Россия бойкотирует Panasonic
Крупнейшие в России торговые сети бытовой техники и электроники заявили, что прекращают продавать товары японской компании Panasonic.
Официальная причина демарша - нежелание сотрудничать с фирмой, которая занимается "серым" импортом техники в Россию. Однако большинство наблюдателей связывают конфликт с началом работы в России немецкой сети Media Markt.
Эта компания установила подозрительно низкие цены на продукцию Panasonic, что предположительно и вызвало недовольство продавцов.
В среду руководители крупнейших в России ритейлеров - Эльдорадо, М.Видео, Техносила, Мир, Евросеть и Связной - решили приостановить закупки новых партий товаров с маркой Panasonic.
"Данное решение было продиктовано недобросовестным, а подчас и незаконным ведением бизнеса компанией Panasonic на территории России",- говорится в совместном заявлении этих коммерческих фирм.
По информации авторов заявления, "органы надзора зарегистрировали реальные случаи ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, а также ввоза "серой" техники без соответствующих инструкций и документов".
Между тем, Федеральная таможенная служба России (ФТС), на которую ссылаются ритейлеры, никаких претензий к Panasonic не имеет. Представитель таможни сказал, что, если бы у ФТС были претензии к компании, она бы их опубликовала. Он также добавил, что конфликт похож на спор хозяйствующих субъектов.
Представители Panasonic утверждают, что компания "не замешана в "сером" импорте своей продукции в Россию", и считают, что они стали "крайними в демпинговой войне".
Многие считают главным виновником скандала немецкую розничную сеть Media Markt. Дело в том, что, открыв в Москве свои первые два магазина, Media Markt стала продавать технику Panasoniс по ценам ниже, чем у других продавцов.
Media Markt продает плазменные телевизоры Panasonic по цене 33 тыс. рублей, тогда как рекомендованная цена на данную модель - 57 тыс. рублей.
Ритейлеры говорят, что восстановят закупки продукции Panasonic, только когда компания откажется от услуг посредников и начнет самостоятельно завозить свою продукцию на территорию России.
Управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Андрей Гольцблат считает, что ритейлеры просто хотят добиться от Panasonic тех же условий и цен, что и Media Markt.
Действия Media Markt, по закону о конкуренции, могут быть квалифицированы как установление монопольно низкой цены, считает управляющий партнер юридической компании Вегас-Лекс Альберт Еганян. По его словам, в такой ситуации ритейлеры имеют основания возбудить судебное разбирательство по этому вопросу.
Впрочем, вернуть Panasonic на прилавки своих магазинов им, возможно, придется и в случае невыполнения их требований.
Ситуацией уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Как разъяснил помощник руководителя ФАС Тимофей Нижегородцев, "есть подозрения, что действия этих компаний содержат признаки коллективного сговора" и нарушают закон о конкуренции.
Чтобы разрешить ситуацию, антимонопольные органы намерены в ближайшее время провести совещания с представителями Panasonic и розничных торговых сетей.