Западная дилемма, или Станет ли Украина 30-м членом НАТО и ЕС?
Людям присущи логические суждения с двумя противоположными выводами, которые противоречат друг другу и исключают выбор третьей возможности. Так в течение веков предки современных украинцев надрывались под ярмом геополитической дилеммы, спроектированной по оси Запад – Восток.
Замедленное движение украинского народа к исторически "своей" цивилизационной принадлежности объясняется государственно-правовыми факторами и уровнем политической консолидации общества.
Хотя на уровне идеологии украинцы постоянно брали за образец Европу, и из-за осложненных "странотворящих родов" попадали под акушерскую опеку России, которая не практиковала анестезию и кесарево сечение.
С первых дней независимости Украина продолжала находиться на традиционных геополитических весах. Но двухполюсный и двухвекторный мир уже коренным образом изменился, поэтому за 15 лет внутренне созрел мировоззренческий прорыв.
Как ни парадоксально, длительная украинская дилемма ("геополитический кнут") осенью 2006 была фактически разрешена во всех сферах правящей верхушки: революционной и контрреволюционной, западников и москвофилов. При этом не совсем ожидаемым консенсусом, учитывая общие рейтинги внешнего влияния, направление векторов и лозунги политических гладиаторов Украины 1991 — 2006 годов.
"Европейская идея" (выбор, курс, платформа, интеграция, и т.п.) потеряла в Украине образца 2006 статус политической альтернативы, превратившись в рамках единой национальной стратегии на небольшую пиар-дискуссию вокруг технико-тактических действий ("дорожной карты") достижения прогресса в западном фарватере.
В короткий для истории срок (всего за полтора десятилетия) в соревновании за украинскую душу автократический Восток институционно проиграл демократическому Западу, то есть нео(либерально)имперская потуга уступила магнетизму объединенной демократии.
Правда, в мировосприятии современных украинцев рецидивом колониального менталитета "Европу" попробовали расщепить на дуаль экономически положительного Европейского Союза и военно-агрессивного Североатлантического Альянса.
В конце концов, относительно НАТО все свелось к мирному сосуществованию двух слишком персонифицированных внешнеполитических сценариев, которые выводят Украину на одну и ту же программу действий относительно членства с незначительным временным интервалом. Президенту нравится "скоростной подход", премьеру — "постепенная интеграция".
Ничего особенного, расхождения только в имидже и в нюансах, навеянных Януковичу социологическими исследованиями общественного мнения — опять-таки западного инструмента влияния на государственные решения.
(Вот если бы премьер принял во внимание последние рейтинги народного доверия к себе, то вряд ли переступил бы порог своего кабинета в доме правительства. Между прочим, после полуторагодовалого искупления Янукович вернулся на должность премьера тоже по-западному ― вследствие этических провалов президентской коалиции. Как ушел, все помнят: явно не из-за этики, а из-за проблем с законом).
Юморина
Безусловно, запятнанная биография, замедленная дикция, упорная последовательность в игнорировании морали и права навсегда останутся паранормальным явлением для западного сообщества.
Речь идет не о лингвистических различиях между временными дуумвирами современной Украины (с августа 2006) — президентом Ющенко и премьером Януковичем.
Здесь легко разобраться: активный словарь человека со средним образованием насчитывает 1,5-4 тысячи слов, а лексический запас начитанного выпускника высшей школы вмещает до 8 тысяч слов.
Ясно, что к интеллектуальным беднякам относится премьер, а президент свободнее чувствует себя среди изысканных ораторов. Надеюсь, социолингвисты еще прокомментируют на языке цифр оба "потока сознания", высказанные в свободном режиме, без бумажки спичрайтера.
Кроме того, эстета "вредного кота Леопольда" уже третий год преследует кара Господняя на букву П: профессор, последовательный, профессионал... Вот на прошлой неделе он по-монаршески бесцеремонно унизил и деклассировал свой парламентский кадровый резерв, отдав весомую министерскую ношу забавному стриптизеру.
В который раз с вымученной улыбкой Янукович подтвердил, что уже в первые месяцы своего самостоятельно запрограммированного премьерского десятилетия исчерпал интеллектуально-деловой потенциал Партии регионов. Не хватило перспективных фигур, поэтому приходится подбирать на обочине прошлого крикливых марионеток и клоунов из числа безработных маргиналов.
При этом, без оборонно-наступательного межпартийного пакта, где хотя бы гипотетически могли содержаться тайные протоколы.
Пока что в парламенте действует антикризисное соглашение двух сил ― регионало-коммунистов и социалистов. Якобы вполне легальной выглядит поручение председателю совхоза и семи бригадиров порулить полумиллионной милицией.
На самом деле кадровый подбор проводится небрежно, под обманным (квазипрозападным) прикрытием охлократического клише о министре-политике ― на самом деле, такого себе идейного "большевика", без образования, квалификации, опыта и морали, который тянет за собой таких же заместителей.
При критической массе подобных назначений антикризисной коалиции будет сложно дожить до урожая своего первого года.
Украинцы ценят юмор, но не настолько, что бы превратить страну в театр стриптиза или в улицу красных фонарей.
Если быть честным, то в конституционно реформированную комнату смеха завела своих коллег мастерица сатирического жанра Юлия Тимошенко.
В течение последнего года ее агитационно-пропагандистский талант привел к тому, что политтехнологические трюки о "народном премьере" и "слабом президенте" глубоко засели в сознании "верхов" и "низов".
Весь анекдотический комизм в том, что в это поверили "два Виктора" под мудроседолобое поддакивание Александра Мороза, счастливого отца неудачной конституционной реформы.
На самом деле, согласно действующей Конституции, президент может смотреть на премьера весьма снисходительно, как великан на пигмея.
А тот должен ходить как рядовой член на СНБОУ, ждать месяцами утешения от Конституционного Суда, потеть от слов "согласования", "директивы" или "вето"...
Вместе с тем экс-премьер Тимошенко существенно повысила свой нынешний статус. Теперь она не столько лидер парламентской оппозиции, сколько единственная спасительница президента, который за год поставил ей подножку дважды — в сентябре 2005 и в июле 2006.
Такая уж судьба в украинской "Жанны д'Арк". Как известно, историческую героиню руками врагов уничтожил ее же король.
Вопреки всем аналогиям и личному, именно на голосах фракции Тимошенко сейчас держится парламентская игра президента. При условии верности БЮТ у него есть весомое дисциплинарное влияние на Верховную Раду через маневры с "вето".
А это не бумажные куклы с именами Универсал и Регламент (секретариатов).
Асоциальная (извините ― антикризисная) коалиция в конце концов это осознала после несколькомесячной реваншистской бравады.
Цена и ценности
Впрочем, последнее слово за украинским социумом, где уже давно случилась революция мировоззрения. Она безболезненно превратила традиционную дилемму "Европа — или — Россия" в музейный экспонат — для президентского Художественного Арсенала.
В этом смысле приметно, что 5 декабря 2006 года премьер Янукович, находясь с официальным визитом в Вашингтоне, в сущности, назвал ценовой фактор решающим в российско-украинских отношениях.
В начале декабря 2006 премьер Янукович чистосердечно убеждал вице-президента США Чейни и госсекретаря Райс в отсутствии расхождений с президентом Ющенко относительно национальной стратегии на ближайшие 20-25 лет.
В отношениях с Москвой у самого пророссийского из всех украинских премьеров в мыслях всегда оптовая цена "хлеба насущного", а относительно Брюсселя — общие ценности, к которым надо дотягиваться, в том числе посредничеством технических деталей — через сеть информационного партнерства с НАТО с целью воспитания социума.
Цена и ценности ― слова однокоренные, но сейчас между ними ― лингво-политическая пропасть.
За четыре года премьер Янукович и его Партия регионов трижды меняли свои взгляды относительно НАТО: членство (2002 – 2004), враждебность (2005), сотрудничество (2006).
За это время изменился генеральный секретарь НАТО, но украинский премьер во второй раз вынырнул в бассейне власти.
Дверь под номером 30
Геополитически Оранжевая революция прошла под знаком тектонического сдвига в сторону Запада. Евросоюз стал главным посредником в решении кризиса, а 13 января 2005 Европарламент 467-ю голосами против 19-ти проголосова за резолюцию предоставить Украине "европейскую перспективу" с возможным членством в ЕС.
Но после Оранжевой революции гарантированного победителями прорыва на Запад не состоялось. У должностных лиц опять проявились признаки периферийности – все свелось к делению должностей и сфер влияния, тайных договоренностей.
Если в начале президентской карьеры Кучма просил правящую верхушку подсказать, какое государство строить, то на втором году президентства Ющенко уточнял банальные вещи. Он в конце января 2005 указал время (в течение нескольких недель), когда Украина подаст заявку на членство в Евросоюзе.
На праздновании Дня Европы в мае 2006 уже проявил размытую осторожность: Украина станет полноправным членом ЕС во время его президентства (наверное, текущего — первого?).
Сейчас отношения между Украиной и Европейским Союзом базируются на основе десятилетнего соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое заканчивается почти через год – в феврале 2008-го.
С мая 2005 двусторонние отношения Украина – ЕС развиваются в рамках политики соседства, которая касается еще 15 стран: Алжир, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Египет, Грузия, Израиль, Иордан, Ливан, Ливия, Молдавия, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис.
Недавно Украине предложили углубленное соглашение с ЕС о зоне свободной торговли, но после присоединения ко Всемирной торговой организации в 2007 году.
Это, кстати, один из важных этапов присоединения к ЕС, где сейчас есть достаточно ресурсов для мирового влияния: население 450 миллионов, самый большой общий рынок, 45 тысяч дипломатов, 100 тысяч миротворцев на всех континентах и т.п. С этой точки зрения вполне резонно говорят в мире о глобальной миссии Европы.
Если право на вступление в ЕС не вызовет в Украине противоречий, то получение членства в НАТО пока что искусственно затягивается. А это также является весомым шагом к ЕС и мощным экономическим эффектом.
Через гарантии безопасности НАТО, Украина коренным образом укрепляет свою территориальную целостность и политическую независимость. И это при скромном росте затрат на оборону с 1,4% до 1,7-2% ВВП, годовом членском взносе в 40-50 миллионов долларов.
Вместе с тем, аналитики отмечают интересную закономерность. За год после объявления о вступлении в НАТО иностранные инвестиции в Польши, Чехии и Венгрии выросли в 3,5 раза, в Румынии – на 141 %.
Присоединиться к НАТО легче, поскольку требуется меньше фундаментальных изменений в общественно-политической системе.
На Рижском саммите (ноябрь 2006) Украину могли пригласить к Плану действий относительно членства, а максимум в 2010 она бы его получила.
Аккурат под занавес президентской каденции Ющенко. Тем не менее, в течение двух лет после Оранжевой революции преобладали уроки риторики, которыми восхищались ее видные герои и антигерои.
Острая борьба политических сил весной 2006 "перегрела" часть украинского общества проблемой НАТО и привела, в частности, к срыву общих обучений в Крыму.
Вследствие этой паузы Украину не пригласили в Ригу. Впрочем, последний саммит подтвердил, что НАТО (26 стран) не чувствует "усталости расширения", присущей ЕС.
В 2005 в ЕС произошел самый больший кризис за всю его историю. Франция и Нидерланды отклонили на референдумах конституцию ЕС, которую на тот момент ратифицировали 15 из 25 стран-членов.
Проблема не в положениях конституции, а в нехватке новых объединяющих идей. Ведь положительные ассоциации (мир, свободный рынок, открытые границы и евро), которые раньше связывались с ЕС, себя исчерпали.
Но эта пауза "плавильного котла" может только побудить Украину тщательнее выполнять "домашние задания" по программе Евросоюза. В 2007 в ЕС уже будут входить 27 государств (входят Румыния и Болгария). На очереди ― Турция и Хорватия. Опять-таки символично 30-й могла бы стать Украина...
Прекрасно, что рядом с Украиной на географической карте расположена Россия, которая, будучи геополитическим зеркалом, самая не может обойтись без приманок Запада.
Как ни парадоксально, но продиктованная национальными интересами украинско-российская конкуренция в последние годы ведется за первенство получить "западные трофеи": капитализацию, "Евровидение", рыночный статус, ВТО, соглашения с ЕС и НАТО и т.п.
Ясное дело, внутреннее наполнение этих соревнований ментально разное: украинцы отчитываются о соблюдении ценностей, а русские набивают себе цену.
И это не игра метафор во время геополитической паузы. Ее просто нет, потому что "точка невозвращения" уже пройдена. Все это заметили, но не все в Украине говорят об этом вслух из уважения к действительно ценному соседу.
Роман Официнский, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Украины Ужгородского национального университета, для УП