Плюс "эсдепизация" всей страны

Четверг, 11 января 2007, 16:18

Возвращение в премьерское кресло Януковича сопровождалось шквалом информационных сообщений, заявлений и аналитических материалов об экстраординарном профессионализме команды Виктора Федоровича. Однако время показало, что профессионалов в команде нынешнего премьера не так уж и много.

Не смотря на тотальное нашествие донецких в августе – сентябре прошлого года, в денежные сферы государственного управления, среди которых таможня, налоговая, милиция, прокуратура, лавка запасных у "регионалов" оказалась не бесконечной. Именно в тот период больше половины решений правительства касались кадровых вопросов, среди которых больше половины решались в пользу знаменитых представителей шахтерского края.

Но со временем, наверное, донецкие закончились, и началось массированное вхождение на высшие руководящие должности в органы исполнительной власти лиц, которые к Партии регионов никакого отношения не имеют. Как можно иначе объяснить появление в правительстве видных представителей СДПУ (о). Партии, чье руководство Виктор Федорович беспощадно подвергал критике и проклинал сразу после проигрыша на президентских выборах 2004 года, обвиняя их во всех смертных грехах, и, в частности, в своем поражении.

После триумфального назначения Нестора Шуфрича на пост министра чрезвычайных ситуаций в СМИ промелькнул слух о желании руководства Партии регионов завербовать в свое правительство еще нескольких известных политиков из основного состава СДПУ (о). Назывались имена Медведчука, Шурмы, Резака.

Оказывается, что эти слухи действительно имели под собой основания. Так, аккурат под Новый год, 27 декабря прошлого 2006 года Кабинет Министров своим распоряжением собрал Координационный совет по вопросам защиты прав потребителей как консультативно-совещательный орган при правительстве. Сопредседателями совета назначили первого вице-премьера Азарова и члена политбюро СДПУ(о) Кравчука. При этом секретарем совета стал Школьник, который работал в 1997-2000 годах на должности советника президента Кучмы. Как говорится, "знакомые все лица"...

Событие, хотя и не очень резонансное, но все-таки подталкивает к определенным размышлениям. Как минимум за полгода работы правительства Януковича именно СДПУ (о) получила самое большое количество кадровых бонусов. Полностью исчерпав свой интеллектуальный ресурс, АККоалиция, а вернее, ее ядро – Партия регионов – перешла к новому этапу своей деятельности, а именно к вербовке использованных "профессионалов".

Неужели только через полгода осуществления власти видные представители партии одного региона поняли, что без старых проверенных методов, а самое главное – кадров, которые эти методы будут реализовывать, не обойтись? Вопрос кажется риторическим. Конечно, да!..

Вопреки тому, что последние парламентские выборы проходили на партийной основе и потому только те политические проекты, которые заручились достаточной поддержкой избирателей (более 3% голосов), получили право осуществлять государственную власть, в ряды правительства под разным соусом начали просачиваться разные дискредитированные элементы из "околорегионального" окружения.

Заметим, что почти вся ответственность за осуществление политики отдельными министрами ложится на плечи Партии регионов – политической партии, которая пользуется самым большим доверием избирателей. Однако значительное количество должностей отдали личностям, которые мало того, что не имеют никакого отношения к "регионалам", но и успели заработать серьезный багаж невосприятия у обычного украинца.

В развитых демократических странах, к которым с уверенностью можно отнести ядро Европейского Союза, сложно представить себе, чтобы в правительство приглашали представителей политических партий, чей рейтинг стремительно приближается к нулю, а рейтинг недоверия – вообще к абсолютному нулю температур.

Ведь логика функционирования парламентско-правительственных коалиций подсказывает, что исполнительную вертикаль должны формировать те политические силы, которые получили карт-бланш от избирателей и должны реализовывать свою программу.

С антикризисной коалицией все иначе. На самые важные должности попадают "специалисты", чей неоценимый опыт измеряется количеством уголовных дел, открытых по фактам всех возможных противоправных действий. Эти люди не могут нести ни коллективную, ни персональную ответственность за осуществление политики по определению, поскольку им просто нечем отвечать – доверие и авторитет эти люди потеряли несколько лет назад.

Похоже на то, что "регионалы" совсем не беспокоятся ни о своем имидже, ни о выполнении своей программы. Действительно, зачем зря напрягаться, если с имеющимся опытом министров-легионеров можно устранить такую неудобную формальность, как выборы, и "работать" безотносительно к оценкам общества.

Имеет право на жизнь и версия о том, что регионалы задолжали эсдекам за оказанную услугу, и такое усиленное внимание к видным представителям украинских социал-демократов объясняется банальным расчетом за полученные материальные и нематериальные блага по возвращении к власти. В таком случае тяжело считать самостоятельной политическую силу, которая прибегла к сомнительному качеству услуг еще более сомнительных личностей и теперь легко может стать мишенью политического шантажа.

С другой стороны, "эсдеки", поняв бесперспективность самостоятельного плавания в политическом фарватере Украины с приближением парламентских выборов 2011 года (или досрочных выборов, которыми пугают народ те же регионалы и коммунисты), "кто тушкой, а кто чучелом" перебегают на корабль хозяев Донбасса. Им кажется, что теперь уже никто не может остановить победного хода Партии регионов, поэтому самое время откинуть стыд (когда некоторые ее одиозные лица временно вышли из центра общественного внимания) и бочком протискаться к рулю.

Присутствие "эсдеков" в нынешней власти можно было бы объяснить среднему гражданину целым рядом аргументов, если бы не одно "но". Представительство социал-демократов объединенных (которые даже не прошли в парламент, и потому не имеют никаких оснований реализовать государственную политику) во власти стало непристойно большим. Настолько большим, что дальнейшее их просачивание во власть может происходить только за счет коммунистов или социалистов.

Не может не удивлять отсутствие со стороны социалистов возражений относительно участия СДПУ (о) в работе правительства. Напомним, что Мороз был одним из апологетов расследования преступлений Кучмы. А СДПУ(о) имело к Кучме во времена его президентства отношение намного более близкое, чем Цушко к правоохранительным органам в данный момент.

Наверное, такая тяга ПР к украинскому варианту социал-демократии объясняется не только нехваткой собственных топ-менеджеров, но и солидным багажом опыта и связями "эсдеков" в Белокаменной, где еще ценят старых друзей. И это вынуждает стыдливо молчать не только традиционно пророссийских коммунистов, но и "примкнувших" к этому лагерю социалистов. Русские друзья-де имеют свои представления о демократии, и "разговорчиков в строю" не будут терпеть.

Есть еще одна общая черта у ПРУ и СДПУ (о) – это тяга к антикризисному менеджменту. Вряд ли кто-то умеет преодолевать кризисы лучше тех, кто их создает. Ведь именно во время второго президентства Кучмы на откуп "эсдекам" была брошена вся страна, а непревзойденный авантюрист Виктор Владимирович из кабинета на Банковой решал любые вопросы путем создания искусственных конфликтов в разных сферах общественной жизни.

Если ситуация будет развиваться так и в дальнейшем, то не исключено, что следующим "анктикризисным профессионалом" в правительстве Виктора Федоровича станет именно Виктор Медведчук. Не зря в Интернете появились слухи о назначении Резака на должность заместителя министра чрезвычайных ситуаций. Должностей, в принципе, должно хватить на всех. Под лозунгом "Верните украинских заробитчан на Родину!" на высокие должности в ближайшее время имеют шанс попасть Боделан, Варцаба, Билоконь, Щербань, Бакай.

Таким поведением Партия регионов демонстрирует свою невозможность осуществлять самостоятельную политику, которая бы качественно отличалась от той, которая проводилась во время первого премьерства Виктора Федоровича. С другой стороны, назначение упомянутых людей на высокие должности лишний раз доказывает всю иллюзорность партийно-идеологической разрозненности большинства украинских партий и отсутствие даже малейшего намека на появление демократических традиций и привычек. Фактор преданности и наличие действенных ресурсов сыграют намного большую роль, чем 3% голосов избирателей. И кому, как не представителям СДПУ (о), об этом знать...

Николай Кравченко, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде