Казус Рудьковского

Понедельник, 22 января 2007, 20:05

Карьера министра для Николая Рудьковского может оборваться так же стремительно, как он получил это кресло после предательства Александром Морозом оранжевых.

Как известно, министром транспорта и связи в составе демократической коалиции должен был стать другой человек – один из спонсоров Соцпартии, ставленник Иосифа Винского Игорь Урбанский.

Но Николай Рудьковский, который не прекращал лоббировать союз социалистов с Партией регионов до последнего, получил достойную награду за свою настойчивость – одно из самых "жирных" министерств перешло к нему.

Сейчас имя Рудьковского попало в скандал, против него начали служебное расследование по поручению премьера, и удержаться в кресле он сможет разве что в случае личных договоренностей между Януковичем и Морозом.

Рудьковскому предъявили обвинение в том, что он способствовал получению виз на въезд в Украину туркменскими оппозиционерами Хойдаберди Оразовым и Нурмухаммедом Ханнамовым, о чем подробно написали в прошлую субботу в "Зеркале недели".

Как известно, визит этих людей вызвал протест у туркменской власти, которая не признает никакой оппозиции. Ашхабад расценил приезд гостей как недружеский акт со стороны Украины.

В свою очередь Рудьковский пообещал подать в суд против газеты, объяснив, что его компрометируют в связи с решением приостановить приватизацию 146 объектов Минтранса людьми, которые сейчас "убежали в администрацию президента". Очевидно, Рудьковский имел в виду своего предшественника, а сейчас – заместителя главы секретариата Ющенко Виктора Бондаря.

Министр также предъявил журналистам большую папку, в которой, по словам Рудьковского, собраны все публикации, созданные "каким-то центром или несколькими центрами" для его дискредитации.

При этом он не отрицал, что звонил по телефону в посольства и помогал туркменам с тем, чтобы они могли приехать в Украину, но делал это "в частном порядке". Рудьковский заявил, что не общался с ними в официальной обстановке, хотя и раньше знал этих людей "как порядочных профессионалов".

"Я сказал (представителям посольства), что есть такие люди, и спросил, можно ли было бы ускорить им выдачу виз. Все остальное – это дело соответствующих служб", – объяснил министр.

Рудьковский также заявил, что, по его информации, премьер не подписывал распоряжение о проведении служебного расследования.

Впрочем, в конце дня выяснилось, что министр ошибался в слепой вере в своего шефа.

Сначала советница Януковича Анна Герман сообщила "Украинской правде", что "премьер после получения письма от президента дал поручение Главному управлению госслужбы расследовать факты, приведенные в обращении Виктора Ющенко".

Позже проведение служебного расследования относительно Рудьковского подтвердил и пресс-секретарь Януковича Денис Иванеско.

"Украинской правде" также стало известно содержание поручения Януковича. Оно состояло из десяти слов "Прошу провести служебное расследование в связи с письмом президента Украины" и было адресовано Тимофею Мотренко – руководителю управления госслужбы.

Как известно, причиной для служебного расследования относительно Рудьковского стало письмо от президента. Этот документ, на котором стоит пометка "В.Ф.Януковичу лично", попало в распоряжение "Украинской правды" от собственных надежных источников.

В то же время в Минтрансе заявляют, что не все изложенное Ющенко – правда. Так, представители министерства клянутся, что чартерный рейс для туркмен от Рудьковского, о котором вспоминал президент – это выдумка.

"Для того, чтобы "Борисполь" мог принять чартерный рейс, туда нужно отправить письмо-заказ. Мы несколько дней подряд проверяли – такого письма не было! А, значит, не было и чартера, о котором вспоминает президент", – рассказали источники "Украинской правды" в Минтрансе

"Так же неправда и то, что туркменские оппозиционеры были названы помощниками Николая Рудьковского. Ющенко пишет, что Рудьковский звонил послу ночью – хотя это было в 10 вечера. Все намного проще... Да, действительно, Рудьковский давно дружил с этими людьми, они его попросили о помощи в получении визы. Но если бы СБУ сказала, что эти люди находятся в розыске, он бы им не помогал!", – считают в Министерстве транспорта.

Впрочем, на то, что между Рудьковским и врагами Туркменбаши есть что-то общее, косвенно указывает и следующий факт. По приезду в Киев проблемных гостей политолог Олесь Доний, который считается близким к Рудьковскому, предлагал СМИ выступить посредником для контактов с туркменами.

Доний подтвердил, что оппозиционеры выходили на него: "Они попросили меня о медийной поддержке, которая им и была предоставлена. А кто им дал мой телефон – Рудьковский или кто-то другой – я не спрашивал", – сказал Доний, который подтвердил, что знаком с нынешним министром транспорта еще со времен Украинского студенческого союза 1989 года.

Рудьковский также называет неправдой еще один факт, приведенный в письме Ющенко: что министр, когда просил послов о получении виз, якобы утверждал, что решение о прибытии этих лиц принималось руководством государства.

"Ни на кого ссылаться я не мог, потому что никто из людей, которые могли дать поручение относительно приезда этих людей, со мной не общался", – заверил Рудьковский.

Впрочем, по информации "Украинской правды", есть объяснение на имя Министерства иностранных дел от представителя одного из украинских посольств, с которыми общался Рудьковский. Там прямо сказано – член правительства утверждал, что это решение руководства государства.

Кроме МИДа, шаги в проведении служебного расследования осуществляет также Служба безопасности.

В Украине выпущен циркуляр с грифом "не для печати", согласно которому "в интересах национальной безопасности и интересов государства" вопросы о выдаче виз людям вроде туркменских оппозиционеров должны согласовываться с руководством МИД, а в некоторых случаях – и с СБУ.

Однако в этом случае визы были выданы при содействии Рудьковского и без... таких согласований.

"Украина попала в деликатную ситуацию. С одной стороны, туркмены были в розыске на момент выдачи виз. С другой, у них был статус беженцев. И, приняв то или иное решение, Украина могла нарушить обязательство с одной или другой стороны. Поэтому в таком случае решение о разрешении на въезд должен был принимать не консул, а соответствующие государственные органы", – разъяснила спикер СБУ Марина Остапенко.

Однако, кроме Рудьковского, эта история поставила в неоднозначную ситуацию самого Ющенко. Фактически его письмо на имя Януковича показывает, что президент готов обменять на газ свой статус демократа.

Действительно, в западной стране подобные превышения полномочий со стороны министра автоматически привели бы к его отставке. Однако там никогда не начались бы разборки, подобные тем, которые начались в Украине еще в прошлом году вокруг самого факта приезда туркменских оппозиционеров.

Поэтому, например, Николай Мельниченко был объявлен Украиной в розыск, но при этом беспрепятственно передвигался по Западной Европе под прикрытием статуса беженца. Так же путешествуют по миру чеченские деятели или Борис Березовский, розыск которых был инициирован на их родине.

Но в короткой перспективе скандал вокруг Рудьковского в равной степени полезен как для Ющенко, так и для Януковича. Для президента – это еще одна тема, которая расшатывает антикризисную коалицию и переключает внимание с войны за полномочия. Для премьера Рудьковский – это заложник, который позволит выбить уступки со стороны Мороза. Потому что спикер иногда начинает забывать, чьи голоса привели его в это кресло.

При этом Януковичу будет полезно пожертвовать Рудьковским, чтобы показать свою преданность туркменским друзьям, а также пропиариться на тему "у нас все равны перед законом".

В случае потери кресла министра Рудьковский рискует выпасть из большой политики на несколько лет, по крайней мере, до следующих выборов. И, возможно, тогда он пожалеет, что восемь месяцев назад отказался от кресла мэра Чернигова...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде