"Бульдозерная" стратегия Януковича, или "против лома нет приема…"
Хотя во время визита в США Янукович заявил, что собирается "править" в Украине не меньше 10 лет, выбранная им жесткая "бульдозерная" стратегия захвата политической и экономической власти в стране говорит, скорее всего, о его страхе потерять власть.
Тот факт, что, вопреки желанию Ющенко достичь с Януковичем и Морозом определенного комфортного для себя консенсуса в вопросах распределения власти в Украине, премьер-министр выбрал тактику тотальной "зачистки" от оранжевого инакомыслия власти, говорит о глубоком психологическом комплексе после поражения на выборах 2004 года.
Будучи в декабре 2004 года без одного шага президентом Украины с практически неограниченными полномочиями (осталось только сделать достоянием общественности решение ЦВК в официальной печати), Януковичу пришлось пережить сначала сильный стресс, а потом – глубокую депрессию и прострацию из-за конечного поражения в президентских гонках.
Именно Ющенко вывел своего недавнего оппонента из этого состояния в сентябре 2005 года, предложив ему в обмен на поддержку назначения Еханурова на должность премьер-министра, Меморандум и новую политическую перспективу лидера оппозиции – именно эту роль Ющенко отводил Януковичу после парламентских выборов.
Хотя, именно президенту Ющенко, с его знаменитыми Меморандумом и Универсалом, Янукович обязан второй "ходкой" во власть. Впрочем, страх снова потерять все побеждает любой здравый смысл. Очевидно, что третьей попытки для него уже не будет.
В стремлении получить абсолютную власть в Украине Янукович сейчас находит маргинальных сторонников как в собственной политической силе, так и стопроцентно у коммунистов, которые, находясь на грани политического вымирания, получили шанс немного продлить свою политическую жизнь.
Но большинство социалистов и большая часть умеренных регионалов понимают, что дальнейшая политическая конфронтация в стране без очевидных экономических и социальных успехов правительства, приведет в конце-концов к фатальной для них потере рейтинга, особенно в неродных для ПР регионах.
А на Донбассе последовательных приверженцев Януковича ожидает разочарование и депрессия по аналогии с тем, что сейчас происходит с приверженцами оранжевых сил.
Потому что "улучшение их жизни уже сегодня" никак не происходит. Скорее наоборот. Не считая даже узаконенного статуса русского языка, как регионального, и освобождения территории от НАТО.
Бизнесу, в том числе большому, нужна стабильность внутри страны и лояльность за границей. Главным акционерам и спонсорам Партии регионов, как и представителям других ФПГ, совсем не нужно конфронтационное политическое развитие Украины.
На данный момент деятельность в правительстве представителей оранжевых Луценко, Тарасюка и Гриценко не приносила никаких хлопот "старшим партнерам" ПР, таким как Ахметов и Клюев. Поэтому их отставка абсолютно не стоит угрозы потери экономической и политической стабильности в стране.
Отставкой Тарасюка Янукович еще не перешел за точку невозвращения, потому что у президента в запасе есть еще компромиссная кандидатура Чалого на должность министра иностранных дел. Но отставкой Гриценко, вероятно, этот рубикон будет перейден.
За точкой невозвращения – продолжении маргинализации Януковича и реакционного крыла антикризисной коалиции во главе с коммунистами, с одной стороны. И ветирование бюджета, нарастание оппозиционного сопротивления и перспектива отмены конституционной реформы – с другой.
В таком случае о стабильности, росте ВВП, экономической предсказуемости, росте стоимости активов, иностранных инвестициях в ближайшей перспективе можно забыть. Вместе с тем, можно точно предусмотреть расширение протестного электората во всех регионах Украины и рост рейтингов БЮТ.
Перспектива такого сценария развития может заставить сесть за теперь неформальный круглый стол представителей большого бизнеса, таких, как Ахметов, Клюев, Тарута, Гайдук, Коломойский, Пинчук, Порошенко, Бойко и доверенное лицо президента, которые "по совместительству" являются главными спонсорами основных политических сил.
Именно такой неформальный круглый стол может стать катализатором консолидации страны, создания "широкой коалиции" и назначения нового коалиционного правительства во главе с компромиссной фигурой, которым может стать Ехануров, Гайдук, Яценюк, Богатирева и т.п.
Экономической базой такой для коалиции будет неприкосновенность собственности, либерализация экономики и, как ни удивительно, преодоление коррупции. Потому что сама коррупция, которая создает неравные условия хозяйствования, может развалить "джентльменские" договоренности на самом высоком уровне.
В таком случае БЮТ суждено быть в оппозиции по крайней мере к президентским выборам 2010 года. Но именно перспектива победы на следующих президентских выборах Тимошенко, которая будет увеличиваться с углублением политического кризиса и экономического застоя, может тоже стать консолидирующим фактором такой коалиции.
Если личные амбиции и комплексы Януковича станут явным фактором нестабильности в Украине, то этой политической фигурой экономический истеблишмент в конце концов будет вынужден пожертвовать в пользу стабильности и консенсуса основных ФПГ страны. Так же, как летом 2006 года пожертвовали Тимошенко по причине ее слишком больших политических амбиций.
Если Янукович в ближайшее время радикально не сменит свою политическую стратегию войны на стратегию мирного сосуществования двух систем, его политическая карьера может закончиться уже в ближайшее время.
Потому что против лома – нет приема, если нет другого лома.
Сергей Сорока, для УП