Как Тимошенко сделала Ющенко никем, или И пока смерть не разлучит нас
Украинцам лучше не знать, как делается украинская
колбаса и украинская политика.
В. Литвин
12 января войдет в историю украинского парламентаризма, как день, когда кулуарные договоренности вылезли из кулуаров и из-под ковров. В этот день украинцы узнали, как в Украине делается политика, и по какому принципу принимаются законы.
В эту пятницу блок Юлии Тимошенко и антикризисная коалиция пошли на взаимовыгодный бартер – преодолели вето президента на закон о Кабмине и на изменения в закон о банках и банковской деятельности в обмен на голосование за закон об императивном мандате для депутатов местных советов и первое чтение закона об оппозиции.
Депутаты коалиции и БЮТ сначала втихаря, а потом вслух хвастались заговором, а "Наша Украина" от шока даже покинула зал, когда договоренность стала реальностью.
После голосования спикер Александр Мороз заявил, что это и есть "нескрываемые политические договоренности".
По его словам, такая договоренность абсолютно приемлема и допустима, тем более, что была соблюдена вся процедура.
Премьер Янукович назвал голосование за закон о Кабмине "здоровой реакцией" парламента на ситуацию в стране, а Юлия Тимошенко – что спасла страну от постоянного кризиса и распрей президента и правительства.
На самом деле, 12 января Янукович отхватил существенный кусок власти, Тимошенко – подмочила репутацию, а Виктор Ющенко остался с носом. Украина превратилась с новым законом о Кабмине в парламентскую республику, где президенту предоставлены права свадебного генерала.
Что получил Янукович?
Вследствие голосования в пятницу премьер получил закон о Кабинете министров. И, даже если Ющенко его не подпишет, это может сделать Мороз. Этот закон откроет перед коалицией ту широту полномочий, которую не предусматривала даже измененная конституция.
Во-первых – отныне назначение премьера фактически не зависит от президента.
Так, согласно пункту 1 статьи 8 премьер-министр назначается на должность Верховной Радой Украины по представлению президента.
Но пункт третий этой же статьи говорит, что в случае невнесения президентом кандидатуры премьера Украины в срок, определенный Конституцией, представление о назначении на указанную должность вносит в Верховную Раду коалиция депутатских фракций в Верховной Раде.
Так что Ющенко или любой другой президент может быть сколько угодно против премьера с криминальным прошлым, но заблокировать его приход к власти он сможет только в случае, если будет иметь свою коалицию.
Во-вторых – президент фактически теряет контроль над министрами иностранных дел и обороны.
Гарантированное конституцией право президента нивелируется законом, в котором прописано, что в случае невнесения президентом в Верховную Раду кандидатур на должности министра обороны или министра иностранных дел в 15-ти дневный срок, представление о назначении на соответствующие должности вносит в Верховную Раду коалиция.
Прощайте Тарасюк и Гриценко! Скоро вас сменят угодные господину Януковичу кадры.
В-третьих – Кабинет министров не позже, чем в тридцатидневный срок после обретения полномочий представляет на рассмотрение Верховной Раде программу деятельности правительства.
Пункт пятый статьи 11 регламентирует, что решение об одобрении программы деятельности Кабинета министров принимается в виде постановления Верховной Рады.
Это означает, что президент не сможет никак повлиять на "дорожную карту" правительства, которое будет рулить страну, куда захочет.
Не даром же Ющенко до последнего добивался, чтобы программа правительства утверждалось законом, а следовательно президент мог бы наложить на нее вето.
В-четвертых. У президента нет никаких рычагов для отставки Кабмина. Хотя он может ее инициировать в Верховной Раде, досрочное прекращение полномочий правительства возможно только при условии:
1) отставки Кабинета министров Украины в связи с принятием Верховной Радой резолюции недоверия;
2) отставки премьер-министра по представленному им заявлению;
3) прекращение полномочий премьер-министра в связи с невозможностью выполнения им полномочий по состоянию здоровья;
4) смерти премьер-министра.
В-пятых. Янукович этим законом четко отмежевался от любых стараний президента вмешиваться в кадровые назначения на уровне ниже министра.
Для этого есть пункт седьмой статьи 23.
Кабинет министров назначает на должность и снимает с должности:
1) по представлению премьер-министра – руководителей центральных органов исполнительной власти, а также членов коллегиальных центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав правительства;
2) по представлению премьера соответственно предложениям министров – первых заместителей и заместителей министров;
3) по представлению премьера соответственно с предложениями членов Кабинета министров, к сфере направления и координации которых принадлежат центральные органы исполнительной власти – первых заместителей и заместителей руководителей этих органов;
4) по представлению членов Кабинета министров, к сфере направления и координации которых принадлежат центральные органы исполнительной власти – первых заместителей и заместителей руководителей этих органов.
Так что "Юра прощай, Витя прости", пусть живут Плехановы, Попковы и иже с ними.
Шестое. Главы местных государственных администраций во время осуществления своих полномочий ответственны перед Кабинетом министров.
Местные государственные администрации и их главы подотчетны и подконтрольны Кабинету министров в рамках его полномочий.
В случае ненадлежащего исполнения председателем местной госадминистрации его полномочий, правительство имеет право привлечь его к дисциплинарной ответственности или обратиться к президенту с представлением об увольнении его с должности.
А еще Кабинет министров берет местные администрации на финансовый крючок – он утверждает типичный регламент местных государственных администраций, рекомендательный перечень управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций и типичные положения о них, определяет предельную численность и фонд оплаты труда работников местных государственных администраций, в том числе их аппаратов, и затраты на их содержание.
Седьмое и не последнее. Закон определяет, что акты президента скрепляются подписями премьер-министра и министра, ответственного за их выполнение, и могут быть возвращены президенту с указанием причин их неподписания.
Фактически, после принятия закона, отмечают эксперты, президент теряет влияние на механизм исполнительной власти.
Вместе с тем, согласно Конституции, он, как и раньше, имеет право прекращать действия актов правительства с одновременным направлением их в Конституционный Суд, а также право вето на законы.
Почти последнее. Премьер отныне может писать в биографии только самые существенные факты биографии. Это уже, наверное, персональный подарок Януковичу. Он точно не считает две своих судимости существенными фактами своей жизни…
И еще. Кабмин уравнял свое влияние на совет банков с влиянием президента, когда Рада преодолела вето президента на изменения в закон "О банках и банковской деятельности".
Что получила лидер БЮТ?
Фактически, за день 12 января Тимошенко получила самый больший бонус со времени выборов, когда набрала на выборах 22% голосов избирателей.
Первое. Она добилась применения императивного мандата к депутатам местных советов. Таким образом, лидер БЮТ сможет удерживать в своих руках большинство в местных советах путем изгнания из блока предателей.
Второе. Тимошенко закрепила в первом чтении свои права как оппозиция. Другое дело, какие это права и сколько из них переживут второе чтение, не говоря уже о том, насколько это второе чтение может затянуться.
Тем не менее, на сегодняшний день спецпаек для лидера БЮТ выглядит следующим образом.
Оппозиции отдается руководство 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля за защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов; контроля за соблюдением социальных стандартов и обеспечения надлежащего уровня жизни граждан; контроля за деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования.
Следует заметить, что на сегодняшний день не существует половины перечисленных комитетов.
Кроме того, оппозиция получает первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые они возглавляют.
Парламентская оппозиция принимает участие в формировании персонального состава Счетной палаты, Совета Национального банка Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Высшего совета юстиции Украины путем выдвижения кандидатур на должности в этих органах, назначение на которые осуществляется Верховной Радой.
Количество кандидатур от парламентской оппозиции при формировании персонального состава государственных органов определяется с учетом принципа пропорционального представительства депутатских фракций.
Оппозиция имеет право создавать оппозиционное правительство и прочие собственные вспомогательные органы. Председателю оппозиционного правительства разрешается принимать участие в заседаниях Кабинета министров.
В случае участия главы оппозиционного правительства на заседании Кабинета министров, он (она?) имеет право на выступление продолжительностью не менее пятнадцати минут.
Оппозиция имеет право на представление предложений к проекту бюджета и формирование повестки дня Верховной Рады, содоклад при рассмотрении основ внутренней и внешней политики, госбюджета, утверждении программы правительства и при его отчете.
Контролировать деятельность коалиции оппозиции предлагают через представительство в комитетах, создание временных следственных комиссий, внесение предложений о рассмотрении парламентом вопросов об ответственности правительства, обращений в Конституционный Суд.
Для осуществления парламентского контроля парламентская оппозиция имеет право получать информацию о деятельности органов государственной власти, их должностных лицах.
В случае нарушения должностными лицами органов государственной власти законодательства, совершения коррупционного действия такие должностные лица по представлению парламентской оппозиции снимаются с должности в судебном порядке.
3. За все эти достижения Юлии Владимировне придется платить – и не голосованием за какие-то новые законы Януковича, а частью народной любви.
Об этом говорит хотя бы шквал гнева избирателей Тимошенко на форуме "Украинской правды"! Юлии Владимировне вряд ли понравилось бы то, что о ней сейчас говорят...
Тимошенко в пятницу стала на ту скользкую тропу, на которой уже разбила лоб "Наша Украина". Теперь уже соратники Ющенко получили возможность рассказывать о том, как Тимошенко пошла на альянс с Януковичем, а не наоборот.
И оправдания Юлии Владимировны наподобие "мы разрешили кризис в государстве, а "Наша Украина" борется за власть", не пройдут.
Поскольку, преодолевая вето на закон о Кабмине, БЮТ дал право Януковичу писать любую программу и как угодно урезать пенсии и поднимать тарифы, против чего так боролся.
Между прочим, Юрий Луценко уже воспользовался сегодняшним бартером Тимошенко и уже начал зарабатывать на нем свои электоральные очки.
И последнее. В случае, если, скажем, в одну весну ситуация в Украине кардинально изменится в плане электоральных вкусов, силам, которые обменялись в пятницу законным бартером, вряд ли понравятся документы, которые они приняли.
Тогда они сами окажутся в мышеловке, которую построили собственными руками – Кабмин с неограниченной властью и оппозиция с бутафорными правами.