Парадоксы сознания
Считается, что давать первые оценки деятельности политиков можно по истечении ста дней со времени их прихода к власти. Кто определил этот срок, точно неизвестно.
Однако очевидно, что, с одной стороны, членам правительства нужно дать определенное время, чтобы проявить себя, с другой стороны, обществу это время нужно для того, чтобы ослабло эмоциональное напряжение предвыборной борьбы и "на трезвую голову" можно было оценить действия новой власти.
Тем не менее, оценки действий власть имущих как эксперты, так и простые граждане начинают давать задолго до окончания "стодневного" срока.
Для социологов эти "ранние" оценки важны еще и тем, что в дальнейшем служат "базовым показателем", по которому можно судить о динамике отношения к новому правительству и оценок его деятельности.
Здесь нужно учитывать, что, как правило, чем меньше времени прошло со времени формирования новой правительственной команды, тем лучше отношение к ней со стороны граждан, после чего наблюдается ухудшение показателей этого отношения.
Приход (или возвращение) к власти политика чаще всего приводит к повышению поддержки его действий гражданами. Что будет с этой поддержкой потом, в большой мере зависит уже от него самого.
Возвращение Януковича в кресло премьера так же способствовало улучшению оценки его действий обществом.
Справка относительно 1-го опроса |
Опрос осуществлен социологической службой центра имени Александра Разумкова с 22 по 28 сентября 2006 года. Было опрошено 2005 респондентов в возрасте от 18 лет во всех областях Украины. Опрос проводился в 118 населенных пунктах (73 городских и 45 сельских). Теоретическая погрешность выборки (без учета дизайн-эффекта) не превышает 2,3% с вероятностью 0,95. |
Если по данным опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова в январе этого года, его действия полностью поддерживали 23,5%, поддерживали частично − 19,4%, не поддерживали − 51,6%, то по данным опроса, проведенного этой же исследовательской структурой в конце сентября, его действия полностью поддерживали 25,9%, поддерживали частично − 29,9%, не поддерживали − 37,5%.
Как можно судить из таблиц 1 и 2, по данным сентябрьского опроса респондентов, которые считают, что правительство Януковича лучше, чем правительства Еханурова и Тимошенко, больше, чем тех, кто считает, что лучшими были предыдущие правительства.
Хотя, если обратиться к архиву социологических опросов, там можно найти довольно интересные сведения.
В частности, в конце февраля 2005 года, когда со времени роботы правительства Тимошенко прошло меньше месяца, интервьюеры центра Разумкова задавали респондентам вопрос: "Если говорить о первом впечатлении, то как бы Вы оценили правительство Юлии Тимошенко, сравнительно с предыдущим правительством Виктора Януковича?".
Тогда 41,7% опрошенных ответили, что "правительство Тимошенко лучше, чем правительство Януковича", 15,9% − что оно ничем существенно не отличается, и только 17,3% − что оно хуже, чем правительство Януковича.
Таблица 1
Как бы Вы оценили правительство Виктора Януковича, сравнивая его с предыдущим правительством Юрия Еханурова? (сентябрь 2006 г.)
1. Правительство Януковича лучше, чем правительство Еханурова | 34,9 |
2. Правительство Януковича ничем существенно не отличается от правительства Еханурова | 26,4 |
3. Правительство Януковича хуже, чем правительство Еханурова | 17,3 |
4. Затрудняюсь ответить | 21,3 |
Таблица 2
Как бы Вы оценили правительство Виктора Януковича, сравнивая его с правительством Юлии Тимошенко? (сентябрь 2006 г.)
1. Правительство Януковича лучше, чем правительство Тимошенко | 41,0 |
2. Правительство Януковича ничем существенно не отличается от правительства Тимошенко | 15,6 |
3. Правительство Януковича хуже, чем правительство Тимошенко | 26,0 |
4. Затрудняюсь ответить | 17,4 |
Хотя, здесь следует отметить, что такие преимущества в оценках общественности обусловлены не только личностными трансформациями, которые произошли с этим политиком за последние два года, сколько с определенными особенностями общественного сознания, которые социологи со стажем могут наблюдать при каждом изменении власти.
Прежде всего, речь идет о том, что каждое новое правительство для граждан в большинстве случаев лучше предыдущего самим фактом своей "новизны", который порождает надежду на положительные изменения.
Но, хотя и говорят, что надежда умирает последней, ни одному правительству на одних только надеждах не удавалось долго протянуть.
Тем более, что, как видно из результатов опросов, условия для смерти надежд уже созданы.
Хотя выше говорилось о том, что приход новой власти часто рождает в обществе "всплеск" оптимизма, на этот раз этот "всплеск" с самого начала оказался более слабым, чем, например, после прихода к власти "оранжевых" в начале 2005 года.
Тогда, как видно из результатов опроса, проведенного Центром Разумкова в апреле 2005 года, не только высокой была оценка действий власти, но и доминировало убеждение в том, что "события в Украине развиваются в правильном направлении" (см. табл. 3). Сейчас же мысль о "правильности направления", в котором развиваются события, изменилась с точностью до наоборот (см. в той же таблице).
Таблица 3
Если говорить в целом, как Вы считаете, события в Украине развиваются в правильном или неправильном направлении?
Апрель 2005 г. | Сентябрь 2006 г. | |
В правильном направлении | 53,5 | 16,5 |
В неправильном направлении | 23,0 | 54,3 |
Затрудняюсь ответить | 22,2 | 20,3 |
Не ответили | 1,2 | 9,0 |
Как можно судить по данным таблицы 4, граждане чаще либо считают, что изменений не произошло, либо что произошли отрицательные изменения. Чаще всего респонденты указывают на ухудшение положения в сфере цен и тарифов, на снижение уверенности в завтрашнем дне, на ухудшение отношения граждан к власти, на снижение уровня благосостояния их семьи.
45% опрошенных считают, что вообще ситуация в стране из времени создания нового правительства изменилось к худшему, 43% − что она не изменилась, и только 4,5% − что она изменилась к лучшему.
Опять-таки, в первые месяцы "оранжевой" власти аналогичные оценки были совсем иными: по данным опроса Центра Разумкова, проведенного в конце февраля 2005 года, сравнивая тогдашнюю ситуацию в стране с концом 2004 года (то есть до прихода к власти "оранжевых"), 30,9% считали, что она улучшилась, 22,5% − что ухудшилась, и 39,2% − не изменилась.
Даже приверженцы Партии регионов − то есть те, кто голосовал за нее на последних парламентских выборах − недостаточно оптимистично оценивают изменения, которые произошли в стране за время деятельности возглавляемого лидером этой партии правительства: 49,4% из них считают, что ситуация в стране за это время не изменилась, 35,7% − что она ухудшилась, и только 6,6% − что она улучшилась.
Оценки приверженцев "оранжевых" еще хуже. Так, среди представителей электората БЮТ на предыдущих выборах считают, что ситуация в стране ухудшилась − 55,0%, что она не изменилась − 35%, что она улучшилась − 3,6%.
Вопреки тому, что представители электората Партии регионов достаточно низко оценивают эффективность деятельности правительства, возглавляемого Януковичем, больше половины (55,6%) из них полностью поддерживают деятельность этого политика, еще 37,6% ответили, что "поддерживают отдельные действия", и только 4,5% совсем не поддерживают.
74,4% из тех, кто голосовал за эту партию, считают, что именно Янукович является самым лучшим премьером за всю историю независимой Украины;
21,3% из них придерживаются мысли, что Партия регионов полностью,
43,6% − в большой мере выполняет свои предвыборные обещания: 24,5% − что не совсем выполняет, 3,5% − совсем не выполняет.
Среди всех опрошенных 9,5% считают, что Партия регионов полностью выполняет предвыборные обещания, 23,8% − в большой мере выполняет, 28,8% − не совсем выполняет, 25,8% − совсем не выполняет.
Таблица 4
В начале августа этого года было создано новое коалиционное правительство. По Вашему мнению, как за период деятельности нового правительства изменилось положение в Украине в следующих сферах?
Изменилось к лучшему | Изменилось к худшему | Не изменилось | Затрудняюсь ответить | |
Международный имидж Украины | 10,6 | 29,1 | 44,6 | 15,7 |
Уровень свободы слова | 8,0 | 13,5 | 65,8 | 12,8 |
Уровень демократии | 6,4 | 16,0 | 64,9 | 12,7 |
Отношения граждан к власти | 5,2 | 47,3 | 38,4 | 9,1 |
Экономическое положение страны | 4,8 | 36,9 | 50,0 | 8,3 |
Положение в сфере соблюдения прав и свобод граждан | 4,2 | 17,8 | 59,0 | 19,0 |
Пенсионное обеспечение | 4,2 | 24,8 | 61,6 | 9,5 |
Отношения власти к гражданам | 4,2 | 35,3 | 50,0 | 10,5 |
Ситуация с преступностью | 3,9 | 19,1 | 62,8 | 14,3 |
Оплата работы | 3,6 | 31,1 | 57,4 | 8,0 |
Уверенность граждан в завтрашнем дне | 3,6 | 58,6 | 30,1 | 7,8 |
Соблюдения законности государственными служащими | 3,3 | 22,0 | 56,1 | 18,6 |
Уровень благосостояния Вашей семьи | 3,3 | 44,4 | 49,1 | 3,2 |
Уровень цен и тарифов | 0,9 | 79,8 | 15,7 | 3,6 |
Ситуация в стране в целом | 4,5 | 44,4 | 42,8 | 8,2 |
Частично это можно объяснить тем, что далеко не всегда ответственность за нынешние недостатки возлагалась на новое правительство. По сути говоря, в последнее время члены правительства именно этот тезис ("виноваты не мы") и старались донести до общественности через средства массовой информации.
Однако, с течением времени делать это будет все тяжелее. Очевидно, это понимают даже в правительстве. Поэтому почти наверняка мы станем свидетелями попыток "изменить хоть что-то". Но, наверное, изменениями только "чего-нибудь" уже обойтись нельзя.
Страна нуждается в довольно серьезных системных изменениях. Собственно говоря, само стремление к изменениям и стало причиной взрыва народного неудовольствия в конце 2004 года. Но "оранжевая" правительственная команда явно проигнорировала это требование времени, которое, в конце-концов, и стало причиной ее политического фиаско.
Парадоксальность положения Януковича в том, что перед ним объективно стоят те же задачи, что и перед Ющенко и Тимошенко в начале 2005 года. Но осознание власть имущими, что и как нужно делать, не лучше (а, может, и хуже), чем полтора года назад.
Вопреки всем разногласиям, "оранжевый" и "бело-голубой" истеблишмент довольно близки по своему менталитету, и пока менталитет власти − сверху вниз − не будет изменен, нельзя и надеяться на то, что в стране произойдут важные перемены к лучшему.
Но и ожидать, что менталитет власти изменится сам по себе, было бы очень наивно. Власть и ее бюрократические институты не имеют собственного потенциала развития. Этот потенциал может быть привнесен во власть только "снизу", вследствие активности гражданского общества.
Итак, гражданам необходимо наконец-то научиться быть не наблюдателями, а участниками общественных и политических процессов. Ведь политика − слишком серьезная вещь, чтобы отдавать ее в руки политиков.
Михаил Мищенко, Центр Разумкова