Оппозиция ради власти

Четверг, 7 декабря 2006, 15:00

За последние два года власть и оппозиция не раз менялись местами. Во время парламентских выборов 2006 года Янукович и компания стали ярыми оппозиционерами, научились блокировать трибуны и поливать власть популистской грязью. А БЮТ, "Наша Украина" и СПУ где-то защищались, а где-то использовали админресурс, будучи все той же властью.

После "коалициады" все снова перевернулось с ног на голову – теперь Партия регионов и СПУ у власти, а "Наша Украина" и БЮТ снова в оппозиции.

Что изменилось вследствие таких каруселей?

По большому счету, абсолютно ничего – страна продолжает наблюдать за новыми сериями одного и того же политического шоу и топтаться на месте.

Власть до сих пор воспринимается как конкурентное преимущество одних ФПГ над другим, а в оппозицию идут только ради власти, а не поиска и предложения общественных альтернатив. Такова нынешняя украинская модель политического поведения.

Оппозиция как альтернатива власти

Традиционно власть рассматривается как центральное, организационное и регулятивно-контрольная ипостась политики, способность, право и возможность субъекта политики навязывать собственную волю, распоряжаться другими людьми, общественными группами, государствами с помощью авторитета, закона, принуждения и прочих методов.

Проблема власти, по Фуко, приобретает черты фатальной неизбежности, которая одинаково способна служить как злу, так и добру, поскольку может быть и силой, которая удручает и подавляет, и силой, которая освобождает и усовершенствует.

Имея призвание обслуживать потребности общества, власть парадоксальным образом, бывает, вступает в конфликт с ним и с интересами людей и общин.

Достаточно часто власть вступает в конфликт с потребностями и ожиданиями общества из-за влияния таких причин, как субъективное видение членами правительства проблем и способов их преодоления. Внутреннее ощущение необходимости смены власти порождает в обществе поиск силы, альтернативной власти. Такой альтернативой в западной демократической традиции, как правило, становится оппозиция.

Смена власти при этих обстоятельствах происходит через институт демократических выборов. Настоящая социальная роль и предназначение политической оппозиции – она является орудием решения контроверзы сообщества и власти, согласования противоречий в отношениях между ними, порожденных различиями сущности каждой из этих взаимосвязанных сфер общественной жизни.

Поэтому приверженцы оппозиции в западных демократиях своей целью считают не только смену одной власти другой. Голосовать или поддерживать оппозицию означает улучшать демократию изнутри, а не заменять ее или ставить под угрозу демократические принципы.

Оппозиция также гарантирует более широкое участие граждан в политических процессах, оппозиция давит на правительство для того, чтобы то не зацикливались только  на своем бюрократическом эгоизме, а для того, чтобы правительство и правители становились в своей деятельности более чувствительным к потребностям тех, кто их избрал.

Угроза нецивилизованной оппозиции

По мнению известного немецкого политолога Оберройтера, о цивилизованной оппозиции может идти речь только тогда, когда разногласия между большинством и меньшинством основываются на фундаментальном единстве по эту и ту сторону альтернативы и не ставят под угрозу основы конституционной и правовой системы.

А что у нас?

Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован уже общий проект закона о деятельности оппозиции, внесенный депутатами Партии регионов, "Нашей Украины" и БЮТ. Этот закон намного лучше и прогрессивнее, чем все предыдущие, по крайней мере, он не стремится сделать из оппозиции вторую исполнительную власть, как того хотела Юлия Тимошенко.

Оппозиции отдают руководство над 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля над защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов.

А также комитеты по вопросам контроля над соблюдением социальных стандартов и обеспечения надлежащего уровня жизни граждан; контроля над деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования.

Кроме того, оппозиция получит первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые возглавляют представители парламентской оппозиции.

Ведь нынешний законопроект ограничивается преимущественно парламентскими механизмами контроля над властью, что, в принципе, соответствует европейским традициям оппозиционной деятельности.

Можно спрогнозировать, что согласованный со всеми парламентскими фракциями законопроект "О парламентской оппозиции" имеет все шансы быть принятым уже в ближайшее время. Это будет означать начало создания института парламентской оппозиции. Однако для завершения этого процесса принятия одного только закона мало.

Здесь возникает другая проблема сугубо мировоззренческая.

 Будут ли защищенные законом оппозиционеры работать на благо страны, а не, пользуясь тем же законом, распространять коррупцию, дестабилизировать ситуацию изнутри и сводить счеты с властью, как в целом, так и с неугодными ей персоналиями?

Оппозиционность у современного поколения наших политиков рассматривается, как экзистенция борьбы с кем-то лично, или с чем-то в целом, например, с "врагом", "преступным режимом", "реваншистами". И эта установка достаточно сильно врезалась в общее понимание роли власти и оппозиции.

Более того, эта традиция, очевидно, передается и младшему поколению политиков. Оппозиция в данном случае считается "оружием массового поражения", направленным на дестабилизацию, свержение определенной системы, разрушение ее изнутри. Вместо поиска общественного и политического консенсуса, диалога.

Вечный дефицит консенсуса

Главная проблема отечественной оппозиции состоит в том, что ей как никогда не хватает консенсуса. Уже сегодня можно констатировать наличие, по крайней мере, трех оппозиций: БЮТ, "Наша Украина" и внепарламентская оппозиция УНП, "народники" Литвина, "неооранжевые" Катеринчука и другие.    

Все планы и намерения создать то ли Всеукраинскую оппозиционную конфедерацию, то ли единое оппозиционное объединение демократических сил пока закончились провалом.

Каждый пытался при этом тянуть одеяло лидерства в оппозиционном лагере на себя. Хотя перспективы общегосударственного оппозиционного движения следует рассматривать исключительно у создании коллегиальных механизмов взаимоотношений в оппозиционном лагере.

Вопреки дружеским заявлениям в адрес друг друга о координации общих действий со стороны БЮТ и "Нашей Украины" – сотрудничество парламентской оппозиции не обладает системным характером. Создается впечатление, что между ключевыми оппозиционными политическими деятелями до сих пор существует как скрытое, так и явное недоверие друг к другу.

При таких условиях объединение оппозиции скорее всего будет происходить по традиционному для Украины "ситуативному сценарию" когда усилия оппозиционных сил консолидируются с целью борьбы с общим врагом.

Такой на данное время является антикризисная коалиция и правительство Виктора Януковича.

Временное объединение оппозиции может начаться, например, со скрепленного подписями БЮТ и "Нашей Украины" представления в Конституционный Суд по поводу легитимности политреформы, а также с общих действий, направленных на достижение отставки правительства и проведения досрочных выборов.

Впрочем, уже после проведения таких выборов и ликвидации политреформы, каждая часть оппозиции будет снова действовать сама по себе и преследовать собственные эгоистические политические цели.

А уже во время президентских выборов о бывшей единой оппозиции можно будет вообще забыть. Ведь власть до сих пор воспринимается, как конкурентное преимущество одних ФПГ над другими.

Наваждение власти и нежелание находить консенсус между собой – все это большая ловушка для украинской оппозиции.

Ведь всем ясно, что Партия регионов будет принимать участие в выборах 2009 года с собственным кандидатом. И по отдельности ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Ющенко не смогут его одолеть.

Если оппозиция хочет я не только завоевать, но и удержать власть – она должна сконсолидироваться и достичь взаимнопонимания хотя бы потому, что вся энергия общей борьбы должна быть направлена не только на свержение правительства Виктора Януковича.

А на создание общих законодательных инициатив, предложения альтернативных взглядов на путь развития страны, планирования бюджета, политику исполнительной власти.

Общество должно быть уверено в том, что именно оппозиции можно доверить власть. Что именно она способна работать лучше, быть более моральной, честной и профессиональной, чем правящее правительство.

Павел Булгак для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде