За что на самом деле воюют Белорусь и Россия?
Проиграв газовую битву, Беларусь решила помахать кулаками. На этот раз Александр Лукашенко решил подергать за все без исключения нервы, которые соединяют два якобы братские государства – в частности, за нефтепроводы. Как ни странно, чем больше "дергается" белорусский лидер, тем лучше Кремлю.
Итак, с нового года Россия ввела таможенную пошлину на экспорт нефти в Беларусь в размере $180,7 за тонну. Раньше такой таможенной пошлины не было. В ответ оскорбленный Минск прибегнул к юридической экзотике и обложил всю нефть, которая транспортируется по белорусской территории, специальной таможенной пошлиной в размере $45/т. (Экзотика – в том, что, как правило, таможенной пошлиной облагают товары, которые ввозятся на территорию страны, а не транспортируются по ней)
Как следствие, транзит нефти через белорусскую территорию стал неожиданно дорогим для российской "Транснефти". Таможенную пошлину россияне платить не захотели, белорусы же ответили протоколами о нарушении таможенного режима и остановкой транзита.
"Транснефть" подала в суд. На данный момент переговоры не принесли успеха.
Тем не менее, все эти бюрократические проблемы пасуют перед величием изменений, которые происходят в скрытых от посторонних глаз геополитических просторах.
Белорусский метр границы России
Прежде всего, нынешняя таможенная война – конец большой белорусской нефтяной вольницы. Неприятную процедуру аудита нефтяных отношений с Беларусью в Москве проводили параллельно с газовой "обработкой" Минска – и здесь, по сути, происходит то же самое: прекращают субсидирование братской белорусской экономики. Следует признать, что раньше Россия и в нефтяном сегменте довольно неплохо ей помогала.
В 1995 году, в рамках попыток создать союзное государство, две страны договорились о следующем: Россия будет поставлять нефть Беларуси без таможенной пошлины и установит такие же таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов со своей территории, как и Россия. Таким образом, по границе двух государств будет идти унифицированная "таможенная стена".
Белорусы будут наслаждаться низкими ценами на нефть, россияне же будут спокойны относительно того, что на внешних рынках цена на сибирское "черное золото" будет стабильно высокой, как и на нефтепродукты. Таким образом, экспорт бензина или дизтоплива как из России, так и из Беларуси происходил в равных экономических условиях.
Однако в 2001 году Лукашенко решил откорректировать параметры славянской дружбы в свою пользу. В "таможенной стене" была пробита огромная дыра. Беларусь в несколько раз снизила экспортную таможенную пошлину на нефтепродукты. Таким образом, туда стало выгодно завозить из России нефть, перерабатывать и экспортировать горючее в ЕС и Украину. (То есть, от белорусско-русского братства выигрывали и украинские потребители).