2007 – год украинского политика

Среда, 10 января 2007, 11:09

"Все украинцы равны. Но некоторые – равнее". Эта слегка перефразированная цитата из Джорджа Оруэлла имеет все шансы стать своеобразным девизом наступающего 2007 года.

Праздничное настроение не может полностью подавить тревожные ожидания, с которыми Украина входит в год Свиньи.

Увы, вполне вероятно, что 2007-й будет ознаменован еще более циничными политическими манипуляциями и форсированным наступлением на гражданские свободы, с таким трудом завоеванные в 2004-м. Поневоле вспоминается сюжет блестящей оруэлловской сатиры "Скотный двор".

Во главе фермы, освободившейся от жестокого хозяйского ига, встали находчивые свиньи.

Это они ежедневно радовали остальную живность все новыми призывами и лозунгами.

Это они поглощали большую часть лакомых продуктов, в поте лица произведенных животными-трудягами (разумеется, из чистого альтруизма – ведь для работы на благо народа необходимо поддерживать свой организм в должной форме!).

Это они торжественно провозгласили равенство всех обитателей фермы, но вскоре дополнили сию нерушимую заповедь примечанием о тех, кто "равнее"…

Наверное, Оруэлл не случайно изобразил в качестве "руководящей и направляющей силы" именно свиней. Наблюдая за современными украинскими политиками, все больше убеждаешься в том, что эти деятели здорово смахивают на обладателей пятачков и закрученных хвостиков.

Конечно, сейчас, в преддверии Нового года, мы склонны идеализировать свинное племя и восхищаться милыми, трогательными поросятами. Что ж, политик, не особенно искушенный властью и выступающий перед народом на Майдане, также выглядит этаким розовым симпатягой.

Хочется сделать его общенациональным талисманом, приносящим стране удачу и богатство. Но стоит этому милому созданию пробиться к кормушке и немного набрать вес, как видовые особенности тут же дают о себе знать. Народный любимец превращается в малопривлекательное существо, отдающее сильным запахом коррупции.

Свинские повадки политиков, добравшихся до желанного корыта, хорошо известны украинцам. Что бы ни делали наши лидеры, они обязательно вляпаются в грязь.

С поразительным безрассудством они подрывают корни у древа украинской государственности, чьими плодами питаются. Вдобавок, большая часть украинской элиты разбирается в социально-экономических вопросах так же тонко, как свинья в апельсинах; а наивные апелляции к совести и патриотизму наших вождей равносильны метанию бисера перед обитателями свинофермы.

Весьма симптоматичны и бесконечные распри в отечественном политикуме. Привычка домашних свиней грызть друг друга давно не дает покоя аграриям. Дошло до того, что в Британии в 2003 году фермеров обязали давать хрюшкам "безопасный материал для манипуляций" – футбольные или баскетбольные мячи.

Утверждалось, будто "с игрушками свиньи не будут скучать и бросят вредную привычку". Не знаю, сколь действенной оказалась эта оригинальная мера. Но опыт украинской элиты убедительно свидетельствует: вожделенных игрушек никогда не хватает на всех…

Если бы в студию "Свободы слова" пригласили народы земного шара и задали им вопрос об отношении к свиньям, аудитория бы, как всегда, разделилась надвое: тут тебе и резкая антипатия, и глубокое почтение.

К примеру, на Востоке свинья с давних пор символизирует благополучие и достаток; фигурки этих жизнерадостных созданий пользуются огромной популярностью. Думаю, никто не станет спорить, что украинский политик также является живым символом благополучия и достатка – естественно, не народного, а своего собственного.

В Полинезии свиньи и вовсе считались священными животными; были окружены почетом и комфортом. Поросят местные женщины кормили грудью, подросших кабанчиков потчевали вкусным тестом из плодов хлебного дерева, а свободный доступ в свинные хлева был разрешен лишь жрецам. Конечно, тут чувствуется влияние туземной экзотики, но, по большому счету, привилегированность нашего политбомонда вполне сравнима с райской жизнью полинезийских хрюшек.

В отличие от язычников Океании, иудеи и мусульмане издавна относились к свинье с глубоким отвращением. Не особо жаловали ее и христиане. В Евангелии от Матфея рассказывается о том, как Иисус Христос исцелял бесноватых. Сын Божий не только изгнал из несчастных бесов, но и переселил их в стадо свиней.

Наблюдая за ожесточенными кулачными боями в Киевсовете, ВР и Кабмине, поневоле задаешься вопросом – быть может, в господ депутатов также переселили компанию бесов, ранее дислоцировавшуюся в стенах Павловской психбольницы? И судя по всему, над избранниками народа поработал отнюдь не Спаситель, а другой, более одиозный персонаж христианской традиции…

Ученые мужи, далекие от религиозного мистицизма, по-своему объясняют предубеждение многих народов к свинье. Дескать, еще в древности было замечено, что любители свинины часто заболевают и даже умирают. Теперь-то мы знаем: во всем виноваты паразиты-трихинеллы, которые могут находиться в свином теле.

Существует версия, будто именно трихинеллез (а вовсе не Сальери!) свел в могилу композитора Моцарта. Зато наш современник поглощает свинину без опаски – как никак продукцию, поступающую на прилавки, проверяют бдительные ветеринары.

Гораздо хуже обстоит дело с украинскими депутатами и чиновниками, зараженными коррупцией и криминалом. Эти опасные недуги продолжают разрушать национальный организм, ибо за 15 лет независимости украинцам так и не удалось создать эффективную систему ветеринарного контроля над властью.

Но, разумеется, нельзя безоговорочно приравнивать отечественных политиков к свиньям. Возьмем, например, такую важную вещь, как судебный иммунитет. Знатокам истории известны десятки случаев, когда свиней, виновных в нападении на человека, судили по всей строгости закона.

Суровые приговоры были вынесены зловредным хрюшкам в Париже в 1266 г., в Фалезе в 1386-м, в Нанте в 1408-м, в Савиньи в 1457-м … А вот украинский политик, ответивший за учиненное безобразие, – такого прецедента история еще не знает. Хряк с депутатским значком может совершенно безнаказанно избивать журналистов и отнимать у них отснятый материал.

Другое существенное отличие свиного племени от украинского политикума заключается в том, что свинья все же способна принести простому человеку пользу. Причем, не только в виде мяса, сала или щетины. Любопытная история произошла много веков назад в немецком городке Люнебурге.

Местных жителей заинтриговало поведение свиньи, ежедневно рывшейся в одном и том же месте на городской окраине. Люди решили проверить, что она ищет в земле, и с удивлением обнаружили богатые залежи соли, до которой свиньи большие охотники.

Вскоре захолустный Люнебург стал одним из главных центров соледобычи в Германии, а его жители разбогатели. В благодарность за судьбоносное открытие горожане установили в центральной части Люнебурга монумент свинье.

В современной Украине вряд ли найдется политический деятель, которому население страны захотело бы воздвигнуть памятник. Нет, в плане чутья наши лидеры нисколько не уступают люнебургской хавронье.

Они весьма умело разведывают запасы ценных продуктов – черных и цветных металлов, химикалий, газа и нефти, залегающих в магистральных трубопроводах. Однако рассчитывать на то, что проворная элита подпустит к обнаруженному источнику благосостояния рядовых граждан, увы, не приходится…

Наш свинский обзор будет логично завершить так же, как он был начат – обращением к литературной классике ХХ века. Оруэлловский образ свиньи-политика, безусловно, хорош.

Но, пожалуй, Оруэлла превзошел нобелевский лауреат Уильям Голдинг, автор философского романа-притчи "Повелитель мух". Голдинг рассказывает о постепенном одичании группы школьников, очутившихся на необитаемом острове. Злое начало в романе олицетворяет свиная голова – охотничий трофей юных дикарей, насаженный на палку. В этом положении зловещий символ чувствует себя довольно комфортно и даже ведет воображаемый диалог с одним из героев:

"И вы решили, будто меня можно выследить, убить? – сказала свиная голова. Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота, – Но ты же знал, правда? Что я – часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?"

Украинец имеет все основания сердиться на сиятельных хряков, обитающих в коридорах власти: они уже сорвали немало наших планов, и в наступающем году наверняка попытаются подложить нам очередную свинью.

Но, может быть, корень зла кроется не только в порочной натуре партийных вожаков? Вероятно, беспринципные политики сильны лишь до тех пор, пока могут позиционировать себя как неотъемлемую и наиважнейшую часть украинского общества?

Наверное, прежде всего нам стоит осознать, что ключ к успеху находится не у них: он в наших собственных руках. Украинский гражданин, желающий своей Родине процветания, должен не уповать на добрую волю политиканов, а действовать. Работать на Украину, работать на себя, и, конечно же, работать над собой.

Ведь главное, чтобы само общество освободилось от проявлений пагубной свинской философии, став действительно гражданским. И тогда у нас обязательно все получится!

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде