Коматоз "Нашей Украины"
Три недели, которые были отведены партии "Наша Украина" на собственное реформирование, подходят к концу. Продолжение съезда, который ознаменовался резкой критикой соратников из уст Ющенко, может состояться в субботу.
Но ничто не говорит о желании руководства партии выполнить поручение своего почетного председателя. И все останется так, как есть...
Приезд Ющенко на предыдущее собрание однопартийцев стал сенсацией – до того президент в течение года игнорировал заседания. Целью прихода Ющенко стал призыв поменять руководство "Нашей Украины". Его проигнорировали – поэтому большой неожиданности не произойдет, если Ющенко и в эту субботу опять не прийдет.
Отношения Ющенко и "Нашей Украины" зашли в тупик. Ющенко по своему усмотрению использовал партию для реализации собственного взгляда на исторический процесс, и этому есть очень много примеров.
Первое: Ющенко настоял, чтобы "Наша Украина" баллотировалась в парламент в одном блоке с пятью младшими партнерами – партиями Тарасюка, Кинаха, Матвиенко, Ивченко, Стретовича.
Блок как форма сосуществования связал ноги партии "Наша Украина", которая и без того не отличалась подвижностью.
Показательно, что сам Ющенко, когда был депутатом и лидером "Нашей Украины" образца 2002 года, отплевывался от такой немобильной формы организации как "блок".
Второе: Ющенко навязал избирательному списку "Нашей Украины" своих людей, которые заняли позиции лидеров вопреки внутрипартийной иерархии, а иногда – и элементарной логике.
Среди них можно увидеть подруг семьи Ющенко, его любимых певиц и телеведущих.
Третье: Ющенко остановил создание оранжевой коалиции на следующий день после выборов в парламент.
После того, как Бессмертный признал право Тимошенко быть премьером, он был вызван на Банковую, где получил "взбучку" по первое число.
Четвертое: Ющенко собственноручно заполнил квоту "Нашей Украины" в правительстве Януковича в августе 2006 года.
Кандидатуры Лиховия, Поляченко, Павленко в партии не обсуждались, но были внесены на утверждение парламентом от ее имени.
Пятое, но не последнее: Ющенко пытался вернуть "Нашу Украину" за стол переговоров с Януковичем, когда над этим безрезультатным процессом начали смеяться, уже, наверное, даже дети.
Но здесь партия начала тихий саботаж против своего почетного председателя...
Выбранное Ющенко поведение относительно своей партии не отличалось желанием делать хоть какую-то черновую работу. Для соратников он играл роль небожителя, который появлялся перед ними только в парламенте. С однопартийцами Ющенко общался исключительно через посредника, роль которого выполнял Бессмертный.
В общем, Ющенко использовал формулу: "Власть в "Нашей Украине" – моя, ответственность – ваша".
При том, что на самом деле в украинских реалиях формула "почетный президент" используется, чтобы закамуфлировать ежедневную активность в каком-нибудь учреждении.
Например, можно и нужно критиковать Григория Суркиса, но когда он был "почетным президентом Динамо", то ни на секунду не прекращал ежедневную работу в клубе, а звание было для прикрытия на работе в парламенте. Ющенко же сделал наоборот – он вспоминал о титуле "почетного председателя "Нашей Украины" только в нужные для себя моменты.
***
Вместе с тем, Бессмертный несет личную ответственность за положение дел в партии.
Первое: Бессмертный не сделал ничего, чтобы остановить практику, которую ввел Ющенко. Такая формула была для него удобной, так как позволяла перед партийцами ссылаться на президента, а перед Ющенко – на мнение "Нашей Украины".
Второе: Именно Бессмертный был идеологом едва ли не главной ошибки Ющенко-президента – так называемого "нулевого варианта", когда в разгар коррупционного скандала были отправлены в отставку "дорогие друзья" и правительство Тимошенко.
Третье: Именно Бессмертный не защитил избирательный список от "левых пассажиров" и разрешил партии превратиться на инструмент "дорогих друзей".
Четвертое: Бессмертный как фигурант переговоров с Партией регионов потерял поддержку рядовых членов "Нашей Украины". Если же его неприятие требования Ющенко заключить соглашение c донецкими было таким глубоким, у него всегда был выбор – уйти в отставку.
Пятое: На Бессмертном как на фактическом руководителе "Нашей Украины" лежит ответственность за недостойный результат на выборах и бездарное использование бренда "Ющенко", который был фактически подарен партии в пользование.
Более того, Бессмертный как главный ее топ-менеджер должен был подать в отставку сразу после провала "Нашей Украины" в марте 2006 года. Но, повторяя, что "не держится в должности", Бессмертный еще крепче сжимает партийный руль.
Похоже, и у Ющенко не хватит решимости прямо предложить Бессмертному уволиться: максимальное количество намеков, сделать которые он был в состоянии – это его речь на съезде три недели назад о том, что "ответственность лежит на руководстве партии".
Сам Бессмертный о своих ошибках любит говорить, что полученный опыт с точки зрения истории является бесценным. Но расплачиваться за такие эксперименты иногда приходиться не только "Нашей Украине", а и одноименному государству.
"Реформы" Бессмертного, запланированные в партии, предусматривают изменение состава президиума за счет включения туда бывших министров. Совет партии предлагается расширить, выбрав туда по три представителя от каждой региональной организации, губернаторов, руководителей секретариата президента и даже представителей молодежной организации "Наша Украина".
Очевидно, что нынешняя численность совета – более чем 180 членов – существенно не изменится. Но и маневренность партии от этого не повысится.
Еще одна ошибка Бессмертного – то, что он разрешил расшатывать "Нашу Украину", чем в последнее время занимался Николай Катеринчук.
План "реформ" Катеринчука – все кадровые назначения в партии делать тайным голосованием. Кроме того, включить в совет по меньшей мере 30 представителей из тех областей, которые отдали больше всего голосов "Нашей Украине" на парламентских выборах.
Хитрость понятна – ведь речь идет о западных регионах, где не воспринимают нынешнее руководство "Нашей Украины", которое замешано в переговорах с Януковичем. Кроме того, Катеринчук хочет исключить из партии тех, кто голосовал за премьерство Януковича – таким образом он хочет избавиться своих главных внутренних оппонентов – Бессмертного и Третьякова.
Хотя более вероятно то, что это они от него избавятся. Идеи Катеринчука обречены на провал учитывая его политическое бессилие. Кроме того, он лично не пользуется поддержкой президента – еще с тех пор, когда не смог организовать нормальное юридическое сопровождение Ющенко на выборах-2004.
Еще одна причина нелюбви Ющенко – отказ Катеринчука от неблагодарной работы в налоговой администрации в пользу депутатского мандата.
***
План Ющенко – ввести в "Нашу Украину" свой менеджмент – закончился провалом.
Яценюк, которого президент хотел видеть председателем совета партии, то есть на месте Бессмертного, и пальцем не пошевелил, чтобы выполнить этот замысел главы государства. Кроме того, высокомерное поведение Яценюка вызвало неприязнь среди нашеукраинцев. На внутрипартийных обсуждениях в ход шли все аргументы – начиная тем, что Яценюк – это "парашютист", сброшенный на "Нашу Украину" сверху, и заканчивая тем, что он не стоял на Майдане. Кое-кто из нашеукраинцев договорился до того, что он вообще напоминает человека неправильной национальности.
Яценюк с самого начала не хотел идти в "Нашу Украину" – поскольку ни партийные ячейки, ни фракция не были бы ему подконтрольны. Позже он вообще отказался как бы то ни было связывать себя с этой партией.
Ющенко прекратил борьбу за "Нашу Украину" на прошлой неделе. Тогда состоялась его встреча с фракцией, значительная часть которой была посвящена поучениям президента, которые касались поведения "Нашей Украины" в Киевсовете.
Как оказалось, перед этим Ющенко проехался в одной машине с мэром Черновецким, который нарассказывал президенту немыслимые истории о "дерибанах" – но не со своей стороны, а с нашеукраинской.
Хотя Ющенко вел себя тогда довольно агрессивно, он сказал нашеукраинцам: "Душой я с вами", – и еще раз подчеркнул, что в партии "могут быть обновления".
Сейчас уже можно прогнозировать, что съезд оставит "Нашу Украину" в том же состоянии, в котором она была раньше.
Порошенко, Третьяков и Мартыненко напрямую контролируют как минимум треть областных ячеек партии. Столько же обкомов у руководителей из числа людей Бессмертного. И на втором этапе съезда будут все те же лояльные делегаты, выбранные до разгромного выступления Ющенко. А единственным фактором дестабилизации в субботу может стать Катеринчук.
Кадровое же перестановки, о которых говорил Ющенко, сведутся к изменению состава ради партии и назначение нового председателя исполкома. Не будет большой неожиданностью, если место Катеринчука займет безработный Роман Зварыч.
Заявление Третьякова о том, что он будет предлагать на это место Рыбачука, относится скорее к категории черного юмора – так как выполнять идеи "дорогих друзей" предлагается их главному врагу в период с осени 2005 – лета 2006 года.
А председателем слвета партии останется Бессмертный. У Катеринчука для этого нет поддержки, у Порошенко – надобности. Ему лучше действовать под прикрытием двух Романов, не неся прямой ответственности за поступки партии.
Слухи о приходе Луценко выглядят утопическими – так как это требует стартовать с политическим проектом за три года до ближайших выборов, не имея при этом депутатского мандату.
Игнорируя требование Ющенко, "дорогие друзья" убеждены – независимо от партийных чисток, президент будет вынужден сотрудничать с любой "Нашей Украиной", которая является его единственной опорой. И чем ближе к следующим выборам президента, тем эта "любовь по расчету" будет становиться неотвратимой.
Похоже, "Наша Украина" уже нашла идею, которая может доказать ценность партии для Ющенко.
Эта же идея разрешит сцементировать "Нашу Украину" изнутри – то есть занять на некоторое время руки, чтобы отвлечь внимание от внутренних распрей и мобилизовать свой растерянный электорат. Возможно, даже с уличными акциями протеста.
Такой идеей является отмена политреформы.
Второго "Нашей Украине" не дано – иначе вместо них это сделает блок Тимошенко...