Сверхзадание 2007 года: 4 шага от авторитаризма до демократии
Главная стратегическая ошибка демократических сил Украины после Майдана и, в частности, на протяжении прошедшего 2006 года – это попытка реализовать политическую реформу в два этапа.
То есть, сначала перераспределить полномочия центральных органов власти, а уже потом, на втором этапе, реформировать местное самоуправление – ввести в действие закон 3207-1.
На практике это означало, что большую пропасть между авторитаризмом кучмовского образца и демократической организацией власти украинцы, и, прежде всего, властная и политическая элиты, решили перепрыгнуть в два приема – то есть в каком-то невиданном даже в спорте двойном прыжке.
Так вот, вполне закономерно, что после первого полупрыжка через этот своеобразный политический Босфор мы не оказались на овеянном мечтой другом берегу – на континенте европейской демократии, а канули на дно стремительного течения, которое, как водоворот, закручивает нас назад, к азиатчине, к евразийщине, точнее – к украинско-византийской автаркии.
Отсюда главная задача демократических сил Украины в 2007 году – вырваться с этого дна, из плена этого водоворота, чтобы наконец-то добраться до заветного европейско-демократического берега.
Реально ли это сделать в течение нынешнего года – вот вопрос вопросов, от которого зависит будущее Украины. Итак, попробуем дать на него ответ.
Украинское общество на пути реформ: где мы сейчас находимся?
Если измерить политические, экономические, социальные и культурно-духовные координаты той точки, в которой оказалось украинское общество на 16-м году независимости, то станет объективно ясно, что государство еще находится в переходном периоде от советского социализма к капитализму. Причем, где-то в срединной точке его первой стадии, которую принято называть периодом первоначального накопления капитала.
То есть процессы разгосударствления когда-то почти тотальной государственной собственности, особенно в промышленности, еще только доходят до середины.
На полную силу работают разные т.н. черные и серые схемы приватизации, названной в народе "прихватизацией". Национальный большой капитал, как правило, имеет или компартийно-комсомольское происхождение, или разросся на чиновничье-государственных, полукриминальных и даже криминальных "дрожжах".
Передел собственности происходит, в том числе, в самых диких формах – все еще приходится слышать об убийствах бизнесменов и предпринимателей, осуществляются рейдерские захваты предприятий, рынков и т.п.
Например, по данным Донецкой облпрокуратуры, только в этом регионе остаются нераскрытыми более 1200 убийств бизнесменов, осуществленных за годы независимости Украины.
На полдороге до рынка застряли и рыночные преобразования в сельской местности – земля до сих пор не узаконена как товар.
Накопив определенный капитал, почти все украинские олигархи начали свои бизнес-политические проекты, чтобы прийти во власть непосредственно или контролировать власть опосредствованно – через подконтрольные им партии и блоки.
На вершине процессов олигархизации продолжительное время стоял бывший президент Украины Леонид Кучма и его семья. Под его давлением Верховная Рада, где также баллом правят миллионеры, больше 10 лет назад приняла антидемократическую Конституцию, которая закрепила авторитарную систему устройства власти.
Главные признаки любого авторитаризма, как известно, – это назначение исполнительной власти сверху вниз, чрезмерная концентрация полномочий власти в центре, как правило, в руках главы государства, сведение к минимуму полномочий местной власти, опора на централизованный бюрократический аппарат и силовые структуры.
Все это было в авторитаризме кучмовского образца: вся полнота исполнительной власти была отдана государственным администрациям, руководители которых не избирались народом, а назначались сверху главой государства, и т.д.
По всем вышеперечисленным пунктам в Украине сформировался классический авторитарный режим. Причем он был освящен, т.е. закреплен Основным Законом 1996 года, но, конечно, в словесной упаковке "одной из самых демократических в Европе" Конституций.
Главный ее недостаток – Украина была провозглашена республикой, демократическим, социальным и т.д. государством. А на самом деле это была сплошная эклектика из авторитарной системы власти и отдельных элементов демократии, причем, взятых из ее разных моделей.
Так, полномочия главы государства были преимущественно взяты от президентских республик, Верховной Рады – от парламентских республик, Кабинета Министров – от президентско-парламентских моделей, а местной власти – и от бывшей советской системы, и, частично, от парламентско-президентской республики.
Местное самоуправление провозглашалось, но ничем не обеспечивалась – ни правами, ни налоговой, ни бюджетной политикой и т.п.
В социальном плане украинское общество остается самым расслоенным среди стран Европы.
На одном полюсе – маленькая кучка олигархов и богачей, а на втором – абсолютное большинство бедных. 90% населения фактически находится на грани выживания, получая доходы от 300 до 420 грн.
Средний класс остается в зачаточном состоянии, причем его развитие искусственно замедлялось, душилось сверху. Причина – именно этот класс является основным оппонентом олигархии и автаркии и вместе с тем – главной опорой (социальной базой) демократии.
В культурно-духовном плане Украина отброшена назад даже сравнительно с советским периодом.
По всем показателям – развитие науки, образование, здравоохранение, культура – Украина значительно отстает от советского прошлого.
Немного улучшилось только состояние свободы совести и положение церкви как духовно-религиозного института, хотя и там, особенно в православии, провоцируются расколы.
Но в общем нация начала деградировать и вымирать ускоренными темпами – от 52 млн. сейчас осталось уже только 48 млн. украинцев. Еще 12 млн., по прогнозам демографов, мы потеряем в ближайшем будущем.
Майдан – незаконченная революция
Историческое значение украинского Майдана конца 2004 года состоит, прежде всего, в том, что это была самая большая попытка демократических сил и народа, его политически и общественно активной части, изменить вектор развития независимой Украины от авторитаризма к демократии.
Причем, речь шла о стремлении народных масс и части элиты изменить всю систему государственного устройства и общественных отношений.
Какие из этих стремлений реализованы на сегодняшний день?
Так, украинская нация как будто проснулась от летаргического сна и тисков авторитаризма: произошло духовное пробуждение народа, победила свобода слова, начало формироваться гражданское общество.
Но по всем другим параметрам – политическим, экономическим, социальным – вскоре после Майдана началось отступление. И сделал это не народ, а украинская элита, которая на плечах революционных масс пришла тогда к власти.
Главная беда – оранжевые победители не воплотили в жизнь конституционную реформу в полном объеме ради демократизации власти в центре и на местах, не освободили экономику от олигархических и чиновничьих тисков, а экономически не обеспеченные социальные сдвиги быстро зашли в тупик.
В результате предательства элиты мирной Украинской революции демократические силы распылились и уже через год, в марте 2006-го, проиграли парламентские и местные выборы.
Не сумев создать демократическое большинство в Верховной Раде и свое коалиционное правительство, они открыли путь к реставрации авторитарного прошлого, хотя уже в другой внешней упаковке – антикризисной коалиции.
Универсал национального единства эти силы использовали, очевидно, для камуфляжа своих целей, так же, как Кучма и его олигархическо-чиновницкое окружение в свое время использовали "самую демократическую" Конституцию 1996 года.
Итак, по основным параметрами общественного развития, Украина сейчас находится в стадии первобытного (дикого) накопления капитала, который еще и усилен реставрацией антимайдановских сил.
Что делать?
В чем сегодня больше всего нуждается Украина? Прежде всего – это координация действий, сотрудничество и единение демократических сил.
Если все будет идти по установленному конституционному порядку, то следующие выборы – президентские.
Итак, демократическим силам, прежде всего соответствующим политическим партиям, нужно сесть за стол переговоров, а также путем непредубежденных социологических исследований и рейтинговых голосований определиться с реальным лидером.
Проведя после этого междупартийный съезд (форум или ассамблею демократических сил), создать предвыборный блок или коалицию и легализировать в той или иной форме своего кандидата в президенты. (Вспомните, что Виктор Ющенко регистрировался как самовыдвиженец, но поддерживался как единый кандидат от Блока "Наша Украина", а со временем и от коалиции "Сила народа").
Конечно, образование такого демократического объединения под выборы требует немедленного создания подготовительных рабочих групп, в том числе относительно изготовления текстов соглашений, предвыборной программы, идейного манифеста и т.п.
Во-вторых, параллельно нужно начать подготовку к созданию намного более широкого объединения граждан - Народного вече, движения, общественно-политической коалиции и т.п. – ради поддержки кандидата в президенты Украины от демократических сил и (внимание!) ради сопротивления реставрационным силам.
Это могут быть все формы законного народного протеста – против несправедливого увеличения подоходного налога на граждан (уменьшение их доходов запрещено Конституцией!), против необоснованного повышения коммунальных тарифов и т.п.
Особенно важно привлечь к этому народному фронту профсоюзы, прежде всего независимые, объединения малого и среднего бизнеса, а также молодежные, женские и ветеранские организации.
То есть представителей всех социально чувствительных слоев, которые еле живут и которых не устраивает нынешняя олигархически-авторитарная система. И, конечно же, поднять национально-патриотические слои населения, которые недовольны приходом к власти антимайдановских сил.
Третья задача украинских демократов – это законодательные инициативы.
Приобщив все самые лучшие научные и экспертные силы, необходимо немедленно выработать текст новой Конституции, в которой предвидеть ликвидацию всей авторитарной системы власти, всех ее рудиментов.
То есть, ввести выборность всех руководителей органов исполнительной власти и реальное местное самоуправление соответственно с ратифицированной Украиной Европейской хартии местного самоуправления.
Ради реализации этой демократической Конституции нужно также разработать ряд чрезвычайно важных кодексов и законов.
Речь идет о Налоговом, Земельном, Жилищно-коммунальном и прочих кодексах, а также новых законах, которые бы открыли путь для реализации по-настоящему демократических норм и положений Конституции.
Реализация на практике статей как нового Основного Закона, так и кодексов и других законодательных актов будет означать, что в Украине нужно провести комплекс реформ – административную, территориальную, налогового, бюджетную, жилищно-коммунальную, местного самоуправления и т.п.
Ключ к решению этих проблем – именно в целостном, комплексном подходе к реформированию всего общества.
Ведь, например, без изменения административного устройства нельзя по-новому организовать жизнедеятельность территориальных общин, а без налоговой и бюджетной реформы не может быть местного самоуправления.
Этот комплекс реформ нужно четко спланировать. Соответствующий план – это и будет путь к демократическому обустройству Украины.
Это и станет основой для предвыборной программы единого кандидата в президенты от демократического блока.
Это и станет прорывом для освобождения экономики от олигархически-авторитарного плена, а затем и для экономического прорыва и существенного улучшения уровня жизни основных слоев населения.
Это и будет построение Европы в самой Украине, а следовательно, и шанс на вхождение не в далеком, а в среднесрочном будущем в евросообщества.
Конечно, в этом плане можно зафиксировать и наши внешнеполитические ориентиры – мирное сотрудничество со всеми соседями и геополитическими объединениями Запада и Востока. Особенно в нынешний переходный период – до решения наших проблем относительно евроинтеграции.
Автор далек от мысли, что упомянутые три сверхзадания, если они в скором будущем начнут реализовываться демократическими силами Украины, не вызовут сопротивления со стороны их оппонентов – представителей олигархичеки-авторитарной системы.
Поэтому четвертая главная задача на этот год для украинских демократов – всеми силами развенчивать антинародную направленность политики и каждый конкретный шаг реакционно-реставрационных сил.
Это должна быть открытая оппозиционность к каждому действию власти, которое не идет на пользу народу, обществу.
Это должна быть открытая, публичная борьба – в том числе через СМИ и путем непосредственной работы в массах – за каждую крошку народных интересов, против обдирания граждан, как липок, олигархически-ненасытным капиталом.
По большому счету, задача первого этапа Украинской революции (1917 – 1921 гг.) не была реализована – не отстояли и не построили Украинскую Народную Республику.
По большому счету, Майдан конца 2004-го только показал, что этой цели уже в XXI веке можно достичь не вооруженными, а мирными методами.
По большому счету, конечная цель всего нынешнего украинского демократического движения состоит именно в том, чтобы мирными способами и средствами закончить революционные задачи прошлых эпох – таки построить Украинскую Народную Республику как современное демократическое государство и развитое гражданское общество. Народное государство – и по системе власти, и по типу экономики, и по принципам социальной справедливости, и по духовно-культурному развитию.
Вместо эпилога
Скептики скажут, что Украинская Народная Республика – это недосягаемый идеал. Автор готов им возразить, что это идея, а соответствующий план ее построения – это одновременно уже и идеология, которую можно взять на вооружение, то есть нести в массы.
Итак, если представители украинских демократических сил на протяжении 2007 года хотя бы четко сформулируют эти идеи, и под этим флагом начнут следующую президентскую избирательную кампанию, начнут реализацию перечисленных четырех задач, то это и будут первые четыре шага на пути от авторитаризма к демократии, на пути к победе Украинской Народной Республики.
Автор : Рубанец Николай Леонтиевич – журналист и социолог, главный редактор всеукраинского общественно-политического еженедельника "Україна і світ сьогодні"