Сергей Левочкин: Теперь в Кабмине невозможно повторение ситуации, которая случилась с Борисом Тарасюком
За пятнадцать лет независимости в Украине не было правительства, которое не мечтало бы о законе, который регламентировал бы его деятельность.
Все украинские правительства, а нынешнее – уже пятнадцатое, зависели, мягко говоря, от позиции президента. И это было серьезным препятствием для формирования эффективной исполнительной власти.
Преодоление вето президента на закон о Кабинете министров и то, что через десять дней этот закон фактически вступит в силу, означает, прежде всего, то, что мы начинаем работать в новых реалиях.
Конституционная реформа перестала быть предметом дискуссий.
От теоретических дебатов – признавать или не признавать, нужна или не нужна конституционная реформа в Украине, мы сделали мощный шаг в практическую плоскость.
Положения Конституции относительно распределения полномочий между ветвями власти сейчас реализовываются на практике.
Мы сделали важный шаг вперед на пути к демократизации системы власти в Украине.
Ведь демократия – это, в первую очередь, четкие и прозрачные процедуры, которые делают невозможными любые политические спекуляции, интриги и перетягивание "одеяла полномочий".
Должен сказать, что до сих пор у нас с этим были немалые проблемы. Со стороны секретариата президента предпринимались попытки дублировать и даже подменять кабминовские структуры. Я мог бы привести многочисленные примеры таких попыток.
Именно отсутствие нормативно определенных и четко регламентированных законом процедур провоцировало административные конфликты в системе власти. Возникла удобная подоплека для деятельности разных доморощенных толкователей от политики, которые по собственному усмотрению пытались толковать Конституцию.
Приняв закон о Кабинете министров, украинский парламент как будто смел мусор с украинской политической сцены, сделал административные процедуры прозрачными, а отношения между институтами власти – четкими и понятными.
В парламентско-президентской системе власти должна быть сильная оппозиция. Это аксиома.
Оппозиция должна быть наделена правом контроля над действиями власти с соответствующими механизмами влияния на подготовку решений как законодательной, так и исполнительной ветвей, иметь возможность информировать о своей деятельности граждан Украины.
Закон об оппозиции должен стать неотъемлемой составляющей частью законодательства новой политической системы. Кабинет министров со своей стороны, гарантирует открытость и доступность информации, которая касается деятельности правительственных структур.
Ведь активная оппозиция – это залог демократичности власти и предохранитель от ошибок и непродуманных решений.
И главное – продолжается утверждение парламентской демократии. Принципы коалиционности, общей политической ответственности парламента и правительства нашли свое отображение в этом законе.
Еще одним позитивом, который является результатом принятия закона о Кабинете министров, считаю возможность построения четкой и стройной вертикали исполнительной власти.
Теперь каждое звено исполнительной власти имеет регламентированные полномочия и надлежащий ему уровень ответственности. Закон четко определяет поточную деятельность правительства, его структурную организацию.
Таким образом, в системе принятия и выполнения управленческих решений преодолевается то двоевластие, которое всегда препятствовало реализации эффективной и сбалансированной экономической политики.
Я хотел бы сосредоточиться на еще одном вопросе, с которым мы столкнулись, и который получил даже резонанс в мире. Имею в виду историю с экс-министром иностранных дел Борисом Тарасюком.
Сегодня повторение чего-то подобного просто невозможно, поскольку закон о Кабинете министров закладывает механизмы, которые блокируют появление любых конфликтов по поводу кадровых назначений и увольнений. В том числе и относительно премьер-министра и других членов правительства.
Затем, уже на старте 2007 года мы получили хорошие условия для эффективной работы. Мы наконец-то положили конец неопределенности, которая в последние годы преследовала украинскую политику и украинскую власть.
Скажу больше, у правительства Виктора Януковича достаточно опыта и политической воли для того, чтобы положительно использовать новую законодательную базу и построить на самом деле эффективную власть в Украине.
Автор: Сергей Левочкин, руководитель аппарата премьер-министра Украины Виктора Януковича