A la guerre comme a la guerre
Массированное наступление на редуты президента со стороны антикризисной коалиции закончилось достаточно неожиданно. Правительство и представители коалиции, которые перешли все границы беспардонности, сами стали жертвами своей бульдозерной политики.
Вследствие малюсенькой технической ошибки, как говорят, из-за банальной небрежности машинистки во время редактирования файла, в текст подписанного Морозом законопроекта, на который было наложено вето президента, просочилась неточность.
Из части 7 статьи 23 был исключен пункт 4, который был на момент принятия закона 19 декабря.
Теперь даже не важно, о чем именно шла речь в этом пункте; неважно даже, подпишет ли спикер Мороз, зажатый в дружеских тисках Регионов, этот закон сам. Важнее, как этой (случайной?) небрежностью воспользовалась президентская сторона.
Ведь способность отразить атаку фактически на завершающей стадии показывает способность к борьбе в целом, что придется учитывать и антикризисникам, и их новой союзнице Тимошенко.
Ругать Банковую уже давно стало данью традиции – и есть за что. Однако справедливости ради следует признать: в последнее время появляются основания секретариат президента и похвалить.
Что было?
С юридической точки зрения, Верховная Рада проголосовала за новую редакцию закона о Кабмине, по сравнению с той, на которую наложил вето президент Украины.
Такая маленькая "ошибочка" стала основанием для проведения яркой по эффектности выполнения и последствиям кампании наложения повторного вето и возвращения статус-кво во взаимоотношения ветвей власти.
Такая юридическая зацепка, насколько она бессмысленна с точки зрения духа закона, настолько же уместна с точки зрения его буквы.
Она позволяет президенту, как гаранту Конституции, с полным правом не подписывать данный законопроект.
Ведь фундаментальный конституционный закон принят с нарушением процедуры, что открывает перспективы для дальнейшей его отмены в Конституционном Суде.
Так сказать, из уважения к 366 депутатам, которые считали необходимым этот закон принять, президент не может пойти на откровенно противозаконный шаг и создать основания для сомнений в конституционности закона.
***
Тем временем изменилась и политическая ситуация. Атакующие колоны антикризисников, которые уже было поднялись на бруствер Банковой, откатились на позиции 11 января в этом году.
Причиной этому стал обыкновенный обман, аналогичный тому, что стал основанием для создания самой антикризисной коалиции.
Не дождавшись момента вступления в законную силу закона о Кабинете министров, антикризисная коалиция денонсировала свои договоренности с БЮТ относительно поддержки закона о парламентской оппозиции.
Потому что последовательные, иными словами...
Как правильно охарактеризовать события последних дней – случайность, судьба или адекватность действий команды президента?..
Нужно было пройти двум годам каденции действующего главы государства для того, чтобы сформировать адекватную ситуации команду, которая знает, что, когда и как нужно делать. Может быть, не всегда так, как хотелось бы, но делать это систематически и настойчиво.
Из Ющенко пытаются сделать Миттерана времен первой "коабитации" во Франции, когда он брал на себя только публичное одобрение/осуждение инициатив правительства, на чем заработал немало политических дивидендов.
На самом деле, второе вето – этот как минимум сохраненное лицо президента, который:
а) проявил характер,
б) не позволил коалициантам одним наскоком захватить всю полноту власти в стране;
в) не дал возможность Тимошенко в дальнейшем дрейфовать к открытому сотрудничеству с ПРУ и при этом
г) публично пристыдил ее и Мороза.
Подписание законопроекта Морозом вопреки вето, о чем спикер говорил в субботу, в переводе на доступный язык будет означать только одно – намерение коалиции узурпировать власть.
Игнорирование вето со стороны правительства и парламента создаст благотворную почву для заявлений президента о нелегитимности правительства, которое действует на основании неконституционного закона, и дальнейшей изоляции правительства от внешнего мира.
Нелегитимное правительство для Европы – это что-то из разряда фантастики. Неприемлемой для фигурантов, бизнес-интересы которых лежат не только на просторах РФ.
Это понимают все: Янукович, Ахметов, Мороз. И именно поэтому поднимают такую бучу, потому что и так ясно, что битву они проиграли, но мину нужно выдержать.
В придачу, АКК и Морозу, в частности, будет сложно объяснить гражданам, почему игнорируется существенное замечание президента по поводу процедуры принятия законодательного акта.
Почему, в конце концов, закон принимается таким себе "междусобойчиком" – АКК + БЮТ + лично спикер Мороз?
Тем более что закон был принят конституционным большинством голосов, и никаких проблем с повторным преодолением вето теоретически быть не должно...
В рядах АКК настоящая паника. Здесь и разговоры об обращении в Европарламент пошли, и очередные выводы министерства юстиции нарисовали.
Лавринович удивляет своей феноменальной апатией к текстам Конституции и положениям о Минюсте, где черным по белому написано, что гарантом Конституции является именно президент.
А кроме Минюста в стране еще действует Конституционный Суд и система общих судов... Правда, их полномочия охотно и без дополнительной оплаты министр юстиции готов выполнять сам, если на то будет соответствующая воля Януковича.
Впрочем, сам премьер 18 января заявил что-то на манер того, что "согласовывать закон о Кабмине с Конституцией все-таки придется".
Что будет?
Александру Морозу остается только громко уговаривать президента через силу выполнить свои "обязанности" по подписанию откровенно неконституционного закона, принятого с нарушением процедуры.
Ведь именно он публично заявил, что сотрудничество Тимошенко с АКК закончилось в момент преодоления вето президента.
Неизвестно, почувствовала ли лидер БЮТ всю тяжесть судьбы контрацептивов непосредственно на себе, но автор готов предположить, что осадок от "кидка" все-таки остался.
Конечно, можно обратиться даже в Совет Европы с Международным трибуналом ООН с просьбой надавить на президента и пожаловаться на то, что, мол, он пользуется нашими же методами. Но однозначным является то, что когда ты занимаешься боксом, то наивно жаловаться на то, что неприятель пытается попасть тебе в лоб.
Ющенко, который занимался своими делами, пока проходили первые два года его президентства, только с вступлением в силу новой редакции Конституции понял, что в жизни надо что-то менять.
Возможно, кое-кому не совсем понравилось такое решение президента. Однако новая команда, вопреки очевидным недостаткам, все-таки смогла наработать механизм противодействия политическим угрозам.
Отразив двойную атаку со стороны ПРУ и БЮТ в виде закона о КМУ, Банковая поставила в пикантную позу основных игроков отечественного политического Олимпа.
У Януковича теперь нет конституционного большинства в парламенте, а Тимошенко потеряла право на монополизацию бренда "оппозиция". Все вернулась на круги своя.
Повторное вето президента – это демонстрация всем субъектам политической системы в Украине, что форы в политике закончились. Теперь любая ошибка, даже самая маленькая, может стать причиной политического фиаско.
Вероятно, даже Борис Тарасюк, оптимизм которого в последнее время явно подупал, почувствовал "второе дыхание".
Ведь его особа теперь снова может стать предметом политических торгов – очень не умных, но очень принципиальных торгов.
Николай Кравченко, для УП