2007: без перевыборов, ревизии политреформы и революций

Алексей Голобуцкий, для УП — Среда, 27 декабря 2006, 12:23

В информационное пространство в декабре 2006 года, как и в июне-июле 2006, вновь запущен тезис о возрастающей вероятности досрочных парламентских выборов.

Однако вряд ли процесс переместится из СМИ в реальную политику – у заинтересованных сторон слишком много аргументов против и вполне достаточно рычагов влияния, чтобы найти иной путь разрешения возникающих конфликтов.

Поэтому, в конце уходящего года, достаточно корректной будет попытка долгосрочного прогноза развития политической ситуации, а именно – на следующие четыре года, вплоть до очередной президентской избирательной кампании.

Прогнозируя будущее развитие событий в политическом поле, необходимо учитывать не только незавершенность политической реформы (поскольку нынешней редакцией Конституции недовольны как премьерская, так и президентская стороны), но и теоретическую возможность ее пересмотра и даже отмены.

Сценариев пересмотра политреформы, инициируемых пропрезидентскими силами, рассматривается, по крайней мере, два. Отмена политреформы через Конституционный суд, а также принятие посредством референдума нового пропрезидентского проекта Основного закона.

Первый вариант теоретически возможен. Но практически Конституционный Суд нового созыва еще не принял ни одного решения, и рассуждать о его ориентированности, мягко говоря, можно лишь гипотетически.

Даже принимая во внимание тот факт, что президент, в силу особенностей формирования КС, имеет суммарно большее влияние на судей, чем премьер.

Однако очевидно, что сторона Януковича имеет достаточное количество как правовых, так и внеправовых аргументов, чтобы попытаться на равных отстаивать свою позицию в КСУ.

Второй сценарий для пропрезидентского лагеря на сегодня выглядит еще менее вероятным. Учитывая пошатнувшийся рейтинг Ющенко и пропрезидентских сил, кадровый хаос в "Нашей Украине" и тот факт, что организовывать и финансировать референдум будет правительство, существует большая вероятность того, что референдум не состоится.

Кроме того, в Украине, в отличие от Франции, президентские инициативы (указы) автоматически на референдуме не принимаются и требуют имплементации парламентом, в котором Ющенко, разумеется, не имеет большинства.

Таким образом, даже в случае позитивных результатов референдума, существующий состав Верховной Рады не имплементирует даже гипотетически выгодные главе государства результаты референдума.

Кроме того, необходимо учитывать и возможность изменения баланса сил в системе власти. Возможно, события будут развиваться таким образом, что проблема внесения изменений в Конституцию автоматически отойдет на второй план.

Любые кризисные моменты – развал правительственной коалиции, досрочные парламентские выборы, переформатирование коалиции, мощные экономические кризисы – могут привести к усилению президентской ветви власти в Украине, без внесения каких бы то ни было изменений в Конституцию.

Кроме того, важен и личностный фактор — не важно какое кресло, важно то, кто в нем сидит.

В экспертной среде бытует мнение, что если бы сейчас президентом была Юлия Тимошенко или тот же Виктор Янукович, они нашли бы способы, как эффективно воспользоваться полномочиями, оставшимися после политреформы.

Кроме того, не исключено, что в конце срока своих президентских полномочий, Ющенко и Тимошенко станут сторонниками усиления парламентской ветви власти. Янукович, напротив, будет отстаивать президентскую республику.

Правда, пока более вероятным выглядит вариант, когда в расширении полномочий президента будут заинтересованы БЮТ и ПР, а НУ будет им противостоять с целью не допустить сильного президента в лице Януковича или Тимошенко.

Некоторые заявления отдельных партийных деятелей подтверждают тенденцию, отмеченную автором еще в 2005: Украина неуклонно движется к классической двухпартийной политической и властной схеме.

Пусть и своими, весьма запутанными, непростыми и неоднозначными путями. Базовыми идеологообразующими центрами двух властных полюсов постепенно становятся два политических центра – Партия регионов и Блок Юлии Тимошенко.

Социалисты и коммунисты, традиционно парламентские партии на протяжении всей истории независимости Украины, в значительной мере, утрачивают свой организационный и кадровый ресурс. А материальными и финансовыми ресурсами если и оперируют, то, скорее всего, в пользу и по доверенности других политических сил.

Как показали парламентские выборы-2006, эти партии утрачивают и электоральный ресурс. Так что если им и удастся преодолеть барьер прохождения в ВРУ следующего созыва, то с минимальным количеством необходимых голосов. И они точно так же вынуждены будут блокироваться с партией власти (а вернее, присоединяться к ней).

"Нашу Украину" также можно исключить из процесса становления двухпартийной системы. "НУ" – по сути, достаточно рыхлый, искусственно созданный, многосоставный конгломерат.

Де-факто фракция "НУ’ уже сейчас легко распыляется между совершенно разными политическими платформами.

А при сокращении числа игроков в парламенте (что будет закономерным процессом при вероятном повышении проходного барьера), эту политическую силу просто разнесет по разным полюсам – без каких-либо последствий для общей ситуации.

Кроме всего прочего, уже сейчас существует разные сценарии развития этого политического проекта.

Но все они не предусматривают существование "Нашей Украины" в нынешнем виде.

Речь скорее всего пойдет о ряде самостоятельных проектов, ориентирующихся на Ющенко: либеральный, социал-демократический и национал-демократический. Именно поэтому в расчёт эту структуру принимать не будем.

Таким образом, уже достаточно чётко просматривается будущая политическая структура Украины: на основе баланса и взаимозаменяемости у власти ПР и БЮТ, подкреплённых перебежчиками от НУ и сателлита в виде СПУ.

Несмотря на это, в ближайшие несколько лет политическая ситуация в стране существенно не изменится. Сохранится общая тенденция к стабилизации – как политической, так и экономической.

При хотя бы минимально благоприятных условиях общество выберет наращивание собственного благосостояния, а не участие в политических или социальных конфликтах.

Однако собственно политикум будет продолжать борьбу (в основном — виртуальную), как минимум, за сохранение имеющегося электорального ресурса. Следовательно, партии будут провоцировать общество – прежде всего, активно работая со СМИ.

По мнению экспертов АМС, в отношении Кабинета Министров Януковича и Партии (фракции) регионов превалировать будут две тенденции. Первая — это усиление вала критики – со стороны оппозиции (БЮТ) и тактических партнёров (КПУ, СПУ), бывших партнёров (ПСПУ) и гипотетических ситуативных партнёров ("НУ").

Критика будет как конструктивной, так и популистской, основанной как на реальных фактах и просчётах, так и на мифах и предрассудках. Сейчас это происходит эпизодически – критика, в основном, приурочена к более-менее заметным событиям, датам, к пикам неких внутрипартийных и внутрифракционных процессов.

Однако даже при таких условиях всплески дискредитации или просто критики на нынешнем этапе достаточно регулярны. С каждой сессией Рады, с каждым годом пики напряжения будут всё выше, инспирированные извне локальные информационные кризисы всё чаще.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно уверенно говорить, что сегодня команда президента не готова к досрочным выборам и не будет к ним готова весной или летом. Партию регионов нынешняя ситуация во многом устраивает.

И для нее нет достаточных мотивационных составляющих для непротивления досрочным перевыборам.

А БЮТ будет достаточно долго использовать тезис о перевыборах как метод политического шантажа, причем не столько команды премьера, сколько команды президента.

Вторая тенденция — это увеличение количества реальных проблем (в масштабе от спорного вопроса до всеукраинского кризиса), которые вынуждена будет решать контролируемая Януковичем власть. Данный процесс полностью объективен – даже если полностью исключить вероятность саботажа либо открытого противодействия на местах, поток проблем будет всё равно нарастать.

Прогнозируя действия властной команды на ближайшее время, следует включить в расчёты и следующий момент: основная на сегодня политическая тенденция, вызывающая наибольший резонанс – завершение властной экспансии Партии регионов.

Бюджетный процесс остальные политические силы и СМИ также подают как часть взятия ПР под свой контроль максимума власти. На всех спорных моментах оппоненты будут стараться заработать рейтинг и потеснить ПР в традиционно её регионах.

В целом, прогноз общеполитической ситуации на период до парламентских выборов 2011 года, так или иначе сосредоточено вокруг Партии регионов, как партии власти, и вокруг Кабинета премьера Януковича. Такой подход вполне оправдан. На сегодняшний день они являют собой определяющую силу в стране.

Объясняется это не столько ростом влияния института премьер-министра после политреформы, сколько неумением команды президента эффективно использовать свои достаточно весомые полномочия, даже после изменений в Конституции.

Секретариат Ющенко упустил динамику, контроль за развитием политической ситуации в стране. И вернуть его сейчас будет крайне сложной задачей — даже для новой команды во главе с Балогой и Гайдуком.

Наиболее значимым событием 2007 года в парламенте будет, вероятнее всего, переформатирование большинства. В рамках этого процесса, очевидно, рано или поздно из коалиции выйдут коммунисты – громко, с резонансными заявлениями и разоблачениями.

Часть депутатов от "НУ" и БЮТ формально пополнит коалицию с Партией регионов. Возможно, в процессе переформатирования будет созван обширный политический и политологический хурал, подписан очередной Универсал, сделаны очередные попытки национального примирения.

В контексте новой расстановки сил в парламенте, а также надвигающихся масштабных кризисов, связанных с дальнейшим повышением стоимости российских энергоносителей и износом инфраструктуры ЖКХ, правительство, вероятно, вернётся к почти паритетному распределению должностей между представителями ПР и пропрезидентских сил.

Как минимум на уровне заместителей многих министров. Цель — разделение ответственности и неизбежного негатива.

Секретариат президента и СНБО, вероятно, будут ещё пополнены фигурами вроде Хорошковского и Гайдука – опытными и эффективными менеджерами без особых политических амбиций. Но зато с опытом достаточно конструктивного сотрудничества на разных уровнях с представителями нынешнего правительства.

Возможно, все эти изменения позволят удержать в разумных и более-менее контролируемых рамках гражданские протесты, развёртывание которых неизбежно.

В целом, 2007 год будет более сложным для населения, чем для политиков. Таковы, к сожалению, реалии украинской политической жизни…

Алексей Голобуцкий, Агентство моделирования ситуаций, для УП