Нельзя научиться плавать, не зайдя в воду, или что такое Республика?

Понедельник, 4 декабря 2006, 13:10

Нынешнее многообразие мнений о конституционной реформе, безусловно, является положительным фактом, свидетельствующим о постепенном приближении общества к пониманию причинно-следственных связей между текстом Конституции и ежедневными проблемами граждан.

С другой стороны, такое многообразие отражает незрелость представлений о государственном устройстве.

Представители украинского политикума и эксперты утверждают: после последней конституционной реформы Украина превратилась из президентско-парламентской республики в парламентско-президентсткую.

Это ошибочное мнение.

Во-первых, и в главных, Украина пока не является Республикой!

Во-вторых, и то и другое имеет одинаковый смысл и означает одну, так называемую смешанную, форму республики.

Демократическое устройство государства предполагает избираемость гражданами испольнительной ветви власти на всех уровнях.

Бюджет демократического государства строится по принципу "снизу вверх" и на всех его "этажах" должен контролироваться гражданами страны.

По сути, это и есть определение понятия "Республика".

Согласно Конституции, в Украине пока действует в значительной мере авторитарный тип правления, так как исполнительная власть на местах по-прежнему находится в руках назначаемых сверху госадминистраций.

Только у горсоветов Киева и Севастополя есть право распоряжаться местными бюджетами.

Исходя из вышесказанного, стратегической задачей конституционной реформы в Украине является учреждение Республики посредством реформы местного самоуправления. Избираемые органы исполнительной власти на местах должны получить полное право распоряжаться своими бюджетами.

Главное, чтобы Украина стала наконец Республикой. А какая это будет республика – президентская (как в США), парламентская (как в Германии) или смешанная форма (как во Франции) – имеет второстепенное значение! Различия между этими тремя формами связаны, в основном, со способом избрания главы государства.

Главой государства, независимо от того, как он называется (!), является фактический глава центральной исполнительной власти. То есть тот, кто распоряжается административными, материальными и финансовыми ресурсами страны.

Именно поэтому глава исполнительной власти обязательно должен представлять ту или иную политическую силу, поскольку политическая ответственность перед обществом реализуется во время выборов, и избиратели должны знать какая партия отвечает за проводимый курс.

В президентской республике главой государства является президент, избираемый отдельно от парламента.

Президент формирует правительство и возглавляет его, представляя определенную политическую силу.

В парламентской республике избрание главы государства, который может называется премьер-министром или канцлером, (как в Германии), и возглавляемого им правительства осуществляется по результатам парламентских выборов и формирования парламентского большинства.

Поскольку выборы проходят на партийной основе, то глава государства автоматически имеет партийную прописку.

Однако при такой системе избрания может возникнуть ситуация, когда большинство (а значит – и правительство) не удается сформировать. Либо сформированное большинство через некоторое время распадается.

Выход из такого положения требует наличия еще одной фигуры (обязательно политически нейтральной!), которая объявила бы новые выборы и взяла на себя ответственность за ситуацию в стране до их проведения.

Эту функцию может выполнять лицо избираемое парламентом или сохранившийся в некоторый странах исторический рудимент – монарх.

В последнем случае парламентская республика называется конституционной монархией. В Германии такой человек, избираемый парламентом, носит название президент, однако он не является главой государства.

Его функции строго ограничены. Он не вмешивается в управление правительством, а только выступает гарантом функционирования парламентской модели в интересах всего общества и поэтому является политически нейтральной фигурой.

При смешанной форме, главой государства является президент, избираемый отдельно от парламента. Однако, в отличие от президентской формы, экономической частью правительства он руководит через назначаемого им премьер-министра.

Кандидатура премьер министра должна быть в той или иной мере согласована с парламентом. Тем не менее, президент остается фактическим главой правительства, он может вести заседания кабинета министров, а также имеет право единолично снять премьер-министра с должности.

Парламент таким правом не располагает, он может только выразить недоверие премьеру. Президент представляет определенную партию и несет всю ответственность за осуществляемый в стране курс.

В принципе, Украина может выбрать любую модель республики, ибо все они едины в главном: местные исполнительные органы власти не назначаются "сверху", а подконтрольны избирателям на местах.

Ни американский президент, ни немецкий канцлер, ни французский президент не имеют рычагов влияния на нижестоящие исполнительские структуры и на распределение средств на этих уровнях.

Украина располагает сегодня уникальной возможностью учесть исторический мировой опыт и выбрать наиболее эффективную модель для избрания верхушки исполнительной власти. У парламентской республики есть некоторые неоспоримые преимущества.

Во-первых, она более мощно стимулирует партийную структуризацию общества, так как парламентские выборы и последующее формирование правительства и его главы в меньшей мере носят личностный характер. Это особенно важно для стран с авторитарным или диктаторским прошлым.

Кстати, именно поэтому в Западной Германии, Японии и чуть позже – в Южной Корее была учреждена именно эта модель. Экономические успехи этих стран говорят сами за себя.

Во-вторых, эта форма позволяет обществу эффективней поддерживать внутрипартийную демократию. Это достигается мажоритарным способом избрания половины парламента. Однако при этом абсолютно необходимым условием является то, чтобы сами мажоритарщики представляли какую-либо политическую силу.

Отсутствие этого условия неизбежно влечет за собой утрату политической ответственности депутатов-мажоритарщиков перед избирателями. С этим явлением Украина уже столкнулась в недавнем прошлом.

К сожалению, непонимание этого обстоятельства привело к отмене мажоритарной системы как таковой, и, как следствие – к полному отсутствию контроля со стороны общества над составом партийного представительства в парламенте.

В президентской республике этот необходимый элемент также присутствует, однако он требует от общества существенных организационных усилий в виде проведения так называемых "первичных выборов" (primaries), в ходе которых выдвижение кандидата от той или иной партии на пост главы государства решается населением страны, а не внутри партии.

В-третьих, немаловажно, что парламентская модель республики более эффективна с точки зрения механизма делегирования избирателями своих прав, поскольку предполагает проведение только парламентских выборов.

Задекларированное стремление в ЕC осуществится не тогда когда там согласятся принять сегодняшнюю Украину. Напротив, Украина автоматически станет европейской страной, как только станет республикой.

В заключение следует подчеркнуть важное обстоятельство. Местное самоуправление требует понимания избирателей, что не президент и не "там наверху", а они сами отвечают за свою жизнь и за результаты своего выбора.

Очевидно, пройдет некоторое время, прежде чем люди после длительного "централизма" в мышлении научатся эффективно пользоваться своими правами, и чем быстрее это произойдет, тем меньше чужой собственности окажется в карманах нечестных политиков.

Но нельзя научиться плавать, не зайдя в воду...

Автор

Игорь Шевченко, член координационного совета Всеукраинской ассоциации "За европейские ценности в науке"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде