Гибель ЕвроАтлантиды

Вторник, 2 января 2007, 15:31

Декабрьский Евросаммит поставил длительную паузу в вопросах евроустремлений Украины. Брюссельские чиновники сказали прямо: в среднесрочной перспективе ЕС расширяться не будет. Румыния и Болгария станут последними странами, включенными в ЕС.

В конце девяностых в украинской пропаганде появилось понятие евроатлантическая интеграция. Что это значит, точно не мог объяснить никто. Но зато звучит очень красиво – есть что-то от мифической Атлантиды. Появилась масса производных: евроатлантические перспективы, евроатлантические устремления и так далее. Только особо искушенные понимали, что в этом благозвучном понятии смешаны сразу два разных проекта: вступление в Европейский Союз и вступление в НАТО.

Казалось бы, зачем смешивать эти понятия? Ответ очевиден для тех, кто знаком с политическими предпочтениями украинских граждан. Дело в том, что говорить о вступлении Украины в НАТО, это, мягко говоря, моветон. Абсолютное большинство граждан на данный момент вступления в НАТО не поддерживают. А как показали летние события в Феодосии, некоторая часть граждан Украины по отношению к НАТО настроена более чем агрессивно.

В отличие от НАТО, тема вступления в Евросоюз имеет вполне позитивную оценку. В принципе все согласны, что хотели бы жить, как в Германии и во Франции. Многие страны уровня жизни, которых мы хотели бы достичь, являются еще и членами НАТО. Именно для того, чтобы спрятать так сильно раздражающее НАТО, и была придумана идеологема “евроатлантическая интеграция”.

Евроатланты и еврокариатиды

Евроатлантическая интеграция стала расхожим термином в словаре украинской элиты. Под ней подразумевали все что угодно. Так, в интерпретации Леонида Кучмы она ничего конкретного не значила и была лишь ритуальной клятвой верности западному курсу.

Одни украинские олигархи видели в евроатлантической интеграции доступ на рынки ЕС и США для своих труб и металлопроката, а другим олигархам она давала возможность потусить в Давосе и почувствовать себя мировой элитой.

Нынешний министр обороны Гриценко под евроатлантической интеграцией понимает подготовку украинской армии к вступлению в НАТО. Президент Ющенко считает евроатлантизм главным условием для построения некого идеального общества евроукраинцев.

В результате неоднозначности толкований и прочтений, евроатлантическая интеграция стала ширмой, за которой украинская элита прятала свои истинные цели.

В головах граждан евроатлантическая интеграция превратилась в обобщение, и стала означать все что угодно: и вхождение в Шенгенскую зону, и высокие зарплаты, и службу в Ираке по-контракту, и дешевые автомобили, и реформированное ЖКХ, прочее.

В принципе, сложившаяся ситуация полностью устраивала украинскую элиту: премьер-министр ведет переговоры с еврокомиссиями, лоббируя олигархам доступ на западные рынки. Президент тусуется на евросаммитах, парламент принимает рекомендованные США и Евросоюзом поправки. А народ мечтает о том, что его совсем скоро приведут к изобилию.

Все было так хорошо – и вдруг Евросоюз четко заявил, что Украине войти в его состав не светит. Миф о том, что граждане Украины попадут в общество изобилия и справедливости, лопнул на как мыльный пузырь.

Идеологема евроатлантическая интеграция потеряла всякий смысл. Вступление в ЕС и вступление в НАТО теперь разнесены по разным углам. А значит, предстоит разбираться с сутью этих процессов, отбросив в сторону мифические представления о каких-то универсальных рецептах евроантлатического пути.

Итак, вступление в Европейский Союз и вступление в НАТО – не связанные по своей форме, содержанию и продолжительности проекты. Это видно на примере Финляндии и Турции. Финляндия никогда не собиралась и не собирается быть членом НАТО. А член НАТО – Турция, похоже, никогда не войдет в Евросоюз. И понять сущность и различия интеграции в ЕС и НАТО, можно лишь разобравшись в целях и задачах этих организаций.

Окукливание Евросоюза

ЕС по своей сути является экономико-политической организацией, цель которой – участие в мировой экономической конкуренции. ЕС – это общий рынок с политико-административной надстройкой.

На данном этапе развития ЕС может гарантировать своим гражданам достаточно высокий уровень и качество потребления. И в этом основная привлекательность Евросоюза. Когда говорим, что хотим в Евросоюз, то имеем в виду, что хотим жить по социальным стандартам как минимум Португалии (а еще лучше – Германии). Но забываем о том, что высокие социальные стандарты Евросоюза – это следствие, а не причина конкурентоспособности.

Разгадка остановки расширения Евросоюза кроется именно в том, что в последние несколько лет уровень и качество потребления граждан стран-основателей ЕС (Германии, Франции, Италии) значительно снизился за счет того, что он повысился у поляков, чехов и венгров.

И это вызвало массовое недовольство. Наиболее радикальным оно было во Франции и закончилось отказом французов принимать евроконституцию. Теперь, вхождение в ЕС Болгарии и Румынии неминуемо приведет к новому снижению уровня и качества потребления немцев, французов и итальянцев. И это прекрасно понимают в Брюсселе.

Не допустить социального недовольства среди граждан стран-основателей – вот первостепенная задача ЕС. Поэтому в обозримом будущем Евросоюз будет заниматься не количественным, а качественным ростом.

Расширение НАТО

НАТО, в отличие от ЕС, не ставит перед собой никаких экономических задач. НАТО, как и 50 лет назад, остается военно-политической организацией. Североатлантический Альянс создавался в середине прошлого века для того, чтобы остановить расширяющееся влияние СССР. НАТО, по сути, ничем не отличается от Варшавского блока, который составлял военно-политическую надстройку Советского Союза.

Но с гибелью Варшавского блока, НАТО потеряло свои цели и попало в историческую ловушку. Так как сейчас в мире нет ничего соразмерного НАТО, то США не остается ничего другого, кроме как ставить перед собой цель включить в НАТО весь мир. До тех пор пока американская геополитическая доктрина доминирования не будет пересмотрена, США обречены на непрекращающееся расширение НАТО.

На пути к атлантической интеграции (в отличие от евроинтеграции) не стоит никаких препятствий, потому что США сами заинтересованы в Украине. Вступить в НАТО Украина может хоть завтра.

Я сам обманываться рад…

Итак, благодаря решениям последнего Евросаммита, мифическая евроатлантическая интеграция распалась на два вполне конкретных и практически не связанных между собой проекта. Речь идет об интеграции в Евросоюз и вступление в НАТО.

У каждого из этих проектов свои задачи, свои сроки реализации, свои трудности, и конечные цели. И для реализации каждого из них нужна лишь политическая воля элиты, которая должна честно заявить своим гражданам какой проект собирается реализовывать.

Но вот с открытостью и публичностью элит и оказалась основная проблема. Как только сломалась идеологическая ширма евроатлантической интеграции, стало очевидным, что уже много лет украинская элита попросту вводила людей в заблуждение. Причем делали это все – начиная с Кравчука, Кучмы и Ющенко, и заканчивая Морозом, Тимошенко и Януковичем.

Они все без исключения, в тех или иных целях, повторяли одни и те же заклинания, не раскрывая истинной сути проектов в которых участвует Украина.

Но да шут с ней с элитой – она такая, какая есть. Удручает другое: украинцы сами не хотят разбираться с собственными целями и с теми проектами, в которых стремятся участвовать. Нам нравятся ритуальные еврозаклинания и пустые мечты о Шенгенской зоне и обществе всеобщего изобилия. Поэтому не только не умеем думать о будущем, но и даже не хотим слушать о настоящем.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде