Политическая реформа или реванш кучмизма?

Сергей Сорока, для УП — Среда, 8 ноября 2006, 12:30

Сейчас трудно сказать, была ли политическая реформа в Украине хорошо спланированным идеологами кучмизма стратегическим политическим проектом, целью которого было оставить Украину в состоянии политической и экономической неопределенности и балансирования под властью марионеточного уголовно-олигархического режима.

Или же она была мгновенной реакцией штаба прокучмовских сил на события оранжевой революции, которая провалила планы передачи власти в "нужные" руки путем манипуляционных избирательных технологий.

Причем, кажется, у самого Кучмы достаточно касательное отношение к идеологии создания постсоветского общества, которое мы называем "кучмизмом".

Примерно такие же идеологии в Беларуси, Сербии, Грузии до "революции роз", Кыргызстане, Армении, Узбекистане, Таджикистане олицетворяют Лукашенко, Милошевич, Шеварднадзе, Акаев и т.п.

У политических режимов этих стран общие признаки и, что самое важное, общая заинтересованная сторона в их сохранении – Россия.

Эти общие признаки марионеточных постсоветских режимов следующие:

- недемократический или квазидемократический политический режим (то есть, отсутствие действенной сильной оппозиции, реальной свободы слова, свободных демократических выборов и независимой судебной системы).

Такой режим позволяет назначать марионеточного руководителя государства, контролируемые правительства и передавать власть "нужному" контролируемому лицу,

- наличие межнациональных, языковых или региональных противоречий внутри государства, которые своевременно и профессионально подогреваются и обостряются извне,

- неэффективная энергозависимая экономика и коммунальное хозяйство, когда сравнительно легко можно создать кризисное положение простым закручиванием одного газового или нефтяного вентиля,

- внутренняя системная глубокоэшелонная коррумпированная бюрократия, в которой каждый госслужащий находится на крючке системы круговой поруки.

Падение режима Милошевича в Сербии, "революция роз" в Грузии, оранжевая революция в Украине и переворот в Кыргызстане, казалось, нанесли непоправимый удар по влиянию России в регионе.

Но Путин достаточно быстро внес коррективы в политику России в странах-сателлитах, отпустив Сербию в "свободное плавание", "закрутив гайки" в отношениях с Грузией, вплоть до разрыва любых отношений, вернув к власти в Украине лояльный режим, запустив механизмы нестабильности в Кыргызстане.

При этом другие страны-сателлиты постсоветского пространства получили недвусмысленные намеки на возможные последствия слишком самостоятельной политики режимов, которые там правят.

Постреволюционная оранжевая Украина могла стать катализатором создания демократического проевропейского пояса вокруг России, но то ли непонимание оранжевой власти во главе с президентом Ющенко требований и рисков современного политического мира, то ли банальное политическое невежество новой власти, помноженное на инертность европейской бюрократии, поставили жирный крест на планах демократических романтиков в Украине и Европе.

Россия набирает новую силу в регионе, открытое сопротивление которой пока что оказывает только маленькая Грузия.

Начиная с феерической газовой операции 2005-2006 года, которая закончилась позорным для Украины подписанием газовых соглашений 4 января 2006 года, Украина начала последовательно терять свой экономический и политический суверенитет.

Россия сделала выводы из того, что практически одновременная остановка летом 2005 года контролируемых ею украинских нефтеперерабатывающих мощностей, что непонятным образом совпало во времени с началом сбора урожая в стране, не привела к экономическому и социальному коллапсу в стране.

В результате же газовых соглашений, начиная с января 2006 года, Россия получила доступ к контролю практически над всей экономикой и жилищно-коммунальным хозяйством страны через полутеневую РосУкрЭнерго и полностью зависимую от нее и ненужную Украине компанию Газэнерго.

Очевидно, что ГРУ РФ после оранжевой революции, феномен которой мог привести к потере контроля над Украиной, а, значит, и над регионом в целом, сделала нужные выводы и сейчас работает в Украине с огромным запасом прочности.

Привлечены все возможные и невозможные ресурсы и рычаги влияния, включая газовую и нефтяную палку, манипуляционные технологии, агентов влияния (как известно, бывших агентов КГБ не бывает), деньги, компроматы, разжигание тлеющих конфликтов, учреждение и поддержку наполовину военных казачьих и молодежных организаций, скупка жизненно важных для страны активов и т.п.

По странному стечению обстоятельств, именно Мороз играет ключевую роль в процессах реванша постимперских сил в Украине, начиная руководством красным пророссийским большинством в первом парламенте независимой Украины – так называемой группой 239.

Случайно или нет, но именно Мороз дал старт "кассетному скандалу", который в результате сделал из Кучмы и управляемой им Украины европейского изгоя, вплоть до событий оранжевой революции в конце 2004 года.

Очевидно, именно Россия получила политические дивиденды с кассетного скандала, поскольку в 2001-2004 годах она осуществляла практически абсолютный контроль над Кучмой и его правительствами.

Случайно или нет, но именно Мороз стал катализатором создания реваншистской пророссийской коалиции в нынешний Верховной Раде, которая привела к власти правительство Януковича №2, что одновременно стало началом сворачивания демократических проевропейских процессов в Украине.

На данном этапе у гаранта конституции и суверенитета Украины, даже если бы тот и планировал какие-то решительные меры для защиты суверенитета, после политической реформы, особенно после прихода к власти правительства Януковича, нет тех возможностей, которые были у него до сентября 2006 года.

Вообще не видно и не слышно, есть ли в Украине служба безопасности, и чем она вообще занимается?

Очередным полем политической борьбы президента и премьера обещает быть бюджет 2007 года.

По логике событий, президент не должен подписывать предложенный правительством Януковича бюджет на следующий год, тем более что в принятом в первом чтении варианте практически не учтены замечания и предложения президента.

Поэтому Янукович и собирает аргументы в виде перспектив прохождения в парламенте законов по ВТО, перспектив работы в правительстве Луценко, Павленко и Поляченко, а также – Тарасюка и Гриценко.

В один ряд с этим становится и зарегистрированное в ВР постановление о создании парламентской следственной комиссии относительно работы председателя СБУ Дрижчаного.

Если президент и на этот раз уступит под действием давления и шантажа со стороны антикризисной коалиции относительно подписания государственного бюджета на 2007 год, это будет последним шагом к политической смерти Ющенко, как действующего политика.

Ведь, по крайней мере в течение года после этого, до начала следующего бюджетного процесса, руководителям правительства и антикризисной коалиции можно будет не обращать внимания на президента.

А через год антикризисники последовательно и настойчиво свернут шею свободе слова, а деятельность оппозиции сведут до уровня маргинеса. Независимого суда в Украине не было никогда, а до следующих выборов еще далеко.

Наложение президентского вето на закон о бюджете-2007 будет означать переход к открытой конфронтации между президентом с одной стороны и правительством и большинством в парламенте – с другой.

Вопрос в том, насколько президент, его аналитики, оперативный штаб и СБУ готовы к такой конфронтации не столько с Януковичем и Партией Регионов, сколько с намного более сильной и влиятельной структурой, которой является ГРУ РФ.

Ведь будут использоваться все рычаги влияния на процессы в Украине, включая организацию экономического, политического, религиозного и межрегионального кризисов.

Пример Грузии наглядно демонстрирует, что может ожидать Украину в случае очередных попыток избавиться от "дружеских" объятий соседнего государства.

Принятие президентом бюджета-2007 будет означать переход в наступление национально-демократических сил после последовательного полуторагодовалого отступления, которое началось в сентябре 2005 года.

Если даже правительство и антикризисная коалиция учтут в проекте бюджета все принципиальные замечания и поправки президентской стороны, а президент этот бюджет подпишет, это будет просто приостановкой отступления и установлением определенного временного паритета.

Потом антикризисники, после короткого перерыва, снова начнут свое наступление.

Но в таком случае логическим завершением такого наступления будет отставка президента по любому поводу, так как такой президент никому в этой стране уже не нужен.

Сергей Сорока