В защиту рейдерства

Понедельник, 4 декабря 2006, 22:14

"Я хочу быть рейдером", – процитировал слова своего сына один из основных докладчиков конференции, проведенной в конце сентября в Киеве журналом "Слияния и поглощения".

Такое заявление молодого юриста выглядит тем более удивительно, если учесть, что его отец сделал свою карьеру на борьбе с российскими рейдерами.

Само понятие "рейдерство" пришло к нам с Запада, где им одновременно обозначают и недружественные поглощения, и так называемый "гринмейл".

Если гринмейл является общественно осуждаемым явлением, т.к. сводится к шантажу с целью продажи ранее приобретенного пакета акций по завышенной цене, то недружественные поглощения давно превратились в часть легального и вполне респектабельного бизнеса.

Так, например, средства для финансирования крупных операций по недружественному поглощению привлекаются на открытом финансовом рынке, в том числе, через паевые фонды, специализирующиеся на скупке акций и последующей реструктуризации неэффективно работающих предприятий.

Западные рейдеры способствуют экономическому развитию: они отстраняют от управления бизнесом неэффективный менеджмент, препятствуют злоупотреблениям со стороны крупных акционеров, реструктуризируют неэффективно работающие предприятия.

Причем собственники атакованной компании в итоге даже выигрывают от удачной "рейдерской" операции, т.к. стоимость их акций (вместе со стоимостью акций, приобретенных рейдером) повышается.

По сути, институт "рейдерства" стал одним из важнейших инструментов защиты интересов миноритарных акционеров. Рейдеры объединяют голоса, распыленные между сотнями и тысячами миноритариев, и заставляют топ-менеджмент и владельцев крупных пакетов акций считаться с ними.

Можно проследить еще одну интересную закономерность: одновременно с развитием института "рейдерства" развиваются и стандарты корпоративного управления. Сегодня решение правления американской компании "Borland International" о строительстве головного офиса с баскетбольным полем, бассейном и двумя кортами стоимостью $100 млн приводится в учебниках как хрестоматийный пример скрытой растраты. А в 1992 году оно не вызвало серьезных возражений, даже на фоне последовавшей потери компанией рыночных позиций.

К сожалению, украинские рейдеры, по сравнению с их западными коллегами, больше напоминают пиратов. Фактически, они осуществляют захват собственности, коррумпируя суды, правоохранительные органы, чиновников, политиков и депутатов.

Яркий пример – пресловутое "дело НЗФ", по которому 12 судов, находящихся в разных уголках страны, в разное время вынесли подозрительно похожие решения вплоть до целых абзацев текстуальных совпадений с повторением орфографических ошибок, что наталкивало на мысль о наличии одного автора и двенадцати судей-подписантов.

Если на Западе рейдерским атакам подвергаются неэффективно управляемые компании, независимо от их размера и родины капитала, то в Украине от рейдеров страдают исключительно представители малого и среднего бизнеса, иностранные инвесторы и попавшие в политическую опалу олигархи, т.е. все те, кто не имеет серьезной политической "крыши".

Рейдеры же, напротив, как правило, имеют высоких покровителей или являются частью той или иной ФПГ. Этот феномен украинской действительности еще раз подтверждает тезис о том, что украинское рейдерство является, прежде всего, коррупционным переделом собственности, но не процессом экономической оптимизации.

Именно кровная связь украинских рейдеров, олигархов и политиков внушает серьезные сомнения в перспективах деятельности различных комиссий (в том числе и правительственной), направленных на борьбу с рейдерством.

Возникает естественный вопрос: а что на данный момент мешает руководству МВД, прокуратуры, СБУ и Минюста бороться с рейдерством? И что принципиально изменится, если руководители этих ведомств будут встречаться друг с другом и вице-премьером Николаем Азаровым не только на заседаниях правительства, но еще и на антирейдерской комиссии?! Ничего.

Единственной мерой, которая способна превратить "антирейдерскую" комиссию в реально работающий инструмент, является включение в ее состав представителей того самого малого-среднего бизнеса, который и подвергается атакам.

Имея право голоса, бизнес-члены антирейдерской комиссии вряд ли позволят замолчать и оставить без наказания конкретные случаи сотрудничества чиновников, в том числе и силовиков, с рейдерскими структурами. А ведь именно безнаказанность рейдеров и их пособников делает возможным проведение рейдерских атак.

Однако, похоже, что именно от представителей бизнеса правительственная комиссия хотела бы избавиться.

Возможно, чиновники допустят в свои ряды руководство УСПП в надежде, что "в случае чего" смогут договориться, чтобы их давние друзья и старые товарищи не поднимали неудобных и ненужных вопросов.

В числе таковых – вопросы о связи между конкретными крупными ФПГ, политиками, чиновниками и столь же конкретными рейдерами.

Заметим, что хотя Анатолий Кинах и заговорил о рейдерстве одним из первых в стране, он до сих пор не назвал ни одного покровителя или заказчика происходящих захватов.

Пока же тесная связь конкретных политиков, олигархов и рейдеров не станет достоянием гласности и предметом расследований правоохранительных органов, украинские рейдеры так останутся "налетчиками" и "пиратами", чья деятельность разрушает институт частной собственности, препятствует инвестициям и тормозит развитие экономики.

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде