О чем Тимошенко не просила у стены плача
Во вторник вечером лидер БЮТ Юлия Тимошенко спустилась с Иерусалимских холмов на грешную украинскую землю.
Неизвестно, о чем просила Тимошенко в Иерусалиме возле стены плача, но ее просьба к президенту Виктору Ющенко была очень простой – набраться мужества и объявить досрочные выборы.
У Тимошенко в Израиле было три задачи: посетить святые места, обсудить вопрос признания голодомора и объяснить, что происходит в Украине.
Первое касалось лично Тимошенко, второе – израильского парламента, а третье – украинского политикума.
Была у лидера БЮТ, наверное, и еще одна задача – не потеряться на фоне визита в Израиль американского госсекретаря Кондолизы Райс.
Последняя прибыла на Святую землю на день раньше, чем Тимошенко с целью переговоров по решению израильско-палестинского конфликта. Самая влиятельная женщина мира 2005 по версии "Форбс" и третий номер того же списка поселились в одном отеле и на одном этаже, но так и не пересеклись.
"Мне не известно ничего о встречах Тимошенко с Райс", – сказал журналистам депутат Немыря, который отвечает в БЮТ за общение лидера с международными организациями.
Несмотря на визит более именитой конкурентки, Тимошенко попробовала не потеряться в информпространстве и появилась на страницах по крайней мере четырех изданий и одного канала, а еще – очаровала двух не последних мужнин в Израиле.
После общения с Тимошенко лидер оппозиционного "Ликуда" Биньямин Нетаньягу заявил, что правительству Януковича осталось работать недолго, а вице-премьер Шимон Перес вообще предложил "передать всю власть в мире женщинам".
Чтобы произвести хорошее впечатление, Тимошенко пришлось освоить несколько новых для себя тем – нераспространение ядерного оружия в мире и израильско-палестинский конфликт.
Еще одна непривычная для Тимошенко тема – продвижение признания голодомора. Это стало темой номер раз пребывания лидера БЮТ в Кнессете. По ее окончанию Тимошенко и израильский спикер Далия Ицик оптимистично пообещали решить этот вопрос, но на встрече израильские депутаты высказывали большие сомнения по этому поводу, указывая на то, что в Украине участились антисемитские публикации.
Куда более привычно для лидера БЮТ было говорить о внутренней ситуации в Украине.
После выступления в университете Тель-Авива местный преподаватель даже отметил в Тимошенко талант лектора.
До того Тимошенко, по меньшей мере, трижды говорила о чем-то подобном в Бельгии и Германии, а потому действительно имела отшлифованный текст.
Правда, сравнительно с визитами в Западную Европу, в выступлениях лидера БЮТ появились новые нюансы.
"После оранжевой революции Ющенко стал президентом, а я – премьером, но мы исповедовали немного разные подходы. Я и моя команда заняли жесткую позицию относительно решительной борьбы со всеми проявлениями старого режима, а президент, возможно, в силу чувства ответственности выбрал более толерантный путь, в результате чего наша команда распалась", – начала Тимошенко.
"Все это закончилось тем, что сейчас у президентской силы 8% поддержки в обществе. Сегодня президент остался фактически без полномочий, из-за того, что его сила проголосовала за введение политреформы. А премьер и его команда получили всю полноту полномочий", – добавляет лидер БЮТ.
Тимошенко продолжает убеждать мир, что Янукович продержится у власти недолго. Хотя она уже не сравнивает его с "временным обострением болезни", от которого народ скоро вылечится.
Теперь у лидера БЮТ другая фишка. Она делает акцент на досрочных выборах.
Похоже, ей очень понравилось, что в Израиле досрочные выборы – это скорее правило, чем исключение, и ЮВТ не против позаимствовать этот опыт в Украину. На пресс-конференции она пошутила, что приехала в Израиль перенимать этот опыт.
Система досрочных выборов в этой стране – 50%+1 голос в парламенте. Выборы происходят не в результате действий оппозиции, а в силу конфликтов внутри большинства.
Вряд ли Тимошенко следует рассчитывать на такой сценарий в Украине. Впрочем, кажется, она уже изобрела свой рецепт.
"Она оставила Ющенко без полномочий и отрезала ему все пути к отступлению ", – это отрывок разговора не на улице Киева, а на пороге тель-авивского университета, где должна была выступать Тимошенко.
Даже здесь понимают, что БЮТ в пятницу устроил Ющенко "обряд обрезания", хотя его лидер до сих пор настаивает, что в законе о Кабмине не было "ничего сакраментального", что изменило бы распределение власти в Украине.
При этом Тимошенко, правда, противоречит сама себе, утверждая одновременно, что закон не дополнил Конституцию, но его антиконституционные нормы должны быть отменены через КС.
Еще один аргумент Тимошенко – в обмен на этот закон оппозиция получила три важных закона – об императивном мандате, об оппозиции (в первом чтении) и о банках (который допускает оппозицию к попечительским советам государственных банков).
По словам лидера БЮТ, они позволят контролировать власть.
Конечно, для такого контроля сначала нужно провести через второе чтение закон об оппозиции, но Тимошенко уверяет, что он "гарантировано" будет принят. Какие гарантии – не уточняет, хотя схема и так понятна – в противном случае Янукович никак не получит 300 голосов в Совете, а в "ветовой" войне с президентом они будут очень нужны.
Тимошенко внезапно поняла, что у нее есть золотая акция, и теперь размахивает ней перед носом Ющенко, требуя своего – объявить досрочные выборы.
"Я буду делать все, чтобы президент набрался мужества и распустил парламент", – дважды подчеркнула Тимошенко в Израиле.
Что будет делать лидер БЮТ, если президенту мужества не хватит, она не объяснила. Впрочем, поскольку лидер БЮТ – женщина рискованная, то на пути к цели ее мало что может остановить.
Как, например, не остановила опасность быть обстрелянной в Палестине, куда лидер БЮТ отправилась осматривать храм Рождества Христова. В Украине она может рискнуть и не таким.