Оппозиция ради власти
За последние два года власть и оппозиция не раз менялись местами. Во время парламентских выборов 2006 года Янукович и компания стали ярыми оппозиционерами, научились блокировать трибуны и поливать власть популистской грязью. А БЮТ, "Наша Украина" и СПУ где-то защищались, а где-то использовали админресурс, будучи все той же властью.
После "коалициады" все снова перевернулось с ног на голову – теперь Партия регионов и СПУ у власти, а "Наша Украина" и БЮТ снова в оппозиции.
Что изменилось вследствие таких каруселей?
По большому счету, абсолютно ничего – страна продолжает наблюдать за новыми сериями одного и того же политического шоу и топтаться на месте.
Власть до сих пор воспринимается как конкурентное преимущество одних ФПГ над другим, а в оппозицию идут только ради власти, а не поиска и предложения общественных альтернатив. Такова нынешняя украинская модель политического поведения.
Оппозиция как альтернатива власти
Традиционно власть рассматривается как центральное, организационное и регулятивно-контрольная ипостась политики, способность, право и возможность субъекта политики навязывать собственную волю, распоряжаться другими людьми, общественными группами, государствами с помощью авторитета, закона, принуждения и прочих методов.
Проблема власти, по Фуко, приобретает черты фатальной неизбежности, которая одинаково способна служить как злу, так и добру, поскольку может быть и силой, которая удручает и подавляет, и силой, которая освобождает и усовершенствует.
Имея призвание обслуживать потребности общества, власть парадоксальным образом, бывает, вступает в конфликт с ним и с интересами людей и общин.
Достаточно часто власть вступает в конфликт с потребностями и ожиданиями общества из-за влияния таких причин, как субъективное видение членами правительства проблем и способов их преодоления. Внутреннее ощущение необходимости смены власти порождает в обществе поиск силы, альтернативной власти. Такой альтернативой в западной демократической традиции, как правило, становится оппозиция.
Смена власти при этих обстоятельствах происходит через институт демократических выборов. Настоящая социальная роль и предназначение политической оппозиции – она является орудием решения контроверзы сообщества и власти, согласования противоречий в отношениях между ними, порожденных различиями сущности каждой из этих взаимосвязанных сфер общественной жизни.
Поэтому приверженцы оппозиции в западных демократиях своей целью считают не только смену одной власти другой. Голосовать или поддерживать оппозицию означает улучшать демократию изнутри, а не заменять ее или ставить под угрозу демократические принципы.
Оппозиция также гарантирует более широкое участие граждан в политических процессах, оппозиция давит на правительство для того, чтобы то не зацикливались только на своем бюрократическом эгоизме, а для того, чтобы правительство и правители становились в своей деятельности более чувствительным к потребностям тех, кто их избрал.
Угроза нецивилизованной оппозиции
По мнению известного немецкого политолога Оберройтера, о цивилизованной оппозиции может идти речь только тогда, когда разногласия между большинством и меньшинством основываются на фундаментальном единстве по эту и ту сторону альтернативы и не ставят под угрозу основы конституционной и правовой системы.
А что у нас?
Сейчас в Верховной Раде зарегистрирован уже общий проект закона о деятельности оппозиции, внесенный депутатами Партии регионов, "Нашей Украины" и БЮТ. Этот закон намного лучше и прогрессивнее, чем все предыдущие, по крайней мере, он не стремится сделать из оппозиции вторую исполнительную власть, как того хотела Юлия Тимошенко.
Оппозиции отдают руководство над 12 комитетами, в частности: свободы слова; законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; прав человека; бюджета; регламента; функционирования судопроизводства; контроля над защитой прав промышленников, предпринимателей и инвесторов.
А также комитеты по вопросам контроля над соблюдением социальных стандартов и обеспечения надлежащего уровня жизни граждан; контроля над деятельностью государственных монополий; энергетической безопасности; аграрной политики; здравоохранения, науки и образования.
Кроме того, оппозиция получит первых заместителей всех комитетов Верховной Рады, кроме тех, которые возглавляют представители парламентской оппозиции.
Ведь нынешний законопроект ограничивается преимущественно парламентскими механизмами контроля над властью, что, в принципе, соответствует европейским традициям оппозиционной деятельности.
Можно спрогнозировать, что согласованный со всеми парламентскими фракциями законопроект "О парламентской оппозиции" имеет все шансы быть принятым уже в ближайшее время. Это будет означать начало создания института парламентской оппозиции. Однако для завершения этого процесса принятия одного только закона мало.
Здесь возникает другая проблема – сугубо мировоззренческая.
Будут ли защищенные законом оппозиционеры работать на благо страны, а не, пользуясь тем же законом, распространять коррупцию, дестабилизировать ситуацию изнутри и сводить счеты с властью, как в целом, так и с неугодными ей персоналиями?
Оппозиционность у современного поколения наших политиков рассматривается, как экзистенция борьбы с кем-то лично, или с чем-то в целом, например, с "врагом", "преступным режимом", "реваншистами". И эта установка достаточно сильно врезалась в общее понимание роли власти и оппозиции.
Более того, эта традиция, очевидно, передается и младшему поколению политиков. Оппозиция в данном случае считается "оружием массового поражения", направленным на дестабилизацию, свержение определенной системы, разрушение ее изнутри. Вместо поиска общественного и политического консенсуса, диалога.
Вечный дефицит консенсуса
Главная проблема отечественной оппозиции состоит в том, что ей как никогда не хватает консенсуса. Уже сегодня можно констатировать наличие, по крайней мере, трех оппозиций: БЮТ, "Наша Украина" и внепарламентская оппозиция – УНП, "народники" Литвина, "неооранжевые" Катеринчука и другие.
Все планы и намерения создать то ли Всеукраинскую оппозиционную конфедерацию, то ли единое оппозиционное объединение демократических сил пока закончились провалом.
Каждый пытался при этом тянуть одеяло лидерства в оппозиционном лагере на себя. Хотя перспективы общегосударственного оппозиционного движения следует рассматривать исключительно у создании коллегиальных механизмов взаимоотношений в оппозиционном лагере.
Вопреки дружеским заявлениям в адрес друг друга о координации общих действий со стороны БЮТ и "Нашей Украины" – сотрудничество парламентской оппозиции не обладает системным характером. Создается впечатление, что между ключевыми оппозиционными политическими деятелями до сих пор существует как скрытое, так и явное недоверие друг к другу.
При таких условиях объединение оппозиции скорее всего будет происходить по традиционному для Украины "ситуативному сценарию" – когда усилия оппозиционных сил консолидируются с целью борьбы с общим врагом.
Такой на данное время является антикризисная коалиция и правительство Виктора Януковича.
Временное объединение оппозиции может начаться, например, со скрепленного подписями БЮТ и "Нашей Украины" представления в Конституционный Суд по поводу легитимности политреформы, а также с общих действий, направленных на достижение отставки правительства и проведения досрочных выборов.
Впрочем, уже после проведения таких выборов и ликвидации политреформы, каждая часть оппозиции будет снова действовать сама по себе и преследовать собственные эгоистические политические цели.
А уже во время президентских выборов о бывшей единой оппозиции можно будет вообще забыть. Ведь власть до сих пор воспринимается, как конкурентное преимущество одних ФПГ над другими.
Наваждение власти и нежелание находить консенсус между собой – все это большая ловушка для украинской оппозиции.
Ведь всем ясно, что Партия регионов будет принимать участие в выборах 2009 года с собственным кандидатом. И по отдельности ни Юлия Тимошенко, ни Виктор Ющенко не смогут его одолеть.
Если оппозиция хочет я не только завоевать, но и удержать власть – она должна сконсолидироваться и достичь взаимнопонимания хотя бы потому, что вся энергия общей борьбы должна быть направлена не только на свержение правительства Виктора Януковича.
А на создание общих законодательных инициатив, предложения альтернативных взглядов на путь развития страны, планирования бюджета, политику исполнительной власти.
Общество должно быть уверено в том, что именно оппозиции можно доверить власть. Что именно она способна работать лучше, быть более моральной, честной и профессиональной, чем правящее правительство.
Павел Булгак для УП