологическая могущественная Россия может выступить гарантом собственности и не-реституции в пользу крымских татар. Именно в этом – корень русского мифа у остальной части крымских жителей и их желания быть с Россией.
И здесь есть риск: интересы крымских татар могут стать разменной монетой украинской бюрократии ради лояльности крымских русских.
Кто вязал узел?
СССР не умер. Он и дальше в человеческих головах ведет войну с "изменниками Родины", борется с оккупантами (теперь – НАТОвскими), стремится к одному "большому государству".
СССР, как и каждая империя, активно занимался размыванием этнических сообществ. Национальная политика Советской империи – преступна, ее последствие – миллионы жертв.
В преступлениях советской системы находится якорь конфликта. Мы должны признать СССР виновным в геноциде крымско-татарского народа. Позиция "никто не виноват" аналогична поведению испуганного страуса.
Советские люди Крыма сопричастны к этноциду крымско-татарского народа: они потомки тех, кто выселял татар, или тех, кто за заслуги перед советским режимом получил их собственность или стал ее наследниками.
Они также несут моральную ответственность за то, что произошло.
Эти люди должны осудить преступления прошлого – для того, чтобы такое больше не повторялось. Другой вопрос о соучастии в преступлении против человечества может напрямую стать перед ними.
И этот вопрос абсолютно аналогичен вопросу "а осуждаешь ли ты преступления нацизма?".
Ответ "я хочу, чтобы крымских татар еще раз вывезли" может трактоваться аналогично с фразами типа "смерть евреям" или "прочь чужую расу" – соответственно части 2 статьи 110 Уголовного кодекса Украины (от 3 до 5 лет заключения, с тяжелыми последствиями – до 12 лет), или статьей 161 (от штрафов до 5 лет тюрьмы).
Наследники тех, кто совершил преступление, тайком боятся, что именно к ним в процессе установления справедливости вернется исторический бумеранг.
Тем не менее, возвращение имущества сталинскими методами (насильническое выселение местных, которые являются не-крымскими татарами, например, в вагонах товарных поездов в течение 24-х часов) невозможно – это было бы таким же преступлением против человечества.
Простых решений в этом деле нет.
Необходимо искать другие формы компенсации – например, конфискацию украденных власть-и-деньги-имущими России и Украины за последние 15 лет прибрежных земель по побережью, передачу их на безвозмездной основе татарам – у них есть историческое право на это.
Нужно провести это как одноразовую акцию – а потом нужно действовать рыночными методами.
Будущее возможно
Парадоксально, но факт: советские люди Крыма, которые сейчас считают себя русскими и которых – потенциально арифметическое большинство, не могут реализовать проект воссоединения с бывшей советско-российской метрополией.
На самом деле реалии складываются так, что Крым можно присоединить к России разве что вместе с другими владениями старой России.
Но украинская независимость – один из гвоздей в гроб бывших империй. И международная ситуация, и внутренние российские пасьянсы, при которых только у Москвы есть шансы на процветание, а окраинам светит упадок и "донорство" – против отделения Крыма от Украины.
Именно поэтому геноцид кримско-татарского народа необходимо признать на государственном уровне, таком же, как и голодомор.
Перспективами на будущее тактически могут быть:
1. Признать преступником СССР – как того, кто организовал геноцид крымских татар, и того, кто подставил нынешних остальных жителей Крыма, раздав им конфискованное имущество. Декоммунизировать Крым – от мифов и праздников до названий городов и улиц. Прекратить праздновать имперские праздники, которые унижают национальное достоинство жителей Крыма.
2. Совместно – усилиями всех этноязычных групп – прекратить дерибан крымской земли третьими лицами, создать эффективный банк земли.
3. Начать процесс примирения – от взаимного уважения до понимания истории.
4. Прекратить непосредственную интеграцию в российское медийное и культурное пространство; строить собственное пространство как интегрирующую составляющую украинского гуманитарного пространства.
Перспективами на будущее стратегически могут быть следующие:
1. Признать украинскую, российскую и крымско-татарскую общины равносубъектными в политическом процессе Крыма;
2. Интегрироваться в украинское пространство: создать украинскую гражданскую идентичность, которая бы не вступала в конфликт с этнической принадлежностью. Избавиться от шовинистических комплексов относительно Украины и украинского.
3. С течением времени признать крымско-татарский государственным языком автономии, на одном уровне с украинским и русским – от вывесок до школ (например, изучать этот язык с первого класса; треть предметов в крымских вузах читать на крымскотатарском).
4. Строить демократическое общество, успешно защищая интересы местных общин, интегрируя эти интересы независимо от этнической принадлежности местных жителей.
Выводы
Идентичность крымского россиянина – гражданина и патриота Украины – кажется не очень популярной и востребованной в Крыму в данный момент.
Она – положительный вызов тем, кто хочет в мире жить на этой земле: как, не теряя собственной идентичности, не находиться в постоянном символьном конфликте с Украинским государством и сообществом.
Старые имперские вирусы, крепко сплетенные с личными судьбами людей, еще долго будут травмировать ежедневную жизнь.
Они же позволяют спекулянтам манипулировать людьми, преследуя собственные разделяй-и-властвуй цели.
Только закончив старые войны, пройдя сквозь память и прощение, можно будет идти дальше, не оставляя историко-земельным спекулянтам ни малейшего шанса.
Автор
Остап Крывдык, политолог, активист